ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Духовные ОПАСНОСТИ
ГАДАНИЕ - не игра и не развлечение, но опасный грех

(1 часть)


Гадание как грех идолопоклонства

Сущностью оккультизма является медиумизм, посредством которого человек передает свою личность и даже душу силам неизвестного происхождения, иногда даже связывая себя заключением договора с дьяволом. Неслучайно, связи между разными видами оккультизма, такими как магия, спиритизм и гадание в учении Церкви всегда были своего рода очевидностью, это видно и из такого утверждения, как например: «Спиритизм часто ведет к гаданию или магии» (ККЦ 2117), гадание же без сотрудничества духов не имеет силы.
Сильная связь гадания со спиритизмом, то есть со спровоцированным и непосредственным контактом с духами (не только путем некромантии, то есть явного обращения к духам умерших с целью получения информации, но и скрытым способом), в своей сущности является связью с сатанизмом. Этот факт лишь усиливает всю серьезность его греховного характера, вдобавок подтвержденный сегодня в душпастырском опыте экзорцистов всех христианских вероисповеданий.
Грех гадания сегодня пренебрегается, он трактуется как игра или развлечение. В то время как гадание, будучи грехом идолопоклонства и святотатства, притягивает к себе другие тяжкие грехи, прибавляя грех к греху. Само искушение его практики часто подготовлено ранними грехами, как это описывает Библия на основе примера царя Саула, который практикует одновременно гадание, спиритизм и магию. Поэтому его (и всю его семью) встречают всевозможные несчастья, а в конце смерть.


Грех некромантии, гадание с духами

История Израиля, описанная на страницах Библии, поставила следующую оценку некромантии: это чуждая религии Израиля культовая практика, заключающаяся в обращении к умершим с целью получить от них информацию (например, касающуюся будущего). В прошлом она была применяема народами, проживающими в Канаане (с использованием магии или даже с жертвоприношениями людей).
Пример Саула ясно показывает обманчивый и смертоносный механизм греха некромантии, что, впрочем, касается каждого вида гадания. Неверность царя-отступника, его многие грехи и предательства повлекли за собой молчание Бога.
Молчание Бога, спровоцированное грехом, который притягивает другие грехи. Вину Саула увеличивает и тот факт, что некромантка, к которой он обращается за помощью, отказывается вызывать дух умершего, ссылаясь на царский запрет (1 Цар 28,9); но переодевшись, царь не только обращается к практикам, которые сам же запретил, но еще и гарантирует безнаказанность столь серьезного преступления.
Библейский автор противопоставляет ситуации, когда царь сначала вводит приказ по мысли Бога, а потом, переодетый, клянется именем Его, что женщина не будет наказана за нарушение приказа (1 Цар 28,10). Он не только преступает Заповедь Божью, но также осмеливается гарантировать безнаказанность виновнику греха (ср. R.Pindel, Magia czy Ewangeliа, Kraków 2003, str.126)!
Библейский текст, представляющий судьбу царя Саула, показывает, что некромантией занимаются великие грешники, которых оставил Бог, они же в свою очередь, не считаются с какими-либо нормами, даже с теми, которые сами установили. Это должно убедить читателя Библии, что практики такого типа достойны осуждения. Этой оценке способствует и тот факт, что в перспективе всей Библии некромантию практикуют «правители-отступники», такие как Саул (1Цар 28, 3-25), Ахаз (4Цар 16,3; 2Пар 28,3) и Манассия (2Пар 21,6; 2Пар 33,6).
Также надо добавить, что автор рассказа глумится над способностью некромантки, которая узурпирует право на знание недоступное другим людям, но сама не может распознать пришедшего к ней переодетого царя (1Цар 28,8-9). Знание гадалок всегда ограниченно, даже управляемые духами и демонами не могут знать будущего.


Инициация противная Богу

Спиритический сеанс заканчивается трапезой, описание которой занимает большую часть анализируемого текста (1Цар 28,21-25). Вероятно, здесь идет речь о магическом ритуале, совершенном женщиной из Эндора, с помощью которого предвозвещенные Самуилом события будущего должны быть задержаны. Женщина предлагает царю, находящемуся под угрозой смерти, спасение (28,21-22), подобно тому, как он ранее гарантировал ей жизнь (28,10). Жертва, представленная божком подземелья, и магический ритуал должны изменить судьбу Саула, который принимает фальшивые обещания. После минутного сомнения (28,23) царь вкушает еду, пожертвованную божком, в том числе мясо с кровью (28,24-25). Тем самым Саул, принимая демоническую инициацию или контринициацию, не только преступает запрет употребления мяса с кровью (сравни Быт 9,4; Лев 7,26 и др.), но также становится «совершенным» идолопоклонником, в результате чего его и всю его семью ждет смерть.
В пользу такого объяснения значения этой трапезы говорит тот факт, что Саул не сомневаясь принимает битву под Гибоа, убежденный, что предложенный женщиной магический ритуал (инициация) будет результативным и изменит его судьбу. Однако он теряет надежду, на действенность магии и убеждается в необратимости Божьих приговоров, когда погибают все трое его сыновей (31,2). Тогда Саул совершает самоубийство (31,4). В результате отрывок 1Царств 28,3-25 содержит речь о предосудительном поведении первого царя Израиля, который с помощью магии хотел познать будущее (гадание!), и влиять на него.
По существу, Саул прибег ко многим видам идолопоклонства, чтобы любой ценой реализовать свою волю. Именно поэтому он погиб, что должно быть для нас предупреждением. Это так же демонстрирует, что верующему в библейского Бога, особенно христианину, нельзя принимать никаких языческих инициаций.


Принять позицию Бога в отношении гадания

К сожалению, так же как грешный Саул, сегодня поступают многие католики, которые упорно не хотят принять Божьей оценки действительности гадания, выраженной в Откровении. Они забывают, что некромантия и связанная с ней магия, прежде всего, означают неверность Богу, который является Господом человеческих судеб и то, что Он хочет сказать, передает через Закон и пророков. Неверность, понимаемая как разрыв союза с Богом, выраженного в Заповедях, а также пренебрежение Богом как Господом и деградация Бога до роли божества или сил, над которыми человек имеет власть (R.Pindel).

Гадание является не только безбожным грехом идолатрии (с особой чертой святотатского присвоения прерогативы Бога – всезнания, в отрицании Его авторитета, на что обращал внимание св. Фома Аквинский), но также и духовным обманом, цель которого увести людей с пути спасения способом «утверждения греха» (св. Августин), к этому ведет отрицание свободы человека и Бога (что в итоге, тоже является деформацией образа Бога).
Эта радикальная духовно-моральная оценка, представляемая согласно всем Отцам Церкви, выражена в Библии в таких острых словах (повторяемых многократно в контексте гадания и других грехов, связанных с магией, спиритизмом и оккультизмом), как «разврат» или «омерзительность» (Лев 19,26.31; 20,6.20.27), (Втор 18,10-11), что означает самую высокую степень морального осуждения со всеми последствиями (вопреки современному менталитету христиан, которые часто трактуют этот грех снисходительно, или не признают его грехом).
Гаданием в Казахстане и в России занимаются не только гадалки, но и экстрасенсы, а также различные шаманы и даже мусульмане. Особенно опасны карты Таро, о чем еще будет сказано.
Следовательно, будем осторожны!

Продолжение следует...
О. Александр Посацки,
доктор богословских наук,
кандидат философских наук
Перевод: с. Марина Юрченко