ПРИГЛАШЕНИЕ НА СОВМЕСТНЫЕ МОЛИТВЫ - Неделя молитвы о единстве христиан











ПРИГЛАШЕНИЕ НА СОВМЕСТНЫЕ МОЛИТВЫ
Программа Недели молитвы о единстве христиан
18-25 января 2024 г.










 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы для

НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН

и всего года

 

2024-ого

 

 

 

 

 

 

Возлюби

Господа Бога твоего…

и ближнего твоего, как самого себя

(Лк 10, 27)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообща составили и опубликовали:

 

Дикастерия по содействию христианскому единству

Комиссия по вере и порядку Всемирного совета Церквей

 

 

ОРГАНИЗАТОРАМ НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ

О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН

 

Поиск единства: в течение всего года

В северном полушарии Неделя молитвы о единстве христиан традиционно приходится на отрезок с 18 по 25 января. Пол Уотсон в 1908 г. предложил именно этот период, чтобы охватить промежуток между праздниками св. Петра и св. Павла, что придает им символическое значение. В Южном полушарии, где январь – время отпусков, Церкви зачастую подбирают другое время для проведения этой недели, например, в окрестностях Пятидесятницы (предложено движением «Вера и порядок» в 1926 г.), что также довольно символично для единения Церкви.

Не забывая о надлежащей гибкости в подходах, мы предлагаем Вам использовать данные материалы в течение всего года, чтобы продемонстрировать ту степень общения, которой уже достигли Церкви, и вместе молиться о полном единстве, коего хочет Христос.

 

Адаптация текста

Предлагая эти материалы, мы ожидаем, что они в меру возможностей будут адаптированы к местным условиям. Следует учитывать локальные литургические традиции и практику богопочитания, а также весь социально-культурный контекст. В идеале такая адаптация должна проходить в сотрудничестве между различными Церквами и конфессиями. Где-то соответствующие экуменические структуры уже созданы, и мы надеемся, что и в других местах необходимость адаптации подтолкнет к созданию таких структур.

 

Использование материалов Недели молитвы

 

 



БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ НА 2024 г.

 

 

 

Лк 10, 25-37

Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалилсяи, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

 

 




ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ НА 2024 г.

 

 

 

Возлюби Господа Бога твоего…

и ближнего твоего, как самого себя

(Лк 10, 27)

Материалы для Недели молитвы о единстве христиан 2024 г. подготовлены экуменической группой из Буркина-Фасо при поддержке местной Общины «Chemin Neuf» (CCN).[1] Была выбрана следующая тема: «Возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10, 27). Братья и сестры из католической архиепархии Уагадугу, протестантских Церквей, экуменических организаций и CCN в Буркина-Фасо приняли активное участие в составлении молитв и размышлений, воспринимая эту совместную работу как реальный путь экуменического обращения.

 

Любить Бога и ближнего на пике кризиса безопасности

Буркина-Фасо находится на западе Африки в регионе Сахель, включающем также соседние Мали и Нигер. Он занимает площадь в 174000 км2 и насчитывает 21 млн. жителей, представляющих около шестидесяти народностей. Что касается религии, то примерно 64% населения являются мусульманами, 9% придерживаются традиционных африканских верований, 26% составляют христиане (20% – католики, а 6% – протестанты). Приверженцы этих трех деноминаций имеются в каждом регионе страны и практически в каждой семье.

Буркина-Фасо сейчас переживает серьезный кризис безопасности, затрагивающий все религиозные общины. После крупного вторжения джихадистов из-за границ страны в 2016 г. резко ухудшилась ситуация с безопасностью и, следовательно, общественным согласием в государстве. Серьезно увеличилось число  террористических актов, а также проявлений беззакония и торговли людьми. В результате в стране уже погибло более трех тысяч человек и почти два миллиона стали внутренними переселенцами. Были закрыты тысячи школ, медицинских учреждений и государственных администраций, а большая часть социально-экономической и транспортной инфраструктуры разрушена. Нападения, направленные против конкретных этнических групп, усугубляют риск межобщинных конфликтов. Столь В ужасная ситуация с безопасностью подрывает социальную сплоченность, мир и национальное единство.

Христианские Церкви откровенно стали целями вооруженных нападений. Священников, пасторов и катехизаторов убивали прямо во время богослужения, других похитили, и судьба их до сих пор остается неизвестной. На момент написания статьи более 22% территории страны не подконтрольна правительству, и там христиане не могут более открыто исповедовать свою веру. Ввиду террористической опасности большая часть церквей на севере, востоке и северо-западе закрыты. Во многих из этих районов невозможен публичный христианский культ. Там, где богослужения все еще можно проводить под охраной полиции – как правило, в крупных городах, из соображений безопасности их продолжительность была сокращена.

