ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Духовные ОПАСНОСТИ

РЕИНКАРНАЦИЯ

Человечество в течение всех тысячелетий своей истории пыталось найти ответ на вопросы, связанные с истиной о неизбежной смерти. Его искала каждая религия, все философские школы, а затем и различные научные дисциплины о природе и человеке. Едва мы соглашаемся с гипотезой о вечности человеческого существования, появляются две возможные концепции вечности: вечность как возвращение и вечность как цель.

Вечность, понимаемая как вечное возвращение к одному, связана с утверждением, будто вся жизнь бесконечно вращается по кругу, о чем свидетельствует природа своим цикличным процессом становления и исчезновения. В этом убеждает и древний миф о вечном возвращении, возрожденный в современности философом Ф. Ницше.
Все великие религии сегодня говорят о какой-то конечной цели человека. Можно говорить о двух альтернативных концепциях достижения этой цели: человек приходит к ней после множества земных существований или же после одной жизни на земле. Понимание пути к достижению определенной желанной «точки» вечного человеческого существования различает великие религии мира:
— иудео-христианская и исламская традиции зиждутся на убеждении, что человеческой предназначение неотвратимо решается в земной жизни;
— религии и мировоззрения индийского происхождения (индуизм, буддизм) утверждают, что для очищения, облагораживания, освобождения и усовершенствования человек должен пройти путь множества земных существований (Г. Кюнг, «Жизнь вечная»).

1. Понятие реинкарнации
Именно в этом контексте появляется понятие реинкарнации (от лат: «re-» — «заново» и «incarnatio» — «воплощение»), т.е. представление о том, что душа после смерти тела, с которым она была связана, возрождается в другом теле. Причем череда воплощений, через которую проходит душа, должна служить ее совершенствованию и очищению.
Термин «реинкарнация» используется как наименование концепции, согласно которой человеческая душа может воплощаться только в другие человеческие тела. В свою очередь, концепции «метемпсихоза» (греч. «переселение душ») и «переселения» допускают возможность воплощения души как в тело человека, так и животных и растений. Впрочем, это важное различие не всегда бывает четким, и потому эти понятия часто употребляются как взаимозаменяемые.

Наибольшую роль в пропаганде идей реинкарнации сыграли гностики и манихеи, перенявшие некоторые теории из Индии и Египта, которые, по мнению многих ученых, не были оригинальными. Отцы Церкви полемизировали с гнозой и манихейством, а также с теорией реинкарнации, которая всегда лежала в основе гностицизма, неогностицизма, Каббалы, спиритизма, теософии, антропософии и New Age. Таким образом, теория реинкарнации сегодня присутствует не только в индуизме и буддизме.
В современном неогностицизме и New Age древняя концепция реинкарнации, изменила свой смысл. Это уже не наказание за грехи и нравственные недостатки, а позитивная и необходимая форма духовного развития, в ходе которого человек через множество воплощений эволюционирует к божественности. В России и Казахстане эта форма встречается в теософии Блаватской, антропософии Штайнера, агни-йоге (рериховцы), у Сергея Лазарева (Диагностика Кармы), в секте Белое братство и в секте Виссариона. Ее же мы видим и в саентологии, которая также действует в Казахстане.


2. Богословская оценка теории реинкарнации
Католическая вера с первых веков христианства говорила однозначное «нет» теории реинкарнации. Ее уже много веков назад критиковали христианские философы и богословы. Св. Иустин (+ 167 г.) изучал эту теорию в изложении пифагорейцев и платоников и критические результаты своих исследований поместил в знаменитом «Диалоге с иудеем Трифоном». Св. Ириней (+ ок. 202 г.), епископ Лионский, выразил то же отношение к реинкарнации в своем труде «Adversus haereses» («Разоблачение и опровержение ложного знания»).
Св. Григорий Нисский (+ 394 г.) говорит, что «сказка» о реинкарнации — это идея, оскорбляющая весь род человеческой, поскольку попирает его достоинство (Григорий Нисский, «De hominis opificio», гл. XXVIII, в: PG 44, 232; тот же, «De anima et resurrectione», в: PG 46, 108). Св. Кирилл Александрийский (+ 444 г.) характеризует теорию переселения душ кратким заявлением: «это нелепость» (Кирилл, «In Joannes evangelium», кн. I, 17, в: PG 73, 142; кн. I, 23: PG 73, 144).

Св. Августин (+ 430 г.), полемизируя с теми, кто искал в Библии свидетельства реинкарнации, утверждал, что только «еретическое извращение» («haeretica perversitas») может толковать слова, в которых Св. Писание приписывает св. Иоанну Крестителю «духа» и «силу Илии» в смысле реинкарнации. (Аврелий Августин, «In heptateuchum», кн. IV, к. 18, в: PL 34, 725). Для Климента Александрийского (+ ок 212 г.) идея реинкарнации — это иллюзия, потому что не зиждется ни на данных нашего сознания, ни на католической вере. Ее исповедуют еретики Василид и Маркион, основатели гностической секты. Свое заблуждение они выводят из неправильно понятых слов Св. Писания, в которых говорится о каре Божьей за грехи до третьего и четвертого поколения (Климент Александрийский, «Строматы», кн. IV, к. 12, в: PG 8, 1284 и далее; ср.. В. Гозаковски, «Климент Александрийский о семидесяти неделях Даниила», Познань, 1912 г.).

На Западе св. Фома Аквинский вслед за Аристотелем также критиковал теорию реинкарнации (в изложении Платона), основанную на представлении о человеке как о соединении души (форма) и тела (материя). Он подчеркивал, что соединение души с телом не случайно, как утверждали платоники, а сущностно. Поэтому человека нельзя понимать как тело, в котором пребывает душа, являющаяся независимым бытием, потому что душа предназначена для конкретного тела в качестве его формы.

Любое иное представление противно христианскому персонализму, так как человеческая личность — это единство. Таким образом, все отцы Церкви, как и позднейшие соборы, выступали против исповедуемого пифагорейцами и платониками учения о реинкарнации. Ее осуждение приобретает абсолютный характер, не допускающий никаких исключений или оговорок, что бы там ни говорили противники Церкви.

С богословской точки зрения теория реинкарнации противоречит:

1) тому факту, что каждый человек должен однажды умереть и подвергнуться суду, как и Христос был однажды принесен в жертву (Евр 9, 24-28);
2) догмату о воскресении, гласящему, что в том же теле, которое мы теперь носим (а не в сотнях различных тел), мы и восстанем!
3) также учению Церкви о неповторимости некоторых таинств в силу «несмываемой печати», которую они оставляют на душе, такие как, например, крещение, миропомазание, священство;
4) наконец, католическому учению о чистилище (пусть даже теорию реинкарнации и пытаются подогнать под эту доктрину), поскольку души, находящиеся в чистилище, с одной стороны уже удостоились вечного спасения, но, с другой, не могут накапливать заслуги или увеличивать степень любви Божьей (П. Сивек, SI).
Резюмируя, мы должны констатировать, что между «верой Христовой» и реинкарнацией в любой ее интерпретации пролегает непреодолимая пропасть. Это два мировоззрения пересекающихся сегодня путей религии и духовности, которые, однако, радикально расходятся друг с другом. «После смерти нет перевоплощения», - напоминает нам ККЦ в 1013.

О. Александр Посацки,
доктор богословских наук,
кандидат философских наук