ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

Амулет (лат. amuletum, араб. humulet) – это предмет, имеющий – по убеждению многих людей – тайную магическую силу, охраняющую хозяина от зла. Если кроме этого амулет приносит счастье и помощь в предпринимательстве, он носит название «талисман». Своеобразный культ амулетов получил широкое распространение особенно в Египте. Амулеты изготовлялись из фаянса, камня скарабея, могли представлять собой фрагменты папируса с тайными знаками числами и рисунками.

Фетиши, как амулеты и талисманы массово употреблялись язычниками, особенно халдеями и ассирийцами, от которых их переняли евреи. Однако Ветхий Завет запрещал всякого рода магию, в том числе и употребление амулетов (Исх 22, 28; Лев 20, 27; Втор 18, 10-11). Но, несмотря на это, они были в употреблении у израильтян (Быт 35, 4; Пс 3, 18). Это были магические знаки и комбинации букв еврейского алфавита, имена Бога или ангелов, написанные на небольших кусочках пергамента. Употребляемы они были и в исламе, несмотря на тот факт, что Коран запрещает магию.

ГРЕХ ИДОЛАТРИИ И ОПАСНОСТИ ДЛЯ ДУШИ И ТЕЛА, НЕСМОТРЯ НА ОЖИДАНИЕ ПОЛЬЗЫ

С точки зрения закона Божьего, пророков и библейского автора, это выражение идолопоклонства (или идолатрии), которое Библия сравнивает с проституцией или прелюбодеянием с чужими богами. Идолатрия неразрывно связана с «демонированием», то есть с присутствием и действием злых духов. Как утверждает великий знаток духовности L. Bouyer, на тему равносильности святотатства и культа демонов надо бы цитировать всю патристику. Укажем, по крайней мере, двух авторов Отцов Церкви, создающих спектр целого горизонта: Клементия Александрийского с его «Pro treptikos» гл. 3 и Тертуллина с «De praescriptione» гл. 40. С ними соглашается св. Иустин (1 Посл 66 и Диалоги с Трифоном, 70) и другие Отцы Церкви.

В идеологии амулетов и талисманов накапливается много ошибок и грехов, поэтому их ношение не только не помогает, но может (или даже должно) навредить. Навредить на уровне духовном – это нанести «вред» душе (Мф 16, 26) и принести несчастье в сфере материальной, экзистенциальной, жизненной, семейной. Об этом свидетельствует и душпастырская практика, и анализ этой «талисманской» идеологии, проявляющейся сегодня в популярном «Кольце Атлантов».

Талисманы и амулеты Библия трактует с высокой серьезностью как своеобразные и реальные символы определенного рода «религиозных обетов», которые когда их носят на сердце, руке или пальце относятся к неправильному богу. Таким образом, для крещеного христианина это религиозное предательство, оскорбление живого Бога, контринициация. Так что это не развлечение и не игра, а более или менее серьезный, и нередко постоянный отказ от собственной христианской инициации, который может быть опасен для вечного спасения. Он опасен еще тем, что обязательно притянет обманывающие силы зла, которые заинтересованы в том, чтобы человек потерял правильный путь в вечность. Мы должны реагировать, потому что порабощающие силы, распространяющие иллюзии обманчивых надежд счастья, скрываются за «позитивными» масками успокаивающего религиозного игнорирования.

Ношение амулета или талисмана является начальным магическим ритуалом, упрощенной инициацией, формой идолопоклонства, а временами даже демонического культа. Амулеты имеют различную форму: шнуры, месяц, сережки в носу, браслеты, флакончики с благоуханиями или цепочки на ногах, а тоже форму колец и лент (Ис 3, 18-23; Иез 13, 20; Суд 8, 21). В Книге Иезекииля мы находим обвинение пророчествующих без Божьего разрешения, которые занимались предсказанием будущего, пользуясь лентами (вокруг рук или на челе) как амулетами (Иез 13, 17-23).

 

БИБЛЕЙСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВРЕДА АМУЛЕТОВ И ТАЛИСМАНОВ

Давайте соберем богословские данные, чтобы до нас дошла значимость проблемы. В Библии используется греческий термин «hieromata eidolon», который можно перевести как «вещи языческих божеств» или  «идолатрические предметы». Это неуказанные точно предметы, забранные евреями из языческого храма в Иамнии (2 Макк 12, 40а, ср. 12, 8; 1 Макк 5, 58-59). Автор библейского текста припоминает, что их ношение порицалось с точки зрения Закона Моисеева (ср. Втор 7, 24-25) и стало поводом их смерти в борьбе (2 Макк 12, 40в). Надо бы добавить, что вина погибших заключалась в том, что они не уничтожили эти предметы, но забрали их с собой (ks. R. Pindel).

Интересно то, что цитируемый текст не говорит прямо о том, что они воспринимали эти предметы как амулеты, но уже само обладание ими, и признание за ними исключительно материальной ценности, принесло им несчастье и смерть. Таким образом, их смерть стала воплощением «проклятия» за грех идолатрии, который они совершили. Однако еврейская общественность была убеждена в том, что именно из-за этого им угрожает еще большее несчастье. Люди, которым было жаль тех солдат, начали искренне молиться за них, потому что считали (а это убеждение было достаточно распространено), что им угрожает потеря вечного спасения. Показательно то, что именно в этом контексте родилось богословие чистилища, как пишет кардинал Й. Ратцингер (Бенедикт XVI), в своем трактате об эсхатологии, переведенном на множество языков (Эсхатология, Познань 2004).

У каждого из умерших нашли «под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям: и сделалось всем явно по какой причине они пали» (2 Макк 12, 40а). Эти «вещи», посвященные божкам, наверняка были амулетами, связанными с божеством Иамнии – с Дагоном. «Для всех стало явно по какой причине они пали» (2 Макк 12, 40),  – это было сильное убеждение общины верующих, являющейся как бы «праобщиной» христианской Церкви. Поэтому была собрана жертва, которая должна была загладить их вину. Это самое старое высказывание, говорящее о возможности наказания за вину уже умершим людям, благодаря будущему воскресению (ks. A. Jankowski OSB).

В католичестве медальоны с изображением Христа или Девы Марии, или св. Христофора не являются амулетами, хотя могут, ошибочно, исполнять такую роль, в зависимости от осознания веры носящих их людей. Однако святые знаки не действуют собственной силой как амулеты и талисманы, без живой веры никакие символы не помогут. Это основная разница. Против веры в амулеты Церковь выступала на синодах в Лаодикии (344-363), Аквизгране (781) и Франкфурте-на-Майне (794). Катехизис Католической Церкви (ККК 2114) также порицает ношение амулетов.

 

o. Александр Посацки

доктор богословских наук

кандидат философских наук

Перевод: с. Марина Юрченко