Приходится признать, что, несмотря на усилия и государства, и религиозных организаций, по мере распространения экстремистских группировок нестабильность в стране только возрастает. Однако одновременно формируется и солидарность между христианами, мусульманами и приверженцами традиционных религий. Их лидеры работают над поиском долгосрочных решений ради достижения мира, общественного согласия и примирения. С этой целью, например, Комиссия по христианско-мусульманскому диалогу Конференции католических епископов Буркина-Фасо и Нигера прилагает значительные усилия к углублению межрелигиозного и межэтнического взаимопонимания и сотрудничества.

Следуя призывам правительства к молитве о мире, общественном согласии и примирении, отдельные Церкви продолжают проводить ежедневные молитвы и посты. Различные католические и протестантские общины активизировали свою деятельность по оказанию помощи беженцам. С целью более глубокого понимания ситуации и ценности братства, а также разработки стратегий восстановления прочного мира проводятся встречи, участники которых размышляют над причинами происходящего и обмениваются имеющейся информацией. Надежды жителей страны прекрасно отражает старая пословица народности моси:[2] «Из-за чего бы ни началась схватка и как бы долго она ни продолжалась, когда-нибудь наступит примирение».

Предложение совместно поработать над текстами для Недели молитвы о единстве христиан 2024 г. побудило различные Церкви Буркина-Фасо идти, молиться и работать вместе во взаимной любви в этот трудный для их страны период. Любовь Христова, объединяющая всех христиан, сильнее, чем разногласия между ними, а потому в Буркина-Фасо они стремятся идти путем любви к Богу и любви к ближнему, уверенные в том, что любовь Божья победит насилие, приносящее сейчас столько страданий их стране.

 

 

Библейский текст

Центральное место любви в христианской жизни

Любовь – это «ДНК» христианской веры. Бог есть Любовь, и «любовь Христова собрала нас в одно целое».[3] Мы обретаем нашу общую идентичность в опыте любви Божьей (ср. Ин 3, 16) и раскрываем ее эту миру, любя друг друга (ср. Ин 13, 35). В отрывке, выбранном для Недели молитвы о единстве христиан 2024 г. (Лк 10, 25-37), Иисус вновь подтверждает традиционное еврейское учение из Втор 6, 5: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими»; и Лев 19, 18б: «Люби ближнего твоего, как самого себя».

Законник в евангельском отрывке тут же спрашивает Иисуса: «А кто мой ближний?» Вопрос о том, как далеко должно может простираться библейское повеление любить, был предметом споров среди законников. Традиционно считалось, что оно распространяется на соотечественников-израильтян и постоянно проживающих в стране иностранцев. Позднее после вторжений иностранных держав заповедь перестала считаться применимой к иностранцам из оккупационных. Со временем, когда раздробился сам иудаизм, ее иногда относили только к представителям своей конкретной фракции. Таким образом, законник задает Иисусу весьма провокационный вопрос. Но Господь отвечает на этот вопрос притчей, иллюстрирующей любовь, которая простирается далеко за те границы, которые представлял себе законник.

Многие раннехристианские авторы, такие как Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст и Августин, видели в этой притче траекторию Божьего замысла спасения мира. В их толковании человек, спускающийся из Иерусалима – это образ Адама, т.е. всего человечества, спускающегося из рая в этот мир со всеми его опасностями и разломами, а разбойники – образ враждебных земных сил, нападающих на нас. Самого Христа эти авторы видели в том, кто, движимый состраданием, пришел на помощь избитому до полусмерти человеку, обработал его раны и отвел его в безопасное место – гостиницу, которая, в их глазах, служит образом Церкви. Под обещанием самаритянина вернуться они понимали предвестие Господа обетования прийти опять.

Христиане призваны подражать Христу, любя подобно Доброму самаритянину, проявляя милосердие и сострадание к нуждающимся независимо от их религиозной, этнической или социальной принадлежности. Не принадлежность к одной группе должна побуждать нас помогать другому, а любовь к нашему «ближнему». Однако сегодняшний мир ставит под сильное сомнение то представление о любви к ближнему, которое предлагает нам Иисус. Войны во многих регионах, дисбаланс в международных отношениях и неравенство, порождаемое структурными установками, навязанными западными странами или иными внешними силами – все это ослабляет нашу способность любить, как Христос. А ведь именно любовь друг к другу независимо от наших различий делает христиан теми самыми ближними, подобными евангельскому самаритянину.

