ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Папа Франциск в Святой земле


День первый

Папа Франциск начал 24 мая свою вторую апостольскую поездку за пределы Италии и на этот раз отправился в Святую землю. Как обычно, он вылетел из Рима самолетом итальянской компании “Alitalia”, отбывшим из международного аэропорта Фьюмичино в 8:25. Полет до иорданского Аммана занимает три с половиной часа. Вместе с понтификом на борту находились около 70 журналистов и 20 членов папской свиты, среди которых были кардиналы Парполин, Сандри и Кох, соответственно госсекретарь Св. Престола, префект Конгрегации по делам восточных Церквей и председатель Папского совета по единению христиан. Впервые в истории в папскую делегацию вошли также два представителя других вероисповеданий – буэнос-айресский раввин Абрам Скорка и аргентинский мусульманин Омар Ахмед Абуд. Святой Отец в ходе перелета лично поприветствовал каждого из журналистов и обменялся с ними парой мыслей и наблюдений на тему начавшейся поездки. «Для вас это тоже будет очень трудная поездка. Вы должны смотреть, писать и думать, т.е. делать много вещей сразу. Благодарю вас за ваш труд и от всего сердца молюсь о вас. Хотя некоторые из вас здесь говорили об изматывающей программе, я все же собираюсь на обратном пути дать пресс-конференцию, как и в прошлый раз». Пресс-секретарь Ватикана назвал эту возможность прямого разговора с Папой в конце трехдневной насыщенной программы «маленьким чудом». Прежде чем войти в проход, заполненный работниками СМИ, понтифик пошутил, намекая на перелет из Рио-де-Жанейро: «Снова иду, как агнец среди волков, но на этот раз я уже знаю, что они меня не укусят, и поэтому спокоен».

Частью международных поездок Папы является традиционные приветствия в адрес президента Итальянской Республики и глав государств, в которые направляется Святой Отец. В телеграмме Джорджо Наполитано понтифик отмечает, что цель его визита – вспомнить «историческую поездку досточтимого Павла VI 50 лет назад», «молиться о справедливости и мире» и дать новый импульс экуменическому и межрелигиозному диалогу. Следующие приветствия были адресованы греческому президенту Каролосу Папульясу и кипрскому президенту Никосу Анастасиадису. В последней телеграмме, направленной израильскому президенту Шимону Пересу, Папа пишет о том, чего ждет от предстоящей личной встречи.

Встреча с королем Абдаллой II, обращение к дипломатическому корпусу
Визиты своих предшественников Папа Франциск вспомнил и в своей первой речи в амманском королевском дворце, куда он отправился прямо из международного аэропорта “Queen Alia”, где на этот раз обошлось без официальной церемонии. У трапа самолета понтифика встречали лишь представитель короля Абдаллы II принц Гази бин Мухаммад, латинский Патриарх Иерусалима Фуад Туаль, юрисдикции которого подлежит вся Святая земля, включая Иорданию, и францисканский кустод Святой земли Пьербаттиста Пиццабалла. Двое детей преподнесли гостю черный ирис, являющийся символом Хашимитского Королевства.

Во дворце Папа сначала обменялся приветствиями с монаршей семьей: королем Абдаллом II, его супругой королевой Ранией и их четырьмя детьми. Понтифик вручил им в подарок барельеф итальянского скульптора Дамиелы Лонго, на котором изображена историческая встреча Папы Павла VI с Патриархом Афинагором. Затем все перешли в парадный зал дворца, где их ожидали триста представителей различных государств и члены дипломатического корпуса.

Король Иордании в своей речи на арабском и английском языках назвал свою страну местом, где «мусульмане и христиане сообща строят будущее на основе взаимоуважения, мира и поклонения Богу». Абдалла II указал на глубокие глобальные перемены, которые несет современная эпоха, и на ужасную цену сектантских и межрелигиозных конфликтов. «Там, где идеология сеет невежество и недоверие, наш общий голос может насаждать согласие и добрую волю, – подчеркнул его величество и отметил ведущую роль Папы в этой сфере. – Мусульмане ценят Вашу проповедь уважения и дружбе. Вы не только преемник св. Петра, но и совесть всего мира», – подчеркнул хашимитский правитель. В завершение своего выступления монарх напомнил о древнем наследии арабских христианских общин, являющихся «неотъемлемой частью Ближнего Востока», и пообещал помощь своей страны в разрешении сирийского кризиса и многолетнего палестино-израильского конфликта.

