ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

Св. Иоанна Аркская

Св. Иоанна Аркская (Жанна д'Арк),

Домреми, Франция, ок. 1412 г. – Руан, Франция, 30 мая 1431 г.

 

Неграмотная крестьянка, в ранней юности она покинула родной дом, чтобы последовать воле Божьей, согласно которой ей предстояло освободить Францию от англичан. Явившись ко двору Карла VII, она получила от него полномочия встать во главе войска. Вдохновляя солдат собственным присутствием, она смогла освободить Орлеан и одержать победу при Патэ. Но, лишившись поддержки короля, Жанна не смогла довести до конца свою миссию – борьбу против англо-бургундов. Сначала она была ранена у ворот Парижа, а затем в 1430 г., при обороне Компьена, попала в плен к бургундам, которые продали ее англичанам. Ее перевезли в Руан, где она предстала перед церковным судом и после изматывающих допросов была приговорена к сожжению заживо за ересь. Но в 1456 г. Жанна была реабилитирована посмертно, а в 1920 – причислена к лику святых Папой Бенедиктом XV.

Покровительница: Франции, радистов и телеграфистов.

Имя: «благословен Господь», «дар Господень» (евр.).

Знак: золотой венец, лилии, меч.

«Римский мартиролог»: «В Руане, Нормандии, Франции, св. Иоанна Аркская, прозванная орлеанской девой, которая отважно боролась за защиту родины, но попала в руки врагов и была приговорена несправедливым судом к сожжению на костре».

 

Св. Иоанна Аркская, более известная как прославленный борец за свободу Франции Жанна д'Арк, была сначала заживо сожжена на костре, но вскоре, в 1456 г., реабилитирована Святым Престолом. Она сыграла решающую роль в пробуждении духа французов во время Столетней войны и, конечно же, заслуживала лучшей участи, нежели быть преданной бургундами в руки британцев, отвергнутой собственными соотечественниками и, наконец, казненной под давлением англичан. Многое было написано об этой легендарной святой, но, к сожалению, чаще всего ее биографы всего лишь облекали ее в собственные убеждения. Да, она была великой французской патриоткой, погибшей жестокой смертью, но не «мученицей» в христианском смысле этого слова: т.е. она стала жертвой не ненависти к ее вере, а скорее «политических соображений». Хотя ее беспредельное мужество и непоколебимая решимость не подлежат никакому сомнению.

Родившаяся в Домреми в 1412 в крестьянской семье, она умела шить и прясть, но не читать и писать. В общем, у нее было счастливое детство, даже если взрослых и беспокоила часто опасность вторжения лотаринжцев или угрожающий шум Столетней войны. Жанне было всего три года, когда Генрих V Английский выиграл сражение при Азенкурте и потребовал французский трон, принадлежавший на тот момент Карлу VI Безумному. Франция была еще более ослаблена конфликтом, возникшим между домом Орлеана и Бургундии после убийства герцога дофином, будущим Карлом VII. В итоге бургунды вступили в союз с англичанами, так что последние, пусть даже и с немалыми финансовыми трудностями, смогли с успехом продолжать борьбу за корону Франции.

Тем временем в 1426 г. 14-летняя Жанна начала слышать таинственные небесные голоса в сопровождении ослепительного света, и еще два года спустя во время одного из таких явлений голос велел ей добровольно отправиться к военной верхушке, чтобы «спасти Францию». Орлеан находился в осаде, и страна была на грани гибели. В 1429 г. Жанна узнала в Шиноне дофина, хотя тот замешался в толпу придворных, и переговорила с ним с глазу на глаз, завоевав его доверие. Однако, ей все же пришлось побывать в Пуатье, чтобы пройти проверку у богословов относительно своей веры и костюма, но те не нашли ничего подозрительного или предосудительного и посоветовали дофину как можно полнее использовать харизмы девушки. Жанна, со своей стороны, попросила, дать ей войско, чтобы освободить Орлеан и, облекшись в белые доспехи, двинулась во главе армии к осажденному городу со знаменем, на котором значились имена Иисуса и Марии.