 

Экуменический путь

Иисус молился о том, чтобы все Его последователи были едины друг с другом (ср. Ин 17, 21), и потому христиане не должны терять надежду и прекращать молиться и трудиться для единства. Их объединяет любовь к Богу во Христе и опыт познания любви Божьей к ним. Они видят этот опыт веры друг в друге, когда молятся, поклоняются и служат Богу вместе. Однако для межцерковных отношений, в том числе и в Буркина-Фасо, это остается настоящим вызовом. Недостаток понимания между Церквями и взаимная подозрительность могут ослабить решимость на пути экуменизма. Кто-то может опасаться, что экуменизм приведет к потере конфессиональной идентичности и помешает «росту» общины. Но подобное соперничество противоречит молитве Иисуса. Как священник и левит в евангельском отрывке, христиане часто из страха упускают возможность пообщаться с братьями и сестрами. В течение Недели молитвы о единстве христиан мы просим Господа прийти на помощь к нам, залечить наши раны и тем самым дать нам возможность с упованием и надеждой идти путем экуменизма.

 

Христианское единство на служении более широкому согласию и примирению

Специфический контекст Буркина-Фасо указывает на необходимость поставить любовь в центр поиска согласия и примирения. Этот поиск часто нарушался утратой ценностей и общего чувства человечности, а также ослаблением заботы об общем благе, честности, неподкупности и патриотизма. Стремление к примирению заглушается также духовным обнищанием и погоней за легкой наживой. Перед лицом таких реалий еще более насущной становится необходимость свидетельствовать о любви Божьей.

 

Переход от разделения к единству в Буркина-Фасо

Христианские общины в Буркина-Фасо стараются воплотить призыв к любви, оказывая взаимное гостеприимство друг другу. Это особенно заметно во время Недели молитвы о единстве христиан. Были выделены как людские, так и финансовые ресурсы для перевода экуменического французского текста Библии («Traduction Œcuménique de la Bible») на местные языки, что должно помочь вести людей в «гостиницу» слова Божьего (ср. Лк 10, 34). Кроме того, христиане посещают церкви друг друга и участвуют в богослужениях. Они также трудятся вместе, насаждая человеческое братство, мир и безопасность в Буркина-Фасо, несут Христа своим братьям и сестрам, исцеляя раны тех, кто оказался в тисках лишений и невзгод. Однако, как гласит одна африканская пословица, «Дерево не должно закрывать лес». Эти позитивные примеры экуменизма не могут закрывать собой тот факт, что на пути к единству остается множество проблем. Наряду с желанием быть ближними всем исповедникам триединого Бога, Церкви Буркина-Фасо всеми силами стараются поистине любить друг друга, как повелевает Христос. Но порой их отношения похожи на отношения между самаритянами и евреями, разделенных культурно и богословски и недружественно или даже враждебно настроенных друг к другу. Сохраняющаяся разобщенность уродует их сущность, и они признают необходимость экуменического обращения, которое позволило бы полить целительным маслом и вином раны друг друга.

Гостиница из притчи о Добром самаритянине часто истолковывалась древними христианскими авторами как образ Церкви. Как самаритянин привез раненого в гостиницу, так и Христос вверяет раненных и нуждающихся этого мира нашим Церквям, чтобы мы позаботились об их язвах и помогли им исцелиться. Миссия служения мира — это также путь к единству, которое есть Божий дар Божьему народу.

 

 

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

 

 

 

Чин богослужения

П. – предстоятель.

С. – собрание.

Ч. – чтец.

 

Собираясь и делясь любовью Божьей

Ч.        В Буркина-Фасо калабас[4] используется для того, чтобы подносить воду уставшим с дороги гостям. Тем самым выражается радушие, гостеприимство и братство. После того, как гость утолит свою жажду, он может начать беседу и изложить цель визита. Собравшись вместе, чтобы помолиться, мы приветствуем вас так же, как Авраам приветствовал трех своих гостей, подав им воды, дабы они утолили свою жажду. Предлагаем и вам сделать то же, делясь водой из этого калабаса.

 

Воду из калабаса член принимающей общины подает присутствующим представителям других церквей. Когда калабас возвращается в переднюю часть храма, предстоятели богослужений присоединяются к процессии, а в это время исполняется гимн или играет музыка.

 

Воззвание к молитве

П.        Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

С.        Аминь.

 

П.        Мы собрались как братья и сестры, чтобы молиться о зримом единстве христиан. В сердце нашего богослужения лежит история о Добром самаритянине, в которой мы слышим божественный призыв любить Бога и любить ближнего, как самих себя.
Давайте приготовимся с благодарением и радостью встретить Бога Любви, помня Его заповедь любить.

 

С.        Слава тебе, Отче, за то, что являешь Себя в своем творении
и призываешь всех людей жить пред лицем Твоим.
Слава тебе, Христос Иисус,
за то, что Ты полностью даровал Себя каждому из нас и призвал нас к тому же.
Слава тебе, Святой Дух,
за то, что собираешь нас вместе в любви и единстве.
Слава тебе, Боже Любви,
в Котором мы сотворены, искуплены и соедины.
Аминь.

