ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

Апостольское увещевание «Радость Евангелия»


Святого Отца Франциска


8. Лишь эта встреча (или новая встреча) с любовью Божьей, переросшая в счастливую дружбу, вызволяет нас из изоляции нашего сознания и самозамкнутости. Мы становимся полноценными людьми, когда являемся более, чем людьми, когда позволяем Богу вывести нас за рамки нашего «я», чтобы достичь наше-го самого подлинного бытия. Вот двигатель наших евангелизаторских усилий. Ведь, если кто-то обрел эту любовь, вернувшую смысл его жизни, как он может удержать в себе жела-ние поделиться ею с другими?

II. Блаженная и утешительная радость благовестия

9. Добро всегда желает передаться другим. Любой подлинный опыт истины и красоты стремится распространиться, и любой человек, переживший глубокое освобождение, становится более чутким к нуждам других. Передавшись, добро укореняется и развивается. Поэтому у того, кто хочет жить достойно и полно, нет иного пути, как только повернуться к другому и искать его блага. А потому нас не должны удивлять некоторые высказывания св. Павла: «любовь Христова понуждает нас» (2 Кор 5, 14 – по «Вульгате») и «горе мне, если не благовествую!» (1 Кор 9, 16).

10. Суть в том, чтобы мы жили на более высоком уровне, но не менее интенсивно: «Жизнь становится богаче, когда ее отдают, и беднеет в замкнутости и комфорте. В действительности, жизни больше радуются те, кто покидает уютную "крайнюю хату" и с увлечением делится жизнью с другими». Когда Церковь призывает к евангелизации, то тем самым просто указывает христианам пусть истинной динамики личной самореализации: «И здесь мы открываем другой глубинный закон действительности: жизнь развивается и созревает в то вере, в какой мы стараемся принести жизнь другим. В этом, в конце концов, и состоит суть миссии». Как следствие, евангелизатор не может постоянно ходить с похоронным видом. Вернем себе и разожжем запал, «блаженную и утешительную радость благовестия, которая жива даже тогда, когда приходится сеять со слезами... И пусть нынешний мир, ищущий то с тревогой, то с надеждой, сможет услышать благую весть не от печальных и унылых, нетерпеливых и упрямых благовестников, а от служителей Евангелия, жизнь которых сияет жаром людей, которые, в первую очередь, сами обрели радость Христову».

Вечная новизна

11. Обновленная проповедь может предложить верующим, в том числе равнодушным и не практикующим, новую радость в вере и эффективность благовестия. Ведь центр и сущность этой проповеди всегда одни: Бог, явивший Свою безмерную любовь в умершем и воскресшем Христе. Он непрестанно наново творит Своих верных; даже престарелые «обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся» (Ис 40, 31). Христос – «вечное Евангелие» (Откр 14, 6), «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13, 8), но Его богатство и великолепие бесконечны. Он всегда юн и остается постоянным источником новизны. Церковь не перестает изумляться «бездне богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим 11, 33). Св. Иоанн Креста говорил: «Эта чаща премудрости и ведения Божия столь обширна и неизмерима, что, сколько бы душа не исследовала ее, ей всегда можно будет пройти еще глубже». Или, как писал св. Ириней, Христос, «придя, принес с Собой все новое». Он всегда в силах Своей новизной обновить нашу жизнь и нашу общину, и, вопреки всем мрачным эпохам и церковным слабостям, христианская весть никогда не стареет. Иисус может также разорвать те скучные схемы, в которые мы пытаемся Его заточить, и застать нас врасплох Своей неувядаемой божественной креативностью. Каждый раз, когда мы хотим вернуться к источнику и вновь ощутить исконную свежесть Евангелия, нам открываются новые пути, креативные методы, иные формы выражения, более красноречивые символы, наполненные новым смыслом слова для современного мира. Ведь любая подлинная евангелизация всегда бывает «новой».

12. Даже если эта миссия требует от нас великого самопожертвования, было бы ошибкой воспринимать ее как акт личного героизма, так как это всегда дело Иисуса, намного превосходящее восприятие и понимание. Он – «первый и величайший евангелизатор». В любой форме евангелизации первое место всегда остается за Богом, благоволившим призвать к сотрудничеству с Ним и побуждать силой Своего Духа. Истинная новизна – это такая новизна, которую Бог пожелает таинственно сотворить, которую Он вдохновляет, провоцирует, направляет и на тысячи ладов сопровождает. Вся жизнь Церкви должна всегда показывать, что инициатива исходит от Бога, что «Он прежде возлюбил нас» (1 Ин 4, 19) и что «Бог возращающий» (1 Кор 3, 7). Уверенность в этом позволяет нам сохранять радость, исполняя столь сложную и изнурительную задачу, захватывающую всю нашу жизнь. Бога требует от нас все, но и дает нам все.