Папа Франциск произнес ответную речь на итальянском языке: «Ваша страна оказывает великодушное гостеприимство большому множеству беженцев из Палестины, Ирака и других кризисных регионов, в частности, из соседней Сирии, терзаемой слишком затянувшимся противостоянием. Это гостеприимство, Ваше величество, заслуживает уважения и поддержки международного сообщества».
В последние годы беженцы увеличили число жителей Иордании на 20%. Папа оценил мирные усилия представителей королевства и подчеркнул необходимость дальнейших усилий по преодолению сирийского кризиса и «справедливого разрешения палестино-израильского конфликта». Понтифик позитивно отозвался также о роли иорданского короля «в углублении верного понимания нравственного учения ислама и в поддержании мирного сосуществования приверженцев различных вероисповеданий». Затем Святой Отец обратился к местным христианам, которые составляют около 107 тыс. человек, не считая беженцев: «Теперь мне хотелось бы сердечно поприветствовать христианские общины, о которых так заботится это королевство. Они присутствуют на этой земле еще с апостольских времен и служат благу общества, в которое полностью интегрированы. Представляя собой меньшинство, они все же могут развивать необходимую и компетентную работу в сфере образования и здравоохранения благодаря школам и больницам и спокойно исповедовать свою веру в уважении к свободе вероисповедания, являющейся одним из основных человеческих прав, которое, как я искренне надеюсь, будет признаваться на всем Ближнем Востоке и во всем мире».

В заключение Преемник Петров озвучил свои ожидания от этой поездки: «Пусть данный визит послужит углублению и развитию добрых и сердечных отношений между христианами и мусульманами. И пусть Бог хранит нас от того страха перед переменами, о котором Вы, Ваше величество, говорили».

Богослужение в столице Иордании Аммане
Из дворца папский кортеж отправился к Международному стадиону Аммана, где пять лет назад, 10 мая 2009 г., отслужил св. Мессу предшественник Франциска Бенедикт XVI. Святой Отец пересел в открытый автомобиль, чтобы поприветствовать тысячи верующих, среди которых были не только христиане и не только иорданцы. Над пестрой толпой развевались, например, ливанские и филиппинские флаги, среди собравшихся были также беженцы из Сирии, Палестины и Ирака. Трибуны стадиона могут вместить до 25 тыс. человек, и еще тысячи людей смотрели прямую трансляцию богослужения на больших экранах, размещенных в округе. На поле преобладал белый цвет: Папу здесь ожидало более 1400 детей, которые должны были впервые приступить к св. причастию. Порядок обеспечивали скауты и десятки молодых волонтеров, благодаря которым литургия на арабском и итальянском языках прошла со всем надлежащим достоинством.

Папа Франциск в своей проповеди сосредоточился на Евангелии шестого пасхального воскресенья (Ин 14, 15-21), которое, по его словам, побуждает нас поразмышлять над тем, что во Христе и в нас совершил и совершает Святой Дух. Его действие понтифик резюмировал в трех словах: Дух подготавливает, помазывает и посылает.
Преемник Петров подчеркнул, что мир нельзя купить. Мир – это дар, который нужно терпеливо искать и почти создавать с помощью малых и больших дел, которые наполняют нашу повседневную жизнь.
«Путь мира открывается, если мы признаем, что все мы одной крови и являемся частью человеческого рода и если не забываем, что у нас один Отец на небесах, и все мы – Его дети , сотворенные по Его образу и подобию».

 


День второй

Перелет в Вифлеем. Месса на Площади яслей. Встреча с детьми в лагере для беженцев Дхейшех.

