ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

Среди гонений /17 Священники Казахстана и Средней Азии

 

60) Желтвай Николай (греко-католик). Настоятель храма Вознесения Господня в с. Худлево Ужгородского района. Родился 8 ноября 1911 г. в семье Греко-католического священника, директора женской учительской семинарии о. Виктора Желтвая и Маргареты Елеши в г. Ужгород. Закончив Ужгородскую гимназию в 1929 г., продолжил обучение в Ужгородской Духовной Семинарии. Через год, в 1930 г., как стипендиат Чехословацкой республики был направлен на учебу в Страсбург (Франция), где учился в Духовной Семинарии и изучал французскую филологию. Через полтора года, в начале 1932 г., когда Чехословакия отозвала своих стипендиатов из-за границы, Николая Желтвая и Александра Пунька перевели на дальнейшее обучение в Духовную Семинарию г. Оломоуц, где в 1934 г. он окончил полный курс богословия. В этом же 1934 г. продолжил обучение на философском факультете Братиславского университета, который окончил в 1936 году. 4 апреля 1937 г. епископ Мукачевской греко-католической епархии Александр Стойка в епископской часовне рукоположил в священники трех семинаристов: Николая Желтвая, Тиберия Марковича и Дионисия Дребитько ЧСВВ. В 1937-1944 гг. Николай Желтвай работал настоятелем в с. Пилипец Межгорского района, а с 1944 по 1949 гг. был настоятелем прихода в с. Худлево. С 1947 г. местные власти при активном участии органов безопасности прилагают все усилия, чтобы склонить о. Николая к переходу в русское православие, обещая ему церковные чины и другие земные блага, однако он не согласился. В начале 1949 г. соответствующие органы запрещают о. Николаю выполнять далее пастырскую работу, и семью выселяют из приходского дома. Чтобы содержать семью, он был вынужден вместе с несколькими своими коллегами работать рабочим на лесозаготовках в с. Люта Великоберезнянского района. Дочь о. Николая, Мария, так вспоминает этот период: «За время работы в Лютой он очень редко приезжал домой (один раз в 3-4 недели). Как правило, приезжал в субботу поздно вечером и в понедельник рано уезжал. В один из таких приездов в конце апреля 1950 г., утром в воскресенье, сотрудники Ужгородского МГБ арестовали отца». Закарпатский областной суд 17 мая 1950 г. приговорил о. Николая на 25 лет лишения свободы с поражением в правах сроком на 5 лет и конфискацией имущества. После суда через Львовскую тюрьму-распределитель его вывезли в лагеря ГУЛАГа городов Экибастуз и Джезказган, где он работал на различных строительных работах. Позже о. Николая перевели в лагерь в Омской области, где он работал на лесосплаве. Осенью 1955 г. о. Николай был освобожден из-под стражи и направлен в г. Новосибирск, где находился в ссылке и работал в конторе. В августе 1956 г. он вернулся домой в г. Ужгород. Отцу Николаю Желтваю удается устроиться бухгалтером в автотранспортной колонне, позже бухгалтером на заводе нестандартного оборудования, а затем бухгалтером в областном тубдиспансере, откуда и ушел на пенсию. Скончался о. Николай Желтвай 15 октября 1984 г. в г. Ужгород на 73-м году жизни и 45-м году своего пастырства. Согласно ст. 1 Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от 17 апреля 1991 г. о. Николай Желтвай был реабилитирован 18 февраля 1992 г. прокуратурой Закарпатской области.

Жена о. Николая Желтвая, Магдалина-Эдита Орос, родилась 15 апреля 1917 г. в семье Греко-католического священника Августина Ороса и Магдалины Дудинской в с. Ластомир (Словакия). Учась в Дебреценской учительской семинарии, получила диплом учителя. 25 марта 1937 г. вышла замуж за о. Николая Желтвая, разделив с ним трудности и удачи его пастырской работы. С мужем она едет в с. Пилипец, а позже - в с. Худлево. После ареста мужа больше года ее никуда не принимали на работу. Но оставшись с четырьмя малолетними детьми, она считала своим долгом любой ценой обеспечить их содержание и воспитание. Ей все-таки удается устроиться рабочей в Ужгородском ФМК. Там она тяжело заболела. После этого она работает уборщицей и одновременно кассиром в ресторане «Верховина», затем кассиром в одной из парикмахерских г. Ужгород. Осенью 1951 г. она устраивается на работу в областной больнице медсестрой, позже работает медсестрой тубдиспансера, откуда и вышла на пенсию. В 1981 г. она выехала на постоянное проживание в г. Пейч (скорее г. Печ – ред.) (Венгрия). Осенью 1990 г. приехала домой навестить детей и внуков, здесь заболела и 14 сентября 1991 г. умерла на 74-м году жизни от инсульта. Вместе с мужем она воспитала четырех детей: Юрия (директор коммерческого центра в г. Ужгород), Николая (умер в 1985 г.), Марию (научный сотрудник Ужгородского университета), Зузанну (работник областной библиотеки в г. Печ (Венгрия). (Ср. С. Бендас, Д. Бендас, Священники-мученики, сповідники вірності, Ужгород, Видавництво «Закарпаття», 1999, с. 86-88.)