Поход, действительно, завершился успехом, и Орлеан был освобожден, и в этом, несомненно, была большая заслуга «девы», сумевшей пробудить дух французов и заставить своих соотечественников поверить в божественную помощь. Народное воодушевление еще более возросло после взятия Реймса, где Жанна затем стояла со своим знаменем рядом с Карлом VII во время его коронации. И всё же у девушки скоро появились сильные противники в лице представителей мужской половины двора, военной верхушки и Церкви, с подозрением смотревших на Жанну. Плоды их закулисных интриг не заставили себя ждать: после неудачного штурма Парижа, в ходе которого «орлеанская дева» была ранена, ее харизма уже не ценилась так высоко, а когда несколько месяцев спустя, она освободила Компьен, во время битвы подъемный мост был поднят прежде, чем Жанна успела скрыться за стенами города. Бургунды схватили ее, а французский король не сделал ничего, чтобы вызволить ее из плена, так что 21 ноября 1430 г. девушку продали англичанам.

Британцы, жаждавшие ее осуждения как мятежницы или еретички, организовали суд во главе с епископом Бовеским. У Жанны под перекрестным допросом требовали объяснений по поводу слышанных ею таинственных «голосов», ношения мужской одежды, ее веры и послушания Церкви. Хотя неграмотная крестьянка отвечала порой невпопад, она защищалась сама с удивительным мужеством и прозорливостью. И все же процесс окончился «грубой и нечестной подтасовкой фактов», полученные ею откровения судьи объявили сатанинским соблазном, что подтверждал и вердикт богословов Парижского университета. Отчасти, хотя и нельзя точно сказать, в какой мере, им удалось убедить и саму Жанну отступить от своих убеждений, но ненадолго. Вскоре она вновь надела мужскую одежду, ношение которой теперь не оправдывалось военной необходимостью и потому имело провокационный характер, и стала настаивать на том, что действовала исключительно по повелению Самого Бога, вверившего ей посредством «голосов» такую миссию.

Наконец, суд, во многом благодаря настойчивости епископа, признал Жанну д'Арк закоренелой еретичкой, и 30 мая 1431 г. в возрасте 19 лет она была заживо сожжена на площади руанского рынка. Девушка до самого конца оставалась примером образцовой христианки: попросив некоего доминиканца держать перед ней выосоко поднятый крест, она до последней минуты, преодолевая ужасные муки, призывала имя Иисуса. Пепел был брошен в Сену, чтобы не допустить его народного почитания. Некий чиновник английской короны сказал после всего произошедшего: «Мы погибли, потому что бросили в костер святую».

Двадцать лет спустя мать и два брата Жанны д'Арк об-ратились к Св. Престолу с просьбой пересмотреть ее дело. И в 1456 г. Папа Калликст III реабилитировал ее, отменив незаконный приговор епископа. Это стало главным толчком к росту ее земной славы: в 1910 г. св. Пий X беатифициорвал Жанну, а в 1920 г. Бенедикт XV причислил девушку к лику святых. Особенно широко ее почитание распространилось, конечно же, во Франции заметно усиливаясь в военное время, и, в конце концов, Жанна д'Арк была объявлена покровительницей страны. Англичане со временем также изменили свое отношение к образу французской героини, так что ее статуя была даже помещена в кафедральном соборе Винчестера перед могилой кардинала Бофорта, игравшего главную роль на процессе против Жанны.

Не мало и тех, кто считает эту смелую девушку, жившую в позднем средневековье, «первой протестанткой» или некоей предтечей современного феминизма. Но в действительности, Жанна д'Арк была всего лишь обыкновенной крестьянкой, сумевшей, однако, исполнить ту миссию, которую она получила во время явлений, как теперь полагают, свв. архангела Михаила, Маргариты Антиохийской и Екатерины Александрийской. И если кому-то кажется не-вероятным сам факт подобных явлений, пусть обратится к тем горам документов, которые Св. Престол собрал для посмертной реабилитации невинной жертвы несправедливого трибунала. Трудно смириться лишь с тем, что среди членов того трибунала были и представители Церкви.

За последние десятилетия появилось огромное количество печатной и кинематографической продукции, посвященное жизни св. Жанны д'Арк. Но лишь в 1996 г. на чердаке обыкновенного сельского дома были обнаружены доспехи, по всей вероятности, некогда принадлежавшие ей. Это подтверждается множеством признаков, включая и повреждения в тех самых местах, где была ранена святая.

                              Фабио Ардуино