ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Окружное послание "СВЕТ ВЕРЫ" «Lumen fidei»


Верховного понтифика Франциска

25. Сегодня более, чем когда-либо, необходимо возобновить связь веры с истиной, и именно в виду кризиса истины, в котором мы ныне оказались. В современной культуре распространена тенденция принимать лишь технологическую истину: истинно только то, что человек способен создать и измерить своей наукой, истинно, поскольку выполняет свою функцию и тем самым делает жизнь комфортнее и легче. Эта истина сегодня кажется единственной, в которой нет сомнения, единственной, которой должно делиться с другими, единственной, которую можно обсуждать и признавать. Помимо нее есть истины отдельных людей, которые верны только для тех, кто их признает, действительны для индивидуума и не должны предлагаться другим под предлогом общего блага. Великая истина, т.е. истина, изъясняющая суть личной и общественной жизни, воспринимается с подозрением. Разве не такой, спрашивают, была истина, которую провозглашали великие тоталитаризмы прошлого века, т.е. истина, претендовавшая на свою универсальность, чтобы растоптать конкретную историю индивидуума? И остается лишь некий релятивизм, не задающийся более вопросом об истине всего сущего, который, в конечном итоге, является вопросом о Боге. При таком взгляде на вещи вполне логично стремление разорвать связь между религией и истиной, поскольку именно в этой связи якобы лежит корень фанатизма, стремящегося сломить каждого, кто не разделяет его взглядов. Таким образом, мы можем говорить о великом беспамятстве сегодняшнего мира. Ведь вопрос об истине – это вопрос памяти, глубинной памяти, поскольку она обращена к тому, что предшествовало нам, и потому способна объединять нас над нашим маленьким и узким «я». Это вопрос об источнике всего сущего, в свете которого можно также увидеть цель и смысл общего пути.


Познание истины и любви

26. В таких условиях может ли христианская вера служить общему благу, дабы надлежаще была понята истина? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно поразмышлять над типом познания, свойственным вере. В этом нам помогут слова св. Павла, который говорит: «Сердцем веруют» (Рим 10, 10). В Библии сердце – это центр человека, где переплетены все его свойства: тело и дух, внутренняя составляющая его личности и представление о нем в глазах других, его разум, воля, эмоции. И сердце способно объединять все эти свойства как раз таки потому, что именно оно – то место, которым мы стремимся к истине и любви и позволяем им коснуться нас и глубоко преобразить. Вера преображает всю личность тем, что открывает ее любви. В таком сочетании веры с любовью и раскрывается суть свойственного вере типа познания, ее силы убеждения, ее способности озарять наш путь. Вера знает, потому что сочетается с любовью, потому что сама любовь ведет к свету. Разумение веры рождается, когда мы принимаем великую любовь Божью, преображающую нас изнутри и дающую нам новые глаза для постижения реальности.
27. Известно, как философ Людвиг Витгенштейн объяснял связь между верой и уверенностью. Вера, говорил он, подобна опыту любовного влечения, которое есть нечто субъективное, а потому не может предлагаться другим как истина, действительная для всех. И в самом деле, современному человеку кажется, что вопрос любви не имеет отношения к истине. Сегодня ее считают неким переживанием из сферы изменчивых чувств, а не истины.

Но разве это верная характеристика любви? Ведь, на самом деле, любовь нельзя свести к непостоянному аффекту. Да, она касается нашей эмоциональности, но чтобы открыть ее любимому или любимой и тем самым вступить на путь, выводящий из собственного «я» к другому человеку. Любовь желает соединиться со своим предметом. И здесь становится ясно, насколько она нуждается в истине. От того, насколько любовь зиждется на истине, зависит ее долговременность, ее способность пережить эфемерное мгновение и устоять, чтобы продолжить совместное странствие.

Vatican.va
КРЕДО, перевод с латинского Армана Нурланова