ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

Радость Евангелия


Определенные церковные структуры могут обуславливать евангелизационный динамизм, но даже добрые структуры полезны только тогда, когда их вдохновляет, поддерживает и судит жизнь. Без новой жизни и подлинного евангельского духа, без верности Церкви ее призванию любая вновь созданная структура скоро разлагается.

Безотлагательно обновление Церкви

27. Мне грезится такая миссионерская «опция», такая решимость, которая было бы способна преобразить все, чтобы обычаи, формы поведения, расписания, язык и все устройство Церкви были скорее адекватными каналами евангелизации современного мира, чем средствами самосохранения. Только в этом смысле нужно понимать реформу структур, требующую пастырского обращения: прилагать усилия к тому, чтобы все эти структуры все глубже проникались миссионерским духом, чтобы обычное душепопечение на всех его уровнях становилось все более экспансивным и открытым, чтобы оно внушало пастырским работникам постоянное желание идти наружу и тем самым вдохновляло на положительный ответ всех тех, кому Иисус предлагает Свою дружбу. Как говорил епископам Океании Иоанн Павел II, «любое обновление в недрах Церкви должно вести к миссии как к своей цели, чтобы избежать своеобразной церковной интроверсии».

28. Приход – не какая-то устаревшая структура. Она обладает огромной пластичностью и именно поэтому может принимать самые разнообразные формы, зависящие от податливости и креативности пастыря и общины. Конечно, это не единственный орган евангелизации, но если он умеет непрестанно реформироваться и адаптироваться, то останется «той же Церковью, живущей среди домов ее сыновей и дочерей». Это требует от него поддерживать реальную связь с семьями и с жизнью местного населения и не превращаться в нудную изолированную от людей структуру или в кружок избранных, которые любуются друг другом. Приход – это присутствие Церкви в данном районе, место, где слушают слово, углубляют христианскую жизнь, ведут диалог, возвещают, творят дела великодушного милосердия, поклоняются и служат литургию. Всей своей деятельностью он вдохновляет и воспитывает своих верных, чтобы они были тружениками евангелизации. Это община общин, святилище, куда жаждущие приходят напиться, чтобы продолжать путь, и центр, откуда непрестанно посылаются на миссию верующие. Следует признать, однако, что призывы к преобразованию и обновлению приходов все еще не принесли достаточных результатов, благодаря которым они стали бы ближе к людям, превратились бы в сферы общения и взаимного участия и всецело нацелились бы на миссию.

29. Прочие церковные организации, базовые и малые общины, движения и объединения иного рода – это богатство Церкви, которое ниспослал ей Дух для евангелизации всех сфер и секторов. Зачастую они приносят новое пламя евангелизации и открывают новые возможности для диалога с миром, тем самым обновляя Церковь. Но очень важное, чтобы с той богатой реальностью, каковой является локальный приход, и с радостью включались в органическое душепопечение поместной Церкви. Такая интеграция не позволит им остаться с одной какой-нибудь частью Евангелия или превратиться в кочевников без корней.

30. Каждая поместная Церковь, т.е. часть католической Церкви во главе с ее епископом, также призвана к миссионерскому обращению. Она является первоочередным субъектом евангелизации, будучи конкретным проявлением единой Церкви в данном регионе мира, и в ней «воистину пребывает и действует единая святая католическая и апостольская Церковь Христова». Это Церковь, воплощенная на определенной территории, наделенная всеми данными Христом средствами спасения, но с локальными чертами. Ее радость от общения с Иисусом выражается как в стремлении возвещать Его в других регионах, где это наиболее необходимо, так и в постоянном исходе на периферии своего окружения или в новые общественно-культурные круги. Она всегда старается быть там, где более всего недостает света и жизни Воскресшего. Чтобы это миссионерское рвение становилось все сильнее, жертвеннее и плодотворнее, призываю каждую поместную Церковь решительно вступить на путь самоанализа, очищения и реформы.

31. Епископ всегда должен созидать В Церкви своей епархии миссионерскую общину, следуя идеалу первых христианских общин, у членов которых были одно сердце и одна душа (ср. Деян 4, 32). Для этого ему порой придется выходить вперед, чтобы указывать путь и укреплять надежду в своей пастве, или просто быть среди людей, давая им почувствовать свою искреннюю и милосердную близость. Иногда же он должен будет идти за ними, чтобы помогать отставшим, а, прежде всего, потому, что у стада есть свой нюх, чтобы выбирать новые пути. исполняя свою миссию созидания динамичной открытой и миссионерской общины, епископ будет также должен вдохновлять и поддерживать формирование механизмов вовлечения верных, которые предлагаются «Кодеком канонического права», и другие формы пастырского диалога, стремясь при этом выслушать каждого, а не только некоторых, чьи слова ласкают слух. Однако, суть всех этих процессов вовлечения – это не столько организация церковной жизни, сколько миссионерская мечта дойти до каждого.

32. Будучи обязан жить тем, чего требую от других, я должен также думать об обращении папства. Мне как епископу Рима надлежит быть открытым на советы, касающиеся исполнения моего служения, чтобы оно все более верно отражало тот смысл, который желал вложить в него Иисус, и нынешним нуждам евангелизации. Папа Иоанн Павел II просил помочь ему найти «такую форму реализации примата, которая, никоим образом не умаляя сущности его миссии, отвечала бы новой ситуации». Но мы не слишком продвинулись в этом. Папство и центральные органы Церкви также должны прислушаться к призыву к пастырскому обращению. II Ватиканский собор заявлял, что, по примеру древних патриархатов, епископские конференции могут «многообразно и плодотворно содействовать тому, чтобы коллегиальный дух осуществлялся в конкретных делах». Однако, данное соборное пожелание все еще не реализовано до конца, поскольку до сих пор не достаточно ясно сформулирован статус епископских конференций как обладателей конкретных полномочий, в том числе и подлинного вероучительного авторитета. Излишняя централизация не столько помогает, сколько усложняет жизнь Церкви и тормозит ее миссионерскую динамику.

33. Душепопечение в миссионерском ключе требует от нас отказаться от такого удобного пастырского критерия «всегда так делалось». Призываю всех к смелому и креативному переосмыслению задач, структур, стилей и методов евангелизации, принятых в ваших общинах. Декларация целей без совместного поиска средств их выполнения неминуемо окажется чистой фантазией. Настоятельно прошу всех без запретов и страхов самоотверженно и отважно воплощать в жизнь указания данного документа. Самое важное – идти в не одиночку, а опираться на помощь братьев и сестер и, особенно, на наставления епископов, следуя мудрой и реалистичной пастырской рассудительности.

Vatican.va. КРЕДО, перевод А.Н.
Продолжение следует