Материалы для НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН

 











 

ВАЖНО!

 

Это международная версия текста

Недели молитвы 2023 г.

 

Убедительная просьба обратиться
в Вашу поместную конференцию епископов или синод Вашей Церкви,
для получения материалов, адаптированных к Вашим местным реалиям

 

 

 

 

 


 

Материалы для

НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН

и всего

 

2023 г.

 

 

 

 


Научитесь делать добро, ищите правды

(Ис 1, 17)

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообща составили и опубликовали:

 

Папский совет по содействию христианскому единству

Комиссия по вере и порядку Всемирного совета Церквей

 

 

 

 

 

Библейские цитаты: Святое Писание цитируется здесь по Синодальному переводу.

 

 


ОРГАНИЗАТОРАМ НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ

О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН

 

Поиск единства: в течение всего года

В северном полушарии Неделя молитвы о единстве христиан традиционно приходится на отрезок с 18 по 25 января. Пол Уотсон в 1908 г. предложил именно этот период, чтобы охватить промежуток между праздниками св. Петра и св. Павла, что придает им символическое значение. В Южном полушарии, где январь – время отпусков, Церкви зачастую подбирают другое время для проведения этой недели, например, в окрестностях Пятидесятницы (предложено движением «Вера и порядок» в 1926 г.), что также довольно символично для единения Церкви.

Не забывая о надлежащей гибкости в подходах, мы предлагаем Вам использовать данные материалы в течение всего года, чтобы продемонстрировать ту степень общения, которой уже достигли Церкви, и вместе молиться о полном единстве, коего хочет Христос.

 

Адаптация текста

Предлагая эти материалы, мы ожидаем, что они в меру возможностей будут адаптированы к местным условиям. Следует учитывать локальные литургические традиции и практику богопочитания, а также весь социально-культурный контекст. В идеале такая адаптация должна проходить в сотрудничестве между различными Церквами и конфессиями. Где-то соответствующие экуменические структуры уже созданы, и мы надеемся, что и в других местах необходимость адаптации подтолкнет к созданию таких структур.

 

Использование материалов Недели молитвы

 

 



 

 

 

БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ НА 2023 г.

 

 

 

Ис 1, 12-18

 

Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное – как снег убелю; если будут красны, как пурпур – как волну убелю.

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ НА 2023 г.

 

 


Научитесь делать добро, ищите правды

(Ис 1, 17)

Вступление

Исаия жил и пророчествовал в Иудее в VIII в. до нашей эры во времена пророков Амоса, Михея и Осии. Продолжался период экономического роста и политической стабильности в Израиле и Иудее, который стал возможен вследствие ослабления «сверхдержав» той эпохи – Египта и Ассирии. Однако то был также период разгула несправедливости, произвола и неравенства в обоих царствах.

Религия уже превращалась в ритуальную и формальную демонстрацию веры в Бога, которая сводилась к храмовым подношениям и жертвам. Эту формальную и ритуальную религиозность возглавляли священники, пользовавшиеся щедростью богатых и могущественных. Вследствие физической близости и взаимных связей между царским дворцом и храмом власть и влияние были почти полностью сосредоточены в руках царя и духовенства, и почти никто из них в течение всей этой истории не заступался за угнетенных и униженных. В мировоззрении того времени (характерном, впрочем, для всей нашей истории) богатые с их большими подношениями считались добрыми и благословленными, а бедные, у которых недоставало средств на жертвы – плохими и проклятыми Богом. Малоимущих часто унижали за то, что финансовая ограниченность не позволяла им в полной мере участвовать в храмовом богослужении.

Исаия пророчествовал именно в таком контексте, пытаясь помочь народу Иудеи осознать реальное положение вещей. Вместо того, чтобы чтить религиозность своего времени как благословение, он видит в ней гноящуюся рану и святотатство пред ликом Всевышнего. Несправедливость и неравенство сеяли раскол и разобщение. Его проповеди осуждают политические, социальные и религиозные структуры, а также лицемерие жертв на фоне угнетения беднейших. Он энергично критикует коррумпированных вождей и становится на сторону обездоленных, возвещая, что Бог один – источник правды и справедливости.

Рабочая группа, назначенная Советом Церквей Миннесоты, выбрала девизом нынешней Недели молитвы следующий стих из первой главы пророка Исаии: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (ст. 17).