 

Гимн.

 

Литания хвалы и благодарения

Ч.        Обратим наши сердца к Богу в хвале:

            Хвала тебе, Господи, за то, что Ты излил Свою любовь в наши сердца так, что мы никогда не теряем надежды. Ты избавляешь наши жизни от страха Своей любовью и исцеляешь наши израненные и испорченные сердца. Хвала Тебе за всех женщин и мужчин, сеющих семена любви и надежды для своих ближних по всему миру.

C.      Хвала Тебе, Господи.

 

Ч.      Предвечный Боже, благодарим Тебя за дар Иисуса, Сына Твоего, Искупителя всех людей. Благодарим Тебя за благодать обращения и за все семена веры, надежды и любви среди Твоего народа и повсюду. Благодарим Тебя за веру, которую мы получили от апостолов, за молитву Иисуса о единстве и за дар Благой вести о спасении.

C.      Благодарим Тебя, Господи.

 

П.      Боже любви, мы поклоняемся Тебе, видя щедрость Твоей любви ко всем людям – любви настолько совершенной, что она превосходит наше понимание; любви, для которой нет различий расы, пола или общественного положения. Мы поклоняемся Тебе, из любви пославшему в мир Своего Сына, Иисуса Христа и продолжающему наполнять нашу жизнь Твоей любовью посредством Святого Духа.

C.      Поклоняемся Тебе, Господи.

 

Исповедание грехов:

П.      Мы приходит к Тебе, сейчас, о Боже, чтобы исповедовать свои грехи:

Ч.      Ища счастья без Бога и игнорируя заповедь любви, мы отвернулись от Тебя и от нашего ближнего. Наш эгоизм и желание владеть и контролировать отделяют нас от Бога.

Молчание.

Ч.      Милосердный Боже:

С.      Прости и исцели нас.

Ч.      Следуя идеологиям, унижающим человеческое достоинство других, мы возводим стены разделения, сеем семена ненависти и насилия и отвергаем заповедь Господню любить друг друга.

Молчание.

Ч.      Милосердный Боже:

С.      Прости и исцели нас.

Ч.      Мы ожесточили свои сердца и обманули самих себя. Из-за недостатка сострадания мы больше не видим Иисуса в тех, кто отличается от нас.

Молчание.

Ч.      Милосердный Боже:

С.      Прости и исцели нас.

Ч.      Нам не удается открыть свои сердца и умы бесконечной и безусловной природе Божьей любви ко всем. Закрытый для этой любви мир погружается во мрак эгоизма, насилия, безразличия и бессмысленности.

Молчание.

Ч.      Милосердный Боже:

С.      Прости и исцели нас.

П.      Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Которого Ты послал в полноту времен, чтобы искупить все творение, просим Тебя сжалиться над нами, простить наши грехи и преобразить нас Твоим Святым Духом.

С.      Славим Бога и единым голосом восхваляем.

 

Трисвятое

С.      Святый Боже!
Святый Крепкий!
Святый Бессмертный, помилуй нас!

 

Чтение из Ветхого Завета: Бытие 18, 1-8

Ч.      Явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоегои принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

 

Псалом 138(137)

Ч.      Славлю Тебя всем сердцем моим,
пред богами пою Тебе.
Поклоняюсь пред святым храмом Твоим
и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою,
ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.

С.      В день, когда я воззвал, Ты услышал меня.

Ч.      В день, когда я воззвал, Ты услышал меня,
вселил в душу мою бодрость.
Прославят Тебя, Господи, все цари земные,
когда услышат слова уст Твоих.

С.      В день, когда я воззвал, Ты услышал меня.

Ч.      И воспоют пути Господни,
ибо велика слава Господня.
Высок Господь: и смиренного видит,
и гордого узнает издали.

С.      В день, когда я воззвал, Ты услышал меня.

Ч.      Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня,
прострешь на ярость врагов моих руку Твою,
и спасет меня десница Твоя.
Господь совершит за меня!
Милость Твоя, Господи, вовек:
дело рук Твоих не оставляй.

С.      В день, когда я воззвал, Ты услышал меня.

Ч.      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,

С.      Как было в начале, и ныне, и всегда, и вовеки веков. Аминь.

 

Чтение из Евангелия: Лука 10, 25-37

Ч.      Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

          Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалилсяи, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

 

Гимн.

Проповедь.

Молчание или гимн.

 

Песнь любви вдохновленная 1 Кор 13

Читается в виде антифонов, когда одна половина собрания произносит первую часть каждой строфы, а другая половина – вторую.

