ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

Св. Нина,
просветительница Грузии

память 14 января

Св. Нина (Ноуне, Нино, Христианка)
Каппадокия, IV в. – Грузия, IV в.

«Римский мартиролог»: «В Грузии за Черным морем св. Нино: пленная христианка, которая святостью жизни завоевала всеобщее уважение и восхищение, так что привлекла к вере саму царицу, сына которой исцелила своими молитвами, царя и весь народ».

Вроде бы вполне ясные сведения, но дело осложняется тем, что Нино в Грузии называют рабыню-христианку, в то время как многие полагают, что это мужское имя некоего каппадокийского мученика, память которого приходится на 15 декабря.
Признаюсь, что я совсем запутался, когда решил обратиться к источникам. В одних упоминается только тот мученик, другие помещают на 15 декабря и святого Нино и святую Нино, а третьи - только святую Нино, и то на 15, то на 14 декабря.
Начнем с того, что о Нино мужчине нет достоверных сведений. Можно лишь предположить, что он принадлежал к многочисленной группе мучеников из Каппадокии (регион в центре Малой Азии, римская провинция с I в.), имена которых со временем забылись, так что в последнем обновленном издании «Римского мартиролога» под датой 23 мая их вспоминают без называния имен как «каппадокийских мучеников», погибших во время преследований императора
Максимилиана в 303 г.
По другой возможной гипотезе, речь идет об уменьшительной форме других имен, таких как Антонин, Иоаннин, Сатурнин и т.д., тем более что как раз на 15 декабря приходится память мученика Сатурнина.
Что же касается женского имени «Нино», которое в одном наспех подготовленном перечне было переведено как «Нина», «Римский мартиролог» упоминает его под датой 14 января, и мы будем отталкиваться от этого, даже если раньше святую вспоминали 15 декабря.
Святая Нино названа в манускрипте, который историк Руфин считает страницей из «Церковной истории», написанной знаменитым епископом Евсевием Кесарийским. Приведенные в рукописи сведения можно резюмировать так: в IV в. иберийцы (жители кавказской Иберии, что на территории современной Грузии) совершили набег на восточные провинции Римской империи и увезли домой из Каппадокии пленную христианку. Согласно другим историческим документам – византийским, армянским и грузинским, ее звали Ноуне, и лишь со временем это имя в грузинских источниках превратилось в «Нино», а в русских – «Нина».
Она жила в христианском целомудрии, смирении и молитве, и знавшие ее язычники и идолопоклонники не понимали ее. Чтобы объяснить ее дарования и добродетели, они говорили: «Она – христианка», и в итоге это стало ее вторым именем: св. Христианка. Нина совершила несколько чудес, таких как, например, воскрешение мертвого ребенка, и вскоре слухи о ней дошли до двора больной царицы Иберии. Та велела позвать святую и, обретя по ее заступничеству здоровье, приняла христианство и ценой больших усилий убедила сделать то же мужа.
После обращения царь также получил небесные милости и вскоре рассказал христианской рабыне о своих планах построить церковь, пригласив для этого самых лучших зодчих. Пока шло строительство, «просветительница» совершила еще несколько чудес, чем заслужила еще большее уважение народа, которому неустанно проповедовала христианство.
Так началась евангелизация Грузии, и царь Бакоур или Мириан (неясно) направил к императору Константину Великому (280-337 гг.) посольство, чтобы просить прислать епископа и священников. К прибытию епископа Нина обратила уже всех иберийцев, и он смог сразу приступить к совершению крещений.
Согласно одной из множества легенд, св. Нина претерпела мученичество в Иберии в IV в., но эта версия ничем не подтверждается. Почитание св. «апостола» Грузии распространилось по всему Востоку, и ее имя упоминается в менологах и синаксарях коптской, армянской, греческой, александрийской и других Церквей, даже если ее вспоминают в разные дни. В грузинской Церкви ее память приходится на 14 января. На Западе святая отсутствовала в средневековых мартирологах. Лишь Кардинал Чезаре Баронио (1538-1607 гг.) упомянул ее в составленном им «Римском мартирологе», правда под именем «св. Христианки, рабыни», и с неверной датой – 15 декабря. Как было сказано в начале, в новом пересмотренном издании от 2003 г. память святой была перенесена на принятую издревле на Востоке дату 14 декабря, причем указано ее грузинское имя: «Нино».

Антонио Борелли