Всего 75 км отделяет Вифлеем, главное место второго дня папского паломничества, от Аммана, который преемник Петров покинул в полвосьмого утра по местному времени. Проводить его пришел король Иордании Абдалла II. Затем кортеж из трех вертолетов иорданских ВВС переправил Папу Франциска и его свиту в Вифлеем, городок с 25 тыс. жителями, расположенный в 10 км к югу от Иерусалима. Название городка и с иврита, и с арабского переводится как «дом хлеба». Библия впервые упоминает о нем в книге Бытия в связи со смертью Рахили (Быт 35, 19). Здесь родился и был помазан на царя Давид (1 Цар 16, 4-13). Самый маленький среди славнейших городов Иудеи, как его называет пророк Михей (5, 2), приобрел мировое значение с рождением Спасителя.
С 1995 г. Вифлеем входит в состав Государства Палестина. Президент этой страны Махмуд Аббас приветствовал Папу Франциска в своей резиденции в полдевятого утра. После частной беседы Аббас и понтифик произнесли официальные речи в присутствии дипломатического корпуса.

Из президентского дворца Папа Франциск проехался в открытом джипе по улицам Вифлеема на Площадь яслей, где его бурно приветствовали толпы людей. Маршрут длиной в два с половиной километра проходил мимо бетонной стены, окружающей вифлеемский анклав Государства Палестина и отделяющей его от Израиля. Понтифик попросил остановиться у этого ограждения, вышел из машины и, подойдя к стене и встав лицом к ней, помолился несколько минут в молчании.

Площадь яслей и все пространство вокруг базилики Рождества Христова, способное вместить около 9 тыс. человек, было заполнено до отказа. Кроме местных христиан, здесь находились также их единоверцы из сектора Газа и Галилеи и несколько сотен мигрантов из Азии. Литургия торжества Рождества Христова совершалась на латинском и арабском языках, но прошения звучали также на итальянском, французском и тагальском. Папа Франциск в своей проповеди говорил о знамении, возвещенном ангелами пастухам, т.е. о «Младенце, лежащем в яслях».
«Младенец Иисус, родившийся в Вифлееме, является знамением, которое Бог дал тем, кто ожидал спасения, и навсегда останется знамением любви Бога и Его присутствия в мире. “Вот вам знак: вы найдете Младенца…”».
Далее Папа указал, что и сегодня дети являются знамением – знамением надежды и жизни, а также диагностическим симптомом состояния здоровья семьи, общества и мира. Если детей принимают, любят, оберегают и заботятся о них, то семья здорова, общество лучше, а мир человечнее.
Святой Отец посетовал на то, что в нашем мире, создавшем тончайшие технологии, к сожалению, как на окраинах больших городов, так и в сельской местности все еще есть дети, живущие в нечеловеческих условиях на задворках общества. Множество детей по сей день эксплуатируется, порабощается и подвергается насилию, жестокому обращению и незаконной торговле. Слишком много детей сегодня является беженцами, слишком часто они тонут в морях, особенно в водах Средиземного моря. За все это нам стыдно перед Богом, Который стал Ребенком.

После Евхаристии Папу поприветствовал латинский Патриарх Иерусалимский Фуад Туаль. Затем в традиционной воскресной проповеди перед мариинской молитвой «Regina caeli» понтифик неожиданно для всех обратился к высшим политическим лидерам Палестины и Израиля: «На этом месте, где родился Князь мира, мне хотелось бы призвать Вас, господин президент Махмуд Аббас и господин президент Шимон Перес, от всего сердца помолиться вместе со мной к Богу о даре мира. И в качестве места этой молитвенной встречи предлагаю мой дом в Ватикане. Все мечтают о мире, множество людей ежедневно созидает его маленькими делами; многие страдают и терпеливо сносят трудности бесчисленных попыток достичь его. И все мы, особенно те из нас, чей долг – служить своему народу, обязаны стать орудиями и творцами мира, прежде всего, в молитве. Созидать мир тяжело, но жить без мира – это мука. Все мужчины и женщины этой страны ждут от нас, что мы вознесем к Богу их пламенную жажду мира».


Церемония приветствия в Тель-Авиве. Встреча с Патриархом Варфоломеем в Иерусалиме. Первое в истории экуменическое богослужение в базилике Гроба Господня.