I.       Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею,
то я медь звенящая или кимвал звучащий.

II.      Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание
и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто.

I.       И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение,
а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

II.      Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.

I.       Не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

II.      Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут,
и знание упразднится.

С.      А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь;
но любовь из них больше.

 

Гимн

Данный момент может быть использован также как возможность для сбора пожертвований.

 

Прошения

П.      Мы призваны жить по Господней заповеди любить Бога и своего ближнего, как самих себя. Сейчас, когда мы вновь подтверждаем нашу верность этой заповеди, пусть любовь укрепит наше единение как христиан.

Ч.      Мы всем сердцем желаем пребывать в любви Божьей и обрести благодать любить наших ближних, как самих себя.

          Бог безграничной любви, молим о том, чтобы все люди познали твое безграничное милосердие и поверили в Твое желание наполнить нас Своей бесконечной любовью.

С.      Преисполни нас Своей любви! Соедини нас в Себе.

Ч.      Мы присоединяемся в наших молитвах к молитве Иисуса, Который просил о единстве всех, кто следует за Ним.

          Бог общения, молим Тебя, дабы мы вместе трудились ради Твоей вящей славы и несли благую весть о спасении всем.

С.      Преисполни нас Своей любви! Соедини нас в Себе.

Ч.      Наши сердца разбивают хаос и разделения в мире.

          Боже Целитель, рассеянные, как овцы без пастыря, мы просим Тебя собрать нас во единое стадо. Оживи нас Своим Духом и нас снова пошли нас по двое быть светом миру и солью земли.

С.      Преисполни нас Своей любви! Соедини нас в Себе.

Ч.      Наш мир истерзан террором и насилием. Миллионы вынуждены покидать свои дома в поисках убежища и безопасности.

          Бог радушия, даруй нам благодать рискнуть и принять чужеземца, залечить его раны и оказать ему солидарность. Укрепи нашу решимость быть добрыми и милосердными и всегда относиться к нашим сестрам и братьям так же, как и Ты относишься к нам.

С.      Преисполни нас Своей любви! Соедини нас в Себе.

Ч.      В своей слабости и страхе мы сознаем, что часто переходим на другую сторону, отворачиваясь от тех, кто нуждается в нашей помощи.

          Боже силы, несмотря на недостаток в нас любви, открой наши сердца, чтобы ощутить долготу, широту, высоту и глубину Твоей любви, чтобы мы могли больше любить Тебя и любить наших ближних, как самих себя.

С.      Преисполни нас Своей любви! Соедини нас в Себе.

 

Молитва Господня

П.      Как дети единого Бога помолимся так, как учил нас Иисус.

С.      Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя
и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава
во веки. Аминь.

 

Гимн

 

Заключительная молитва

С.      Господи Иисусе, молившийся, дабы все были едины,
молим Тебя о единстве всех христиан
по Твоей воле и Твоими средствами.
Да поможет нам Твой Дух ощутить боль от разделения,
осознать наш грех и надеяться сверх всякой надежды. Аминь.[5]

 

 

 

Отпуст

Выносится вперед калабас или иной сосуд с водой и выставляется перед собравшимися, пока предстоятель произносит:

П.      Освеженные водой жизни,
пойдем вперед, чтобы любить Бога и любить ближнего как самих себя,
объединенные во Христе и оживленные Святым Духом.

С.      Вместе мы можем все, так сделаем же все! Аминь.

 

Гимн.





БИБЛЕЙСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И МОЛИТВЫ
НА ВОСЕМЬ ДНЕЙ

 

 

 

ДЕНЬ 1

Один законник встал и, искушая Его, сказал:
Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
(Лк 10, 25)

Помоги нам, Господи, устремить свои жизни к Тебе

 

Дополнительные отрывки из Писания:

Рим 14, 8-9

Пс 103(102), 13-18

 

Размышление

«Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Этот важнейший вопрос, заданный Иисусу законником, бросает вызов каждому верующему в Бога. Он касается смысла нашей жизни на земле и в вечности. В другом месте Библии Иисус дает нам окончательное определение вечной жизни: «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17, 3). Познать Бога – значит открыть Его волю и исполнять ее в нашей жизни. Каждый человек хочет жизни полной и истинной, и Бог также желает этого для нас (ср. Ин 10, 10). Св. Ириней говорил: «Слава Божья – полностью живой человек».

Экзистенциальные реалии жизни с их раздорами, эгоизмом и страданием часто уводят нас от поиска Бога. Иисус жил тайной глубинного общения с Отцом, желающим наполнить всех Своих детей полнотой Его вечной жизни. Он – это «путь», ведущий нас к Отцу, нашему высшему предназначению.