Он учил, что Бог требует правды и справедливости от всех нас, причем всегда и во всех сферах жизни. Наш сегодняшний мир во многих смыслах носит в себе те же проблемы разобщения, с которыми столкнулся и Исаия во время своей проповеди. Справедливость, правда и единство проистекают из глубокой любви Бога к каждому из нас и составляют саму сущность Его Самого и того, какими Он хочет видеть нас в наших отношениях друг с другом. Обетование Господне создать новое человечество «из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр 7, 9) обязывает нас стремиться к миру и единству, которых Бог всегда хотел для Своего творения.

Пророк довольно резок в своих высказываниях о религиозности того времени: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня… И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои» (ст. 13, 15). Произнеся этот гневный приговор и озвучив тем самым свой диагноз, Исаия предлагает и лекарство от этого нечестия: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло» (ст. 16).

Разобщение и угнетение существуют по сей день, когда какой-то отдельной группе или классу предоставляются привилегии в сравнении с другими. Грех расизма очевидным образом проявляется в любых убеждениях и практиках, которые выделяют или возвышают одну «расу»[1] над другой. Когда расовые предрассудки сопровождаются или поддерживаются неравновесием во власти, они выходят за рамки личностных отношений и проникают в сами структуры общества, возводя расизм в систему. Из его существования бесчестно черпали выгоду определенные группы, в том числе и Церкви, угнетавшие и исключавших других просто из-за цвета их кожи и культурных предрассудков, основанных на понимании «расы».

Подобно тем религиозным вождям, которых так резко осуждают библейские пророки, некоторые верующие-христиане также соучаствовали и продолжают соучаствовать в поддержании или фиксации предрассудков, а также в угнетении и углублении разобщения. История показывает, как вместо того, чтобы признавать достоинство каждого человека, сотворенного по образу и подобию Божьему, верующие-христиане зачастую сами включались в такие греховные структуры, как рабство, колонизация, сегрегация и апартеид, отрицавшие достоинство других по ложному признаку расы. Точно так же и во внутренней жизни Церквей их члены оказались неспособны признавать достоинство всех крещеных и принижали ценность своих братьев и сестер во Христе на основании мнимых расовых различий.

Достопочтенный доктор Мартин Лютер Кинг Младший произнес как-то незабвенные слова: «К числу позорнейших трагедий нашего народа следует отнести тот факт, что одиннадцатый час воскресного утра – это один из самых сегрегированных, если не самый сегрегированный час в христианской Америке». Это заявление отражает переплетение разобщенности христиан с разобщенностью человечества. Корень любого разделения – это грех, т.е. отношения и действия, противоречащие тому единству, которого Бог желает для всего Его творения. Как это ни трагично, но расизм составляет часть того греха, что разделяет христиан друг с другом, заставляет их совершать богослужения в разное время и в разных зданиях, а в некоторых случаях приводит к расколу внутри христианских общин.

К сожалению, с тех пор, как Мартин Лютер Кинг сказал эти слова, изменилось немногое. 11:00 утра, т.е. самое обычно время для воскресного богослужения, часто служат свидетельством не христианского единства, а скорее разделения по расовому, социальному и конфессиональному признаку. Как возвещал Исаия, такое лицемерие в среде верующих оскорбляет Бога: «И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (ст. 15).

 

Научитесь делать добро

В выбранном для Недели молитвы о единстве христиан 2023 г. отрывке из Священного Писания пророк Исаия говорит нам, как лечить эти недуги.

Чтобы научиться поступать правильно, нужно найти в себе смелость присмотреться к себе самому. Неделя молитвы – это лучшее время для того, чтобы христиане осознали, что разделение между нашими Церквами и конфессиями следует рассматривать лишь в контексте разделения внутри более обширной человеческой семьи. Совместная молитва о единстве позволяет нам задуматься о том, что нас объединяет, и побуждает принять обязательство противостоять угнетению и разделению внутри человечества.

Пророк Михей подчеркивает, что Бог открыл нам, что хорошо и чего Он ждет от нас: «Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих 6, 8). Действовать справедливо – значит уважать всех людей. Справедливость требует по-настоящему равного отношения ко всем, что возместит исторический ущерб, причиненный представлениями о «расе», поле, религии и социально-экономическом положении. Чтобы смиренно ходить пред Богом, мы должны покаяться, возместить вред и, наконец, примириться. Бог хочет, чтобы мы объединились в общей борьбе за равенство всех детей Божьих. Единство христиан должно быть знамением и предвестием единства всего примирившегося творения.