 

61) Желтвай Федор (греко-католик). Настоятель храма св. Архангела Михаила в с. Тересва (с 1957 г. - пгт. Тересва) Тячевского района. Родился 3 сентября 1886 г. в с. Нягово (с 1946 г. - с. Добрянское) Тячевского района в семье Греко-католического священника Семена Желтвая и Екатерины Азарий. Получив среднее образование, с отличием, в Ужгородской гимназии, поступил в Ужгородскую Духовную Семинарию. Руководство семинарии направляет способного семинариста для продолжения обучения в Будапештскую Центральную Семинарию. 25 июня 1911 г. был рукоположен в священники епископом Мукачевской греко-католической епархии Юлием Фирцаком. В 1911-1912 гг. работает настоятелем в с. Великий Бычков (с 1947 г. - пгт. Великий Бычков), 1912-1913 гг. работает вспомогательным священником с. Ольховцы Тячевского района, 1913-1916 гг. - настоятель в с. Новое Село Виноградовского района, 1916-1918 гг. - настоятель в с. Дусино Савеловского района, 1918-1920 гг. работает вспомогательным священником в с. Нягово, 1920-1925 гг. настоятель в с. Луг Раховского района, а с 1925 по 1949 гг. - настоятель в с. Тересва (с 1957 г. - пгт. Тересва). Признавая его пастырские заслуги, епископ Мукачевской епархии Антон Попп назначает о. Федора в 1922 г. советником епископской консистории, а Апостольский администратор Мукачевской епархии Хайдудорогский епископ Николай Дудаш в июне 1944 г. назначает его наместником (деканом) Тересвянского деканата. Уже в конце 1948 г. советские власти запретили о. Федору выполнять функции священника, выселили всю его семью из фары (приходского дома). Поставив о. Желтвай и его семью в тяжелые условия, сотрудники Тячевского МГБ прилагали немало усилий, чтобы завербовать его для сотрудничества. Предпосылкой для этого должно было быть «добровольное» воссоединение с русским православием. Он не согласился, хотя прекрасно знал, что можно ожидать в случае отказа. Несмотря на 64-летний возраст, о. Федора арестовывали 6 июня 1950 г., обвинив в убийстве учителя (директора школы) Василия Неболы. На самом деле Василий Небола был расстрелян в лесу возле с. Квасы Раховского района 19 марта 1939 г. так называемыми «чернорубашечниками». Согласно этому страшному и неприличному для священника обвинению, о. Федор был осужден на 25 лет лишения свободы с поражением в правах на пять лет и конфискацией имущества. Сотрудники МГБ своими «гуманными» методами для подтверждения вышеупомянутого обвинения нашли и главного свидетеля в лице, до смерти запуганной, жительницы Тересвы Тяско, которая утверждала, что своими глазами видела, когда о. Федор в Тересве вешал Василия Небола и его товарищей. Когда на суде был зачитан приговор, о. Федор Желтвай (даже здесь ему не изменило чувство юмора), склонив голову перед судебной коллегией, сказал: «Большое спасибо достопочтенному суду, что дали мне еще столько лет (жизни – ред.), от Бога я надеялся получить еще только 5-6 лет». После суда он был отправлен в Львовскую тюрьму-распределитель, откуда попадал в один из лагерей ГУЛАГа в пос. Актас, близь г. Караганды, где должен был работать на различных строительных работах. Тяжелые условия лагерной жизни пошатнули здоровье уже немолодого заключенного, и о. Федор был отправлен в больницу. Здесь врач-заключенный, профессор из Будапешта, сделал ему операцию, а санитар-заключенный о. Стефан Петенко ухаживал за ним до последней минуты жизни. (Отец Стефан Петенко, после своего возвращении домой, рассказал семье о. Федора Желтвая подробности о смерти о. Федора.) Хотя операция была выполнена блестяще, плохое физическое состояние и отсутствие лекарств не позволили о. Федору выздороветь. О его смерти родственникам сообщил заключенный-эстонец Меунард, отправив открытку: «... Ему теперь лучше. Пришлите лекарство для него: Theodorus sacero mense decembri mortus est». Латинский текст сообщил, что священник Теодор умер в середине декабря. Таким образом, в середине декабря 1951 г. на 66-м году жизни и 41-м году своего пастырства о. Федор Желтвай умер. Его останки покоятся в безымянной могиле где-то на окраине г. Караганды.

На основании ст. 1 Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от 17 апреля 1991 г. о. Федор Желтвай был реабилитирован 10 ноября 1992 г.

Жена о. Федора Желтвая, Ксения-Маргарета Егреши, родилась 4 февраля 1892 г. в семье Греко-католического священника Михаила Егреши и Ирины Кутки в с. Березово Хустского района. Вместе с мужем они воспитали четверых детей: Екатерину (жена Павла Игнаца), Павла (врач, ученик того профессора, который в лагере ГУЛАГа сделал операцию о. Федору), Гавриила и Иосифа. Умерла жена о. Федора 27 января 1949 г. в с. Тересва в 57-летнем возрасте. (ср. С. Бендас, Д. Бендас, Священники-мученики, сповідники вірності, Ужгород, Видавництво «Закарпаття», 1999, с. 88-90.)

 

Продолжение следует