Таким образом, наше стремление к вечной жизни приближает нас к Иисусу и тем самым сближает друг с другом, укрепляя близость между нами на пути к христианскому единству. Откроемся же на дружбу и сотрудничество с христианами всех Церквей, молясь о дне, когда мы все сможем вместе приступить к трапезе Господней.

 

Молитва

Боже жизни,

Ты сотворил нас, чтобы у нас была жизнь, причем жизнь во всей ее полноте.

Да распознаем мы в наших братьях и сестрах их жажду вечной жизни.

Решительно следуя путем Иисуса, да приведем мы к Тебе и других.

Молим Тебя во имя Его. Аминь.

 

ДЕНЬ 2

Иисус сказал законнику в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
(Лк 10, 27)

Помоги мне, Господи, любить Тебя, моего ближнего
и самого себя таким, какой я есть

 

Дополнительные отрывки из Писания:

Втор 10, 12-13

Пс 133(132)

 

Размышление

Ответ, данный законнику, может показаться простым, поскольку почерпнут из хорошо известных заповедей Божьих. Однако любить Бога именно так и ближнего, как самого себя, часто бывает трудно.

Данная Богом заповедь о любви к Нему требует глубокой верности и подразумевает полное самоотречение, посвящение наших сердец и умов служению воле Божьей. Мы можем просить о благодати следовать примеру Христа, полностью отдавшего Себя Самого и сказавшего: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22, 42). Он тоже являл Свою великую любовь ко всем, в том числе к врагам. Мы не можем выбрать себе ближних. Любить их – значит проявлять внимание к их нуждам, принимать их недостатки и поддерживать их надежды и желания. Такого же подхода требует и путь христианского единения, когда мы говорим о разных традициях друг друга.

Призыв любить ближнего, «как самого себя», напоминает нам о необходимости принимать себя такими, какие мы есть, помня о сострадательном взоре Божьем, обращенном на нас, и всегда быть готовыми простить себя, зная, что мы – любимое творение Бога, уважать себя, стремиться к миру с самим собой. Точно так же, каждый из нас может просить о благодати любить принимать нашу собственную Церковь или общину со всеми ее недостатками, вверяя все Отцу, возрождающему нас в Духе Святом.

 

Молитва

Господи, даруй нам благодать глубже познать Тебя,

чтобы любить всем своим существом.

Даруй нам чистое сердце, чтобы любить ближних, как самих себя.

Дар Твоего Святого Духа

да позволит нам увидеть Твое присутствие в наших сестрах и братьях,

чтобы мы могли любить друг друга той же безоговорочной любовью,

которой Ты возлюбил нас.

Через Христа, Господа нашего. Аминь.

 

 

 

ДЕНЬ 3

Кто мой ближний?
(Лк 10, 29)

Господи, открой наши сердца тем, кого мы не замечаем

 

Дополнительные отрывки из Писания:

Рим 13, 8-10

Пс 119(118), 57-63

 

Размышление

Законоучитель пытался оправдать себя, надеясь, что ближний, любить которого он призван, это его единоверец и член его народа. Это естественный человеческий инстинкт. Если мы приглашаем людей к себе домой, то это довольно часто люди одного с нами общественного положения, разделяющие наши взгляды на жизнь и наши ценности. Таков уж человеческий инстинкт: отдавать предпочтение тому, что близко. Это верно также и в случае наших церковных общин. Но Иисус погружает этого законника и всех своих слушателей глубже в их же собственную традицию, напоминая им об обязанности принимать и любить всех независимо от религии, культуры или общественного положения.

Евангелие учит, что в любви к подобным нам самим нет ничего необычайного. Иисус наводит нас на радикальное представление о том, что значит быть человеком. Рассказанная им притча очень наглядно иллюстрирует то, чего ждет от нас Христос: чтобы мы, широко распахнув наши сердца, шли Его путем, любя других так же, как Он нас любит. Фактически, Иисус отвечает законнику вопросом на вопрос: дело не в том, «кто мой ближний?», а в том, «кто оказался ближним для нуждающегося человека?»

В наши неустойчивые и пугающие времена ставят нас перед лицом реальности, в которой в отношениях на первый план выходят неуверенность и сомнения. И именно на этот вызов отвечает сегодняшняя притча: для кого я ближний?

 

Молитва

Боже любви,

вписавший любовь в наши сердца,

всели в нас мужество взглянуть за границы нас самих

и увидеть ближних в тех, кто отличается от нас,

чтобы мы могли истинно следовать за Иисусом Христом,

нашим Братом и Другом,

Который есть Господь во веки веков. Аминь.

