ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Среди гонений/14 Священники Казахстана и Средней Азии

54) Дзуровчик Михаил.

...Писатель Юрий Шип так описывает прощальную проповедь о. Михаила: «Братья и сестры, дети мои возлюбленные! Уже недолго я буду с вами. Приходит лукавый князь тьмы, который ограбит души ваши и детей ваших... он и меня вербовал себе на службу, говоря: «Поклонись мне и будешь ходить в шелке и багряных одеждах, купаться будешь в моей славе имперской, а как не поклонишься, то сдохнешь в краях далеких, как тягловое быдло от холода и голода». Но я не поклонился, не пошел с ним... заранее зная последствия своего поступка...» (Карпатський край. - № 19-20. - 1992). Сотрудники КГБ арестовывали его в апреле 1950 г., а Закарпатский суд осудил о. Михаила на 25 лет лишения свободы с поражением в правах сроком на 5 лет и конфискацией имущества. Пройдя тюрьмы-распределители, он был вывезен в лагеря ГУЛАГа городов Кемерова и Омска, где его труд использовался на различных строительных работах. Тяжелый труд и нечеловеческие условия содержания заключенных подорвали здоровье о. Михаила. Работая в Караганде на лесоразработках, он получил травму черепа. В результате, вызванного травмой кровоизлияния была парализована левая рука и нога, а лечение в лагере не дало результатов. После того как о. Михаила парализовало, в конце 1954 г. его освободили из мест заключения и с провожатым отправили домой в Берегово, где он, прикованный к кровати, жил на иждивении семьи до самой смерти. Умер о. Михаил 11 июня 1975 г. на 75-ом году жизни и 49-ом году своего пастырства в г. Берегово. Своего собрата священника 13 июня тайно хоронили: оо. Стефан Легеза, Иосиф Кампов, Стефан Бендас, Виктор Шуба, Евгений Пасулька, Василий Похил, Михаил Тербан и Николай Васовчик. Согласно ст. 1 Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от 17 апреля 1991 г. о. Михаил Дзуровчик был реабилитирован 9 марта 1993 г. прокуратурой Закарпатской обл.

Жена о. Михаила Дзуровчика, Магдалина Колбас, родилась в 1910 г. в с. Сторожница Ужгородского района в семье земледельцев Яноша Колбаса и Елены Гренько. Закончив Ужгородскую женскую учительскую семинарию, работала учительницей начальных классов. В 1947 г. от учительской работы была отстранена. После ареста мужа должна была работать на низкооплачиваемых работах - сначала уборщицей в одной из парикмахерских, позже - в Береговском кинотеатре. С 1968 г. работала кассиром в Береговском кинотеатре, откуда и ушла на пенсию. В 1975 г. выехала на постоянное место жительства в г. Кошице (Словакия) к своей сестре. В семье выросло трое детей. Сын Константин был осужден на 20 лет лишения свободы за антисоветскую пропаганду и отбывал срок в лагерях ГУЛАГа г. Воркуты. Дочь Мария - учительница начальных классов, сын Владимир – аптекарь. (ср. С. Бендас, Д. Бендас, Священники-мученики, сповідники вірності, Ужгород, 1999, с. 71-73.)

55) Дулишкович Виктор.