Папа простился с родным городом Иисуса и на все тех же иорданских военных вертолетах пролетел 65 км до Тель-Авива. В аэропорту Бен-Гуриона его встречали президент, премьер-министр и все правительство Израиля. В ходе официальной церемонии с приветственной речью к понтифику обратился Шимон Перес, а затем слово взял Святой Отец, повторивший озвученное им в Вифлееме предложение собраться вместе с палестинским президентом в Ватикане и помолиться о мире.
По окончании церемонии понтифик вместе с сопровождающими лицами отправился в расположенный в 60 км Иерусалим, на этот раз на борту израильских военных вертолетов. Там его встречал мэр Нир Баркат. Затем в иерусалимском консульстве апостольской нунциатуры состоялась первая встреча епископа Рима с Патриархом Константинопольским, как это было и 50 лет назад. Папа Франциск и блаженнейший Варфоломей подписали при этом совместное заявление.

Однако, кульминацией совместного паломничества и еще одним историческим шагом на пути экуменического оздоровления отношений между двумя Церквами, бесспорно, стала вечерняя, первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Константинопольского в базилике Гроба Господня. Впервые экуменическое богослужение прошло в этом самом почитаемом христианском храме, где разделение ощущается с особой остротой. Базилика Гроба Господня является общей собственностью латинской, греческой и армянской Церквей, причем литургии здесь могут служить также православные коптского, сирийского и эфиопского обряда. Места и расписание богослужений строго определены так называемым «статус-кво», который был установлен турецким султаном в 1757 г. Ключи от базилики по сей день принадлежат двум мусульманским семьям из Иерусалима. И 25 мая в этом храме впервые в истории прошло экуменическое богослужение с участием представителей всех вышеупомянутых Церквей и в присутствии англиканских и лютеранских епископов.

«Со страхом, волнением и почтением стоим мы в этом месте», – начал свою проповедь Патриарх Константинопольский Варфоломей, говоривший о назидании гроба, из которого вышла жизнь, и среди прочего сказавший:

«Это назидание о том, что историю нельзя запрограммировать и что последнее слово в ней не за человеком, а за Богом. Стража мирской власти напрасно стерегла этот гроб. Напрасно завалили вход в него огромным камнем, стараясь закрыть его так, чтобы никто уже не смог открыть. Напрасны долгосрочные стратегии земных правителей, и очевидно, что перед судом и волей Божьей все они призрачны. Любая попытка современного человечества строить свое будущее автономно и без Бога – это пустое самомнение».
Папа Франциск продолжил ту же мысль, когда сказал в своей проповеди: «Мы принимаем благодать этого мгновения и стоим у пустой гробницы, чтобы вновь открыть для себя величие христианского призвания: мы мужчины и женщины воскресения».

«Конечно, мы не можем отрицать, что разделение между нами, учениками Иисуса, существует. Это святое место позволяет нам с большей болью ощутить всю драму этого раскола. И все же с благодарностью и изумлением мы осознаем, что 50 лет назад те почтенные отцы (Павел VI и Афинагор) по вдохновению Святого Духа сделали поистине важные шаги к единству. Мы знаем, что нам нужно еще пройти долгий путь, чтобы достичь той полноты общения, выражением которой могла бы стать совместная евхаристическая трапеза, которой все мы горячо желаем. Но расстояния не должны пугать нас и тормозить наш путь. Нам нужно верить в то, что, как камень был отвален от гроба, так будут устранены и все преграды, до сих пор препятствующие полному общению между нами. Это будет благодать воскресения, которую мы можем предвкушать уже сегодня. Ведь каждый раз, когда мы вместе просим о прощении грехов, которые мы совершили против других христиан, и каждый раз, когда мы находим в себе мужество дать и принять это прощение, мы переживаем воскресение! Каждый раз, когда, преодолев старые предрассудки, мы находим в себе смелость строить новые братские отношения, мы исповедуем Христа, воистину воскресшего из мертвых! Каждый раз, когда мы думаем о будущем Церкви в призме ее призвания к единству, восходит свет пасхального утра! Помня об этом, хочу еще раз вслед за своими предшественниками выразить желание продолжать диалог со всеми братьями во Христе, чтобы мы определили, как епископу Римскому исполнять присущее ему служение, дабы оно в согласии с его миссией и с открытостью новой ситуации могло быть признаваемым всеми служением любви и общности в нынешнем контексте (“Ut unum sint”, пп. 95-96)…
Ваше святейшество, возлюбленный брат мой, все дорогие братья, отложим всякие сомнения, унаследованные нами из прошлого, и откроем свои сердца действию Святого Духа – Духа любви (ср. Рим 5, 5) и истины (ср. Ин 16, 13), чтобы вместе спешить к благословенному дню вновь обретенного полного общения между нами. На этом пути мы чувствуем поддержку молитвы, которую Сам Иисус накануне Его страданий, смерти и воскресения вознес в этом городе к Отцу за Своих учеников и которую мы неустанно и смиренно повторяем как нашу собственную: “Да будут все едино…, да уверует мир” (Ин 17, 21)».