 

 

 

ДЕНЬ 4

Увидев его, прошел мимо
(Лк 10, 31)

Нельзя отворачиваться от нуждающихся

 

Дополнительные отрывки из Писания:

Ис 58, 6-9а

Пс 34(33), 15-22

 

Размышление

У священника и левита, которые прошли мимо, наверное, были веские религиозные причины не помочь: возможно, они готовились к совершению определенных религиозных обрядов и рисковали подвергнуться ритуальному осквернению, если бы этот человек был мертв. Тем не менее, во многих случаях Иисус критикует религиозных лидеров за то, что они ставят правила религии выше долга всегда творить добро.

Текст для этой недели молитвы начинается с рассказа о том, как учитель закона пытается оправдать себя. Священник и левит из притчи тоже могли считать оправданным собственное поведение. А мы, христиане, как далеко готовы выйти за рамки условностей? Иногда наша близорукость, порожденная церковными и культурными условностями, может помешать нам увидеть то, что расцветает в жизни и свидетельстве сестер и братьев из других христианских традиций. Когда мы открываем глаза, чтобы увидеть, как любовь Божья проявляется в наших собратьях-христианах, мы становимся ближе к ним и тем самым углубляем союз с ними.

Эта притча Иисуса не только призывает нас творить добро, но и расширяет наш кругозор. Мы учимся добру и святости не только у тех, кто разделяет наши конфессиональные и религиозные взгляды, но и у тех, кто отличается от нас. Добрыми самаритянами часто оказываются те, от кого мы этого не ждали.

 

Молитва

Господи Иисусе Христе,

не дай нам, идя с Тобой по пути к единству,

отводить свои глаза в сторону,

а широко открыть их на этот мир.

Пусть на своем жизненном пути

мы останавливаемся и протягиваем руку помощи, перевязывая раненых,

чтобы в этом ощутить, что них присутствуешь Ты,

живущий и царствующий во веки веков. Аминь.

 

 

 

 
ДЕНЬ 5

Подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино
(Лк 10, 34)

Господи, помоги нам видеть раны и обрести надежду

 

Дополнительные отрывки из Писания:

Иоил 2, 23-27

Пс 104(103), 14-15. 27-30

 

Размышление

Добрый самаритянин сделал все, что мог, на собственные средства: налил вина и масла, перевязал раны того человека и усадил его на своего осла. Но он пошел еще дальше, пообещав оплатить уход за ним. Если мы смотрим на мир глазами самаритянина, любая ситуация может стать возможностью помочь нуждающимся. Именно так проявляется любовь. Пример Доброго самаритянина заставляет нас спросить себя, как мы должны относиться к нашим ближним. Он дала вина и масла, подкрепив силы человека и дав ему надежду. А что мы можем дать, чтобы стать частью дела Божьего по исцелению надломленного мира?

Этот надлом в нашем мире проявляется в неуверенности, страхе, недоверии и раздорах. К нашему стыду, такие раздоры существуют и между христианами. Хотя мы совершаем таинства или другие ритуалы исцеления, примирения и утешения, часто используя при этом масло и вино, мы все-таки упорствуем в разделениях, ранящих Тело Христово. Исцеление наших христианских разногласий способствует исцелению народов.

 

Молитва

Боже милостивый,

источник всякой любви и благости:

ниспошли нам способность видеть нужды нашего ближнего.

Покажи нам, что мы можем сделать, чтобы нести исцеление.

Измени нас, чтобы мы могли любить всех наших братьев и сестер.

Помоги нам преодолеть барьеры разделения,

чтобы мы смогли построить мир во всем мире во благо всем.

Благодарим Тебя за то, что обновляешь Свое творение

и ведешь нас в будущее, полное надежды,

ибо Ты – Господь всего вчера, сегодня и вовеки. Аминь.

 

 

 

ДЕНЬ 6

Посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем
(Лк 10, 34)

Господи, преврати наши сердца в «гостиницы»,
где могут найти приют нуждающиеся

 

Дополнительные отрывки из Писания:

Быт 18, 4-5

Пс 5, 11-12

 

Размышление

О человеке, попавшемся в руки грабителей, позаботился самаритянин. Он был выше предрассудков и предвзятости, увидел человека, попавшего в беду, и отвез его в гостиницу. «На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк 10, 35).

Для любого человеческого общества гостеприимство и солидарность имеют важнейшее значение. Они требуют радушия к чужакам, иностранцам, мигрантам и бездомным. Однако, окруженные неуверенностью, подозрительностью и насилием, мы склонны не доверять своим ближним. Гостеприимство – серьезное свидетельство Евангелия, особенно в контексте религиозного и культурного плюрализма. Радушие к «другому» и ответное радушие – это основа экуменического диалога. Задача христиан – превратить наши церкви в гостиницы, где ближний сможет найти Христа. Такое гостеприимство – это знамение любви, которую наши Церкви питают друг к другу и ко всем.