Настоятель храма св. Архангела Михаила в селе Турья-Реметы, Перечинского района. Родился 19 октября 1917 г. в селе Негрово, Иршавского района в семье греко-католического священника Евгения Дулишковича и Маргареты Сабов. Получив среднее образование в Мукачевской гимназии, продолжил обучение в Ужгородской духовной семинарии. 12 июля 1941 г. епископ Мукачевской греко-католической епархии Александр Стойка рукоположил его в священники и назначил настоятелем в селе Черный Поток, Иршавского района. После освобождения края (от немецких войск – прим. ред.) в октябре 1944 г. крестьяне и верующие села единогласно выбирают своего духовного наставника делегатом Первого съезда Народных Комитетов, который состоялся 26 ноября 1944 г. в городе Мукачево. В 1946 г. епископ Теодор Ромжа переводит о. Виктора священником в село Турья-Реметы, где с 1932 по 1946 гг. был настоятелем о. Иван Неймет, у которого 27 января 1946 г. умерла жена, и он с разрешения епископа Теодора Ромжи уехал в США. Работники КГБ и местные власти возлагали надежды на о. Виктора как  на бывшего делегата Первого съезда Народных Комитетов и видели в нем потенциального члена инициативной группы по воссоединению греко-католических священников с российским православием. Каждое такое предложение он решительно отвергал. После так называемого «самороспуска» Греко-католической Церкви и ее запрета, ему запретили исполнять пастырское служение и предложили выселиться из фары (дом священника) и покинуть село. Поставив о. Виктора и всю его семью в тяжелые условия (он нигде не мог трудоустроиться), сотрудники Перечинского КГБ надеялись сломить волю непокорного священника. Он не согласился выполнить их установки, хотя хорошо знал (и они напоминали, что его ждет судьба отца, Евгения Дулишковича, которого уже арестовали), чего можно ожидать от этих людей. 26 мая 1949 г. отец Виктор был арестован сотрудниками КГБ, а 9 июля 1949 г. за антисоветскую деятельность Закарпатский областной суд приговорил его к 25 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах на 5 лет и конфискацией имущества. После суда, 25 августа 1949 г. его вместе с собратьями священниками: отцами Юлием Бачинским, Стефаном Бендас, Антоном Романом, Михаилом Мозером, Игнатием Сиксаем и Гавриилом Удут погрузили в вагон для заключенных, «Столыпин», на станции Ужгород и отправили во Львовскую тюрьму-распределитель, куда они прибыли 28 августа и были размещены в 14-ой камере 12-го корпуса. 5 сентября всю эту группу священников, кроме о. Юлия Бачинского, отправили дальше и 10 сентября 1949 г. они прибыли в первую Киевскую тюрьму (так называемую «Лукьяновку»). Отсюда о. Виктор Дулишкович попадает в лагеря ГУЛАГа в Казахстане, где его труд используется на строительных работах и в шахтах на добыче медной руды. В одном из этих лагерей, расположенном в поселке Кенгир (в декабре 1954 г. переименован в г. Джезказган), 16 мая 1954 г. 5200 заключенных – «врагов народа», не только не вышли на работу, но и взяли в свои руки управление лагерем. Повстанцы героически отстаивали свою свободу, но 26 июля сюда была брошена регулярная армия, которая обстреляла лагерь, подожгла бараки, и атаковала лагерь танками. Восстание было подавлено и раздавлено гусеницами танков. Среди почти 500 погибших во время защиты своей свободы был и о. Виктор Дулишкович. Он умер на 37-ом году жизни и 13-ом году своего пастырства, получив огнестрельную рану в живот. Об этом восстании и сегодня рассказывают легенды, потому что в то время, в системе лагерей ГУЛАГа оно было первым. В известной всему миру книге «Архипеллаг ГУЛАГ» Александр Солженицын описал события произошедшие в этом лагере.

На основании ст. 1 Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от 17 апреля 1991 г. отец Дулишкович Виктор был реабилитирован 24 июля 1992 г.

Жена о. Виктора Дулишковича, Мария Неймет, родилась 20 сентября 1920 г. в селе Негровец Межгорского района в семье греко-католического священника Ивана Неймета и Марии Березнай. В 1941 г. вышла замуж за священника, с которым делила все радости и печали нелегкой пастырской работы. После ареста мужа на ее плечи лег тяжелый груз по содержанию и воспитанию троих маленьких детей: Марии, Виктора и Иосифа. Жене священника, к тому же репрессированного, трудоустроиться было очень трудно. Приходилось выполнять различные низкооплачиваемые работы, чтобы хоть как-то содержать семью. Тяжелые условия жизни и лишения сказались на ее здоровье. 1 октября 1982 г. на 63-ем году жизни она умерла в Ужгороде, в результате инфаркта сердечной мышцы. (ср. Бендас С., Бендас Д., Священники-мученики, сповідники вірності, Ужгород, Видавництво «Закарпаття», 1999, с. 75-77).

Продолжение следует
Евгений Стариков