ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

Послание Святого Отца Франциска на Великий пост 2014 г.


«Обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (ср. 2 Кор 8, 9).

Дорогие братья и сестры!

По случаю приближающегося Великого поста мне хотелось бы предложить вам некоторые мысли в надежде, что они послужат нам подспорьем на нашем пути личного и общинного обращения. Для начала напомню высказывание св. Павла: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8, 9). Апостол пишет христианам Коринфа, призывая их быть великодушными и помочь терпящим нужду иерусалимским верующим. Что говорят эти слова св. Павла нам, сегодняшним христианам? Что говорит сегодня нам призыв к нищете, к жизни, бедной в евангельском смысле?

Благодать Христова

Прежде всего, он говорит нам о стиле деяний Бога. Он являет Себя не в облачениях власти и богатства мира сего, а в слабости и нищете: «будучи богат, обнищал ради вас...». Христос, предвечный Сын Божий, равный Отцу в силе и славе, стал нищим, снизошел к нам и сблизился с каждым из нас, совлекся величия, «опустошился», чтобы во всем уподобиться нам (ср. Флп 2, 7; Евр 4, 15). О, великая тайна боговоплощения! И причина всему – божественная любовь, любовь, которая есть благодать, великодушие и желание близости и которая не колеблется принести себя в жертву ради любимых творений. Милосердие, любовь состоит в том, чтобы во всем разделить участь любимого. Любовь уподобляет, творит равенство, разрушает стены и уничтожает расстояния. И именно так Бог поступил с нами. Иисус действительно «человеческими Своими руками... трудился, человеческим разумом... мыслил, человеческой волей действовал, человеческим сердцем любил. Рожденный от Девы Марии, Он поистине стал одним из нас, уподобившись нам во всем, кроме греха» («Gaudium et spes», 22).

Став нищим, Иисус желал не самой нищеты как таковой, а, как говорит св. Павел, «дабы вы обогатились Его нищетою». И это не просто игра слов или эффектное изречение. Напротив, это синтез логики Божьей, логики любви, логики воплощения и креста. Бог не бросил нам спасение свыше, как милостыню, которую кто-то подает из своих излишков ради филантропического сострадания. Любовь Христа иная! Когда Иисус сошел в воды Иордана и принял крещение от Иоанна Крестителя, то сделал это не потому, что Ему требовалось покаяние и обращение; Он сделал это, чтобы стать частью человечества, нуждающегося в прощении, одним из нас, грешных, и взвалить на себя бремя наших грехов. Вот путь, который Он избрал, чтобы утешить нас, спасти и освободить от нашего убожества. Поразительно это утверждение апостола: мы освобождены не богатством Иисуса, а «Его нищетою». И все же св. Павел прекрасно осознает «неисследимое богатство Христа» (Еф 3, 8), «наследника всего» (Евр 1, 2).
Так что же это за нищета, которой Христос освобождает и обогащает нас? Это Его манера любить нас, быть рядом с нами, как добрый самаритянин, который подходит к полумертвому человеку, брошенному всеми на обочине дороги (ср. Лк 10, 25 и далее). Истинную свободу, истинное спасение и истинное счастье нам дает Его любовь, проникнутая состраданием, нежностью и солидарностью с нами. Обогащающая нас нищета Христа состоит именно в том, что Он стал плотью и взял на Себя наши слабости и грехи, дав нам бесконечное милосердие Божье. Нищета Христа – величайшее богатство: богатство Иисуса – это Его безграничное упование на Бога Отца, с которым Он каждое мгновение вверяется Ему, всегда желая только Его воли и славы. Иисус богат так же, как ребенок, который чувствует, что отец и мать любят его, и ни на миг не сомневается в их любви и нежности. Богатство Иисуса коренится в том, что Он – Сын; Его уникальные отношения с Отцом – исключительная прерогатива этого нищего Мессии. Когда Иисус призывает нас взять на себя Его «легкое бремя», то тем самым Он предлагает нам обогатиться Своей «богатой нищетой» и «нищим богатством», приобщиться к Его сыновнему и братскому духу и превратиться в детей в Сыне, в братьев и сестер в первородном Брате (ср. Рим 8, 29).
Говорят, что единственное настоящее несчастье – не быть святым (Л. Блуа); а мы могли бы добавить, что есть только одно настоящее убожество: не жить, как дети Бога и братья и сестры Христа.