Когда мы, последователи Христа, выходим за рамки наших конфессиональных традиций и выбираем практику экуменического гостеприимства, мы из чужаков превращаемся в ближних.

 

Молитва

Отче любви,

в Иисусе Ты открыл нам смысл гостеприимства,

проявив заботу о нашем слабом человечестве.

Помоги нам стать сообществом,

которое принимает всех покинутых и потерянных,

строя дом, где рады всем.

Да станем мы ближе друг к другу, неся миру Твою безусловную любовь.

Молим Тебя об этом в единстве Святого Духа. Аминь.

 

ДЕНЬ 7

Иисус сказал: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний?»
(Лк 10, 36)

Господи, покажи нам, как ответить ближнему

 

Дополнительные отрывки из Писания:

Флп 2, 1-5

Пс 10(9), 17-18

 

Размышление

В заключение притчи Иисус спросил законника: кто был ближним жертве разбойников? Тот отвечал: «Оказавший ему милость». Он не говорит «самаритянин», и мы можем предположить, что враждебные отношения между самаритянами и евреями помешали ему ответить так. Мы часто открываем ближних в самых неожиданных людях, даже в тех, чьи имена, социальное или этническое происхождение нас отталкивают. В современном мире, где поляризованность в политике часто противопоставляет друг другу представителей разных религиозных групп, Иисус этой притчей призывает нас увидеть значимость нашего призвания преодолевать границы и барьеры разделения.

Подобно законнику тогда, мы призваны сейчас задуматься над тем, как мы проводим свою жизнь, и не только с точки зрения того, насколько мы делаем добро или не делаем, но и с точки зрения того, не пренебрегаем ли мы, подобно священнику и левиту, случаем оказать кому-то милосердие.

 

Молитва

Боже святый,

Сын Твой Иисус Христос снизошел к нам,

чтобы показать путь сострадания.

Духом Твоим помоги нам следовать Его примеру,

служа нуждам всех Твоих детей,

чтобы дать единое христианское свидетельство о Твоих путях любви и милосердия.

Молим Тебя во имя Иисуса. Аминь.

 

 

 

 

ДЕНЬ 8

Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же
(Лк 10, 37)

Господи, да будет наше общение знамением Твоего Царствия

 

Дополнительные отрывки из Писания:

Рим 12, 9-13

Пс 41(40), 1-2

 

Размышление

Этими словами «иди, и ты поступай так же» Иисус повелевает каждому из нас и каждой из наших Церквей исполнять Его заповедь любви. Вдохновленные Святым Духом, мы посланы быть «другими Христами», с сочувствием и милосердием идущими к страдающему человечеству. Подобно доброму самаритянину, помогшему раненному человеку, и мы можем наполниться решимостью не отвергать тех, кто отличается от нас, а насаждать культуру близости и доброжелательности.

Как повеление Иисуса «иди, и ты поступай так же» соотносится с моей жизнью? Что значит этот призыв Христа в моих отношениях с членами других Церквей? Как мы можем вместе милосердно свидетельствовать о любви Божьей? Как посланники Христовы (ср. 2 Кор 5, 20) мы должны примириться с Богом и друг с другом, чтобы общение пустило корни и росло в наших Церквях и регионах, постигнутых межобщинными конфликтами, таких как Сахель.

По мере углубления взаимного доверия мы будем охотнее показывать свои раны, в том числе церковные, чтобы любовь Христова могла посетить и исцелить нас благодаря нашей любви друг к другу и заботе. Общее стремление к христианскому единству помогает нам восстанавливать отношения, чтобы насилие могло уступить место солидарности и миру.

 

Молитва

Отче небесный,

благодарим Тебя за дар Святого Духа, жизни Подателя,

шире открывающего нас друг другу, разрешающего конфликты

и укрепляющего узы общения между нами.

Да возрастаем мы во взаимной любви

и стремлении с большей верностью провозглашать евангельскую весть,

дабы мир мог сочетаться в единении

и принять Князя Мира.

Через Христа, Господа нашего. Аминь.

 



[1] Дополнительную информацию о CCN можно найти в Приложении 3.

[2] Моси – крупнейшая этническая группа в Буркина-Фасо.

[3] «Ubi caritas» (приписывается Павлину Аквилейскому).

[4] Высушенный и выдолбленный плод лагенарии обыкновенной, используемый в качестве сосуда для еды или питья. Этот плод называется также бутылочной тыквой.

[5] Ежедневная молитва о христианском единстве общины «Chemin Neuf».





Источник: http://www.christianunity.va/content/unitacristiani/it/settimana-di-preghiera-per-l-unita/semaine-de-priere-pour-l-unite-des-chretiens-2024.html
Перевод: "Кредо"





















.