13. Нельзя также воспринимать новизну этой миссии как отрыв от корней, забвение живой истории, которая охватывает нас и подталкивает вперед. Память – это то измерение нашей веры, которое мы могли бы назвать «второзаконническим» по аналогии с памятью Израиля. Иисус оставил нам Евхаристию как ежедневное воспоминание Церкви, все глубже и глубже вводящее нас в Пасху (ср. Лк 22, 19). Радость евангелизации всегда сияет над закромами благодарной памяти: этой благодати мы должны просить. Апостолы никогда не забывали того момента, когда Иисус коснулся их сердец: «Было около десятого часа» (Ин 1, 39). Вместе с Иисусом память живо рисует нам и подлинное «облако свидетелей» (Евр 12, 1). Среди них особенно выделяются те, кто сделал особенно много для того, чтобы в нас родилась радость веры: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие» (Евр 13, 7). Среди тех, кто ввел нас в жизнь веры, были простые и близкие нам люди: «Привожу на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике» (2 Тим 1, 5). Верующий в сути своей «памятлив».

III. Новая евангелизация для передачи веры

14. В ходе проходившего с 7 по 28 октября 2012 г. XIII очередного пленарного заседания синода епископов его участники, прислушиваясь к голосу Духа, помогающего нам общинно распознавать знамения времен, обсуждали тему: «Новая евангелизация для передачи христианской веры». Синодальные отцы напомнили, что новая евангелизация – это вызов, обращенный ко всем, и она осуществляется в трех основных сферах. На первом месте назовем сферу обычного душепопечения, «вдохновляемого пламенем Духа, чтобы разжечь сердца верных, регулярно участвующих в жизни общины и собирающихся в день Господень, дабы питаться словом и Хлебом вечной жизни». Эта сфера включает в себя и верных, которые сохранили живую и искреннюю католическую веру и так или иначе выражают ее, хотя и не часто участвуют в культе. Упомянутый тип душепопечения должен служить духовному росту верующих, чтобы они все лучше и лучше всей своей жизнью отвечали на любовь Божью.
На втором месте упомянем сферу «крещеных, которые не претворяют в жизнь требования крещения», не ощущают сердечной привязанности к Церкви и не чувствуют уже утешения веры. Церковь как всегда внимательная мать прилагает усилия к тому, чтобы они пережили обращение, которое вернет им радость веры и желание обручиться крепкими узами с Евангелием.
Наконец, отметим, что евангелизация сущностно связана с возвещением Евангелия тем, кто не знает или упорно отвергает Христа. Многие из них в глубине сердца ищут Бога, движимые тоской по Его лику, причем такие есть даже в странах с древней христианской традицией. У всех есть право услышать Евангелие. Долг христиан возвещать его, не исключая никого, и не так, как если бы они навязывали новые обязательства, а как люди, которые делятся радостью, открывают новые горизонты красоты, приглашают на прекрасный пир. Церковь растет не за счет прозелитизма, а «за счет притягательности».

15. Иоанн Павел II призывал нас осознать, что «нужно поддерживать в себе живое стремление возвещать» тем, кто далек от Христа, «потому что в этом состоит первоочередная задача Церкви». Миссионерская деятельность «и сегодня является величайшим вызовом для Церкви», и «миссионерскому делу нужно отводить первостепенную роль». Что будет, если мы серьезно отнесемся к этим словам? Просто осознаем, что миссия – это парадигма всей деятельности Церкви. Вот почему латиноамериканские епископы заявляли, что мы уже «не можем спокойно и пассивно ждать в наших храмах» и что нужно перейти «от чисто консервационного душепопечения к душепопечению решительно миссионерскому». Данная задача остается источником самых больших радостей для Церкви: «...на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк 15, 7).

Предложения и рамки данного увещевания

16. Я с радостью воспринял просьбу синодальных отцов подготовить это увещевание. При этом пользовался богатым материалом, собранным в ходе работы синода. Кроме того, я советовался с различными людьми и постарался выразить также различные тревоги, которые вызывает у меня состояние евангелизационных трудов Церкви на данный конкретный момент. Нельзя перечесть все темы, связанные с евангелизацией современного мира, которые можно было здесь рассмотреть. Но я решил отложить в сторону те многочисленные вопросы, которые должны стать предметом особого исследования и углубленного изучения.

Vatican.va
КРЕДО, перевод МХ, АН
Продолжение следует