Наше свидетельство

Нам может казаться, что это «путь» нищеты был предназначен Иисусу, а мы, пришедшие на землю после Него, можем спасти мир адекватными человеческими средствами. Но это не так. Во все времена и повсюду Бог продолжает спасать людей и мир нищетой Христа, Который становится нищим в таинствах, в слове и в Своей Церкви – народе нищих. Богатство Божье нисходит не посредством нашего богатства, а всегда и только посредством нашей личной и общинной нищеты, животворимой Духом Христовым.
Мы, христиане, призваны, подражая нашему Учителю, видеть убожество наших братьев и сестер, прочувствовать его, взвалить на себя и постараться конкретными мерами его облегчить. Ведь убожество – это не то же самое, что нищета: убожество – это нищета без упования, без поддержки и без надежды. Есть три типа убожества: материальное, нравственное и духовное. Материальное убожество – это, что мы обычно называем нищетой; оно является уделом тех, кто живет в условиях, недостойных человеческой личности: людей, лишенных фундаментальных прав и предметов первой необходимости, таких как пища, вода, средства гигиены, работа и возможность развития и культурного роста. В ответ на такое убожество Церковь предлагает свое служение, свою диаконию, направленную на удовлетворение данных потребностей, чтобы исцелить эти раны, уродующие лицо человечества. В бедных и отверженных мы видим лик Христа; любя их и помогая им, мы любим Его и служим Ему. Кроме того, мы прилагаем усилия, чтобы найти путь к прекращению попирания человеческого достоинства, дискриминации и эксплуатации, которые так часто и становятся причиной убожества, когда власть, роскошь и деньги превращаются в идолы и становятся важнее справедливого распределения благ. Вот почему наша совесть должна обратиться к справедливости, равенству, скромности и солидарности.

Не менее тревожно нравственное убожество, состоящее в рабстве пороку и греху. Сколько семей страдает из-за того, что один из их членов, и зачастую молодой, попал в зависимость от алкоголя, наркотиков, азартных игр или порнографии! Сколько людей лишилось смысла жизни, перспектив на будущее и надежды! А сколько загнано в такое убожество социальной несправедливостью, безработицей, отнимающей у них самоуважение кормильцев семьи, отсутствием равного права на образование и здравоохранение. В подобных случаях нравственное убожество можно вполне назвать медленным самоубийством. Данный тип убожества, который к тому же ведет к финансовому краху, всегда связан с духовным убожеством, которое поражает нас, когда мы отдаляемся от Бога и отвергаем Его любовь. Если мы думаем, что не нуждаемся в Нем, протягивающем во Христе нам руку, потому что, как нам кажется, способны справиться со всем своими силами, то мы становимся на путь к провалу. Бог – единственный, кто поистине спасает и освобождает.

Евангелие – вот настоящее противоядие от духовного убожества: христианин, в каком бы окружении он ни оказался, призван провозглашать освобождающую весть о том, что есть прощение за совершенное зло, что Бог намного выше нашего греха, что Он любит нас бескорыстно и всегда и что мы были сотворены для общения и вечной жизни. Господь желает, чтобы мы с радостью распространяли эту весть о милосердии и надежде! Сколь же прекрасно ощущение радости нести эту благую весть, делиться вверенным нам сокровищем, утешать измученные сердца и давать надежду братьям и сестрам, поглощенным пустотой! Это значит следовать за Иисусом и подражать Ему, с безмерной любовью искавшему нищих и грешных, как пастырь ищет пропавшую овцу. Соединившись с Ним, мы можем смело находить новые пути евангелизации и помощи человеку.

Дорогие братья и сестры, пусть это время Великого поста застанет всю Церковь готовой и пылающей желанием провозгласить всем погрязшим в материальном, нравственном и духовном убожестве Евангелие, суть которого заключена в вести о любви милосердного Отца, жаждущего обнять во Христе каждого человека. Мы можем нести такое благовестие в той степени, в какой уподобились Христу, обнищавшему и обогатившему нас Своей нищетой. Великий пост – это хорошее время для освобождения, и нам следовало бы спросить себя, от чего мы можем отказаться, чтобы обогатить других своей нищетой. Не будем забывать, что настоящая нищета причиняет боль: освобождение неистинно без покаянного измерения. Я не верю в милостыню, которая нам ничего не стоит и не ранит.

Так пусть же Дух Святой, действием Которого «мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор 6, 10), поддерживает наши намерения и обостряет наше внимание и ощущение ответственности перед лицом человеческого убожества, чтобы мы были милосердны и несли милосердие. С таким пожеланием заверяю вас в своей молитве обо всех верующих. Пусть каждая церковная община плодотворно пройдет путь Великого поста. Прошу и вас молиться обо мне. Да благословит вас Господь и да хранит вас Приснодева.

Ватикан, 26 декабря 2013 г.
Праздник св. Стефана, дьякона и первомученика.
Франциск