 

День третий

Встреча с мусульманами на Храмовой горе. Посещение Яд ва-Шем. Встреча с верховными раввинами Израиля и визит к президенту Шимону Пересу.

Межрелигиозная встреча и иные пункты протокола папского визита заполняли утреннюю программу пребывания преемника Петрова в Иерусалиме. В 8 часов понтифик отправился на Храмовую гору, где встретился с верховным муфтией Иерусалима и всей Палестины шейхом Мухаммадом Ахмадом Хусейном. Вместе они посетили Купол скалы - характерный памятник исламской архитектуры с позолоченной крышей, возведенный над камнем, с которого, как верят мусульмане, Магомед вознесся на небеса. Затем Папа побывал в резиденции Центра мусульманской общины, где вместе с исламскими духовными выпил чашку кофе. Верховный муфтий поприветствовал понтифика в святом городе Иерусалиме, где «живут мусульмане и христиане», и призвал преемника Петрова заступиться и за тех, и за других, перед Израилем, который, по словам муфтия, нарушает их права. Святой Отец, в свою очередь, говорил о земных путях людей, которые то пересекаются, то сливаются, и среди прочего сказал:

«Мы никогда не должны считать себя самодостаточными хозяевами своих жизней; нельзя замыкаться лишь на собственных убеждениях. Перед лицом тайны Божьей мы все убоги, все чувствуем, что всегда должны быть готовы выйти из себя, покорные зову Божьему и открытые будущему, которое хочет сотворить для нас Бог».
Свою речь Папа Франциск закончил словами:

«Дорогие братья, дорогие друзья, с этого святого места искренне призываю всех людей и всех верующих, называющие себя наследниками Авраама: будем уважать и любить друг друга, как братья и сестры! Будем учиться понимать чужую боль! Пусть никто не оскверняет имя Божье насилием! Давайте вместе строить справедливость и мир. Салам».

Следующим этапом межрелигиозной программы стало посещение важнейшей святыни иудаизма, синагоги под открытым небом – так называемой Западной стены. Это 15-метровое сооружение, более известное среди неиудеев как Стена плача, вполне вероятно, особенно в своей нижней части является остатком иерусалимского храма, построенного царем Иродом. Папу встретил служащий здесь раввин, который сопроводил понтифика к месту, где он так же, как оба его последних предшественника, вложил в щель листочек с собственноручно записанным текстом молитвы «Отче наш…» на испанском языке. Потом Святой Отец вписал в Памятную книгу слова из паломнического Псалма 122.

Затем последовала протокольная часть государственного визита главы Города-государства Ватикан: возложение цветов к могиле Теодора Герцля, основоположника сионизма и духовного отца современного государства Израиль, как его здесь называют. Неожиданностью стала остановка у расположенного рядом памятника еврейским жертвам терроризма. Израильская пресса по этому поводу пишет, что данный пункт был включен в папскую программу по просьбе премьер-министра страны как ответ на жест президента Переса, который, как и палестинский президент Аббас, отозвался на мирную инициативу Папы Франциска и согласился встретиться в Ватикане.

Дальнейшим пунктом папского визита стал мемориал жертвам Холокоста Яд ва-Шем, которого с особым нетерпением ожидали израильтяне. В скорбной церемонии участвовали также президент и премьер-министр Израиля. Понтифик в сопровождении двух католиков-евреев из Тель-Авива и Яффы возложил венок желто-белых цветов к урне с пеплом из крематория Освенцима. Потом заметно взволнованный Папа Франциск поприветствовал нескольких выживших, поцеловав руку каждому из них. В произнесенной затем речи преемник Петров напомнил эпизод из третьей главы книги Бытия, когда глас Божий вопрошает совершившего первородный грех Адама: «Адам (что на иврите значит «человек»), где ты?»

Затем Папа Франциск нанес визит вежливости в Главный раввинат Израиля – резиденцию обоих высших представителей иудаизма: Давида Лау, верховного раввина так называемых ашкенази, т.е. евреев Центральной и Восточной Европы, и Ицхака Йосефа, верховного раввина сефардов, связанных преимущественно со Средиземноморьем. Первый в своем выступлении говорил о ценности жизни и выразил уверенность в том, что Израиль – единственное государство, предоставляющее свободу вероисповедания приверженцам всех трех религий, представленных в Иерусалиме. Второй затронул тему Декалога: «Никто не пойдет к ближнему, если не чтит Бога и не поддерживает отношений с Ним», – подчеркнул он. Папа Франциск в ответ отметил, что христиане и иудеи призваны задавать себе глубокие вопросы о духовном смысле связи, соединяющей их:

«Пусть обоюдное познание нашего духовного наследия, признание того, что у нас общее, и взаимное уважение к тому, чем мы отличаемся, направляют дальнейшее развитие наших отношений, которые мы отдаем в руки Божьи. Вместе мы сможем внести значительный вклад в дело мира; вместе мы сможем в этом быстро меняющемся мире свидетельствовать о непреходящем значении божественного замысла творения; вместе мы можем уверенно противостоять любым формам антисемитизма и другим проявлениям дискриминации. Да поможет нам Господь с упованием и силой духа следовать Его путями. Шалом».
Последним пункт утреней программы визита прошел в иерусалимской резиденции израильского президента. Папа Франциск впервые пообщался с Шимоном Пересом в частном порядке, а затем они вместе посадили оливковое дерево и приняли участие в официальной церемонии, включавшей выступление хора девушек.

Встреча со священниками, монашествующими и семинаристами в Гефсимании

«Здесь, в Гефсиманском саду, на этой земле у нас под ногами наш Учитель переживал предсмертные муки. Эта боль так и не нашла облегчения и продолжает терзать народы и каждого человека». Такими словами встретил Папу Франциска латинский Патриарх Иерусалимский Фуад Туаль в Базилике народов на Елеонской горе, где находится резиденция францисканской кустодии Святой Земли. Перед главным алтарем этого храма виден камень, на котором молился Иисус перед Своим арестом. В гефсиманской святыне преемника Петрова ожидали 400 монахов, монахинь и семинаристов, представлявших почти сотню различных конгрегаций. Понтифик совершил вместе с ними литургию слова (на латинском, арабском и итальянском языках). После чтения Страстей Господних по Луке он надел столу, которую полвека назад надевал его предшественник Павел VI, и начал проповедь с краткого описания атмосферы этого места, «освященного молитвой, страданием, а потом и кровью Иисуса».


Евхаристия в Горнице

В месте, где Иисус даровал таинство Своего Тела и Крови и где на первых учеников сошел Святой Дух, Папа закончил свое 3-трехдневное паломничество св. Мессой, которую отслужил вместе с католическими ординариями Святой Земли и членами своей свиты. Здание Горницы с 1948 г. принадлежит государству Израиль, но остается под управлением исламской администрации (вакф), которую возглавляет иорданский монарх. Из-за ограниченного пространства на эту часть папской программы не была допущена публика.

Верховный понтифик в своей проповеди размышлял над главными основами Церкви, родившейся в Горнице как Церковь исходящая:
«Горница напоминает нам о служении, омовении ног, которое совершил Иисус, чтобы подать пример ученикам. Мыть друг другу ноги значит принимать друг друга, быть готовыми служить друг другу, т.е. служить бедному, больному, изгою, человеку, который мне не нравится и мешает».

По мат. Ватиканского радио (cz)