Однако разделение христиан ослабляет силу этого знамения, внося скорее еще большее разобщение вместо того, чтобы исцелять раскол в этом мире, в чем и состоит миссия Церкви.

 


Ищите правды

Исаия советует Иуде искать правды (ст. 17), тем самым признавая наличие несправедливости и угнетения в их обществе. Он умоляет народ Иудеи опрокинуть этот статус-кво. Поиск правды требует от нас сопротивления тем, кто творит зло другим. Это нелегкая задача, которая порой создает конфликтные ситуации, но Иисус заверяет нас, что защита правды перед угнетателем ведет в рай: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5, 10). Церкви во многих регионах мира должны признать, что они подстраивались под общественные нормы и молчали либо даже активным образом насаждали расовую несправедливость. Именно связанные с нею предрассудки стали одной из причин разделения христиан, разрывающего Тело Христово. Ядовитые идеологии вроде превосходства белых и доктрины открытия[2] веками причиняли множество вреда, особенно в Северной Америке и в колонизированных белыми европейскими державами странах по всему миру. Как христиане мы должны прилагать усилия к разрушению систем угнетения и отстаивать справедливость.

Тот год, в течение которого миннесотская писательская группа готовила тексты Недели молитвы о единстве христиан, был полон зла и губительного угнетения во многих его формах и по всему миру. В самых разных регионах и особенно в развивающихся странах эти страдания еще более усугубила пандемия Covid-19, сделавшая почти невозможным для многих удовлетворение самых основополагающих нужд, а практической помощи было слишком недостаточно. Автор книги Екклесиаста как будто говорит о наших временах: «Я увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нет» (Екл 4, 1).

Угнетение ранит весь человеческий род. Единство без справедливости невозможно. Молясь о христианском единстве, мы должны признать то угнетение, которому люди подвергаются сейчас и подвергались на протяжении целых поколений, и со всей решимостью творить покаяние в этих грехах. Нам следовало бы применить к себе повеление из Исаии: «Омойтесь, очиститесь», ибо «ваши руки полны крови» (ст. 16 и 15).

 


Спасайте угнетенного

Библия говорит нам, что наши отношения со Христом нельзя отделять от нашего отношения ко всему народу Божьему, особенно к тем, кого считают «меньшими» (Мф 25, 40). Наша взаимная любовь требует от нас участия в мишпат – это еврейское слово означает реституционное правосудие, которое заступается за тех, чьи голоса не слышат, ликвидирует структуры, порождающие и поддерживающие несправедливость, и создает другие, насаждающие и обеспечивающие каждому справедливое обращение и соблюдение его прав. Эти усилия должны охватывать не только наших друзей, родных, общины, а все человечество. Христиане призваны идти в мир и прислушиваться к воплям всех страдающих, чтобы лучше понять и ответить на их истории мучений и ран. Достопочтенный доктор Мартин Лютер Кинг Младший говаривал, что «бунт – это язык тех, кого не слышат». Протесты и гражданские беспорядки часто возникают из-за того, что голоса протестующих не находят отклика. Если Церкви присоединятся к воплям угнетенных, их требование справедливости и свободы зазвучит громче. Мы служим Богу и ближнему и проявляем свою любовь к ним, служа друг другу и любя в единстве.

 


Защищайте сироту, вступайтесь за вдову

Вдовы и сироты наряду с чужестранцами занимают особое место в еврейской Библии как представители наиболее уязвимых слоев общества. На фоне экономического роста Иудеи времен Исаии положение сирот и вдов было тем более отчаянным, так как они были лишены защиты и прав на владение землей, а значит и возможности содержать себя. Пророк призывает общину, довольствующуюся своим благополучием, не пренебрегать обязанностью защищать и обеспечивать пропитанием самых бедных и уязвимых своих членов. Эхо этого пророческого зова слышится и в наши времена, стоит лишь нам спросить себя: какие люди в нашем обществе наиболее уязвимы?

Чьи голоса не слышны в наших общинах? Кто не представлен за трапезой? Почему? Каких Церквей и общин недостает в нашем диалоге, наших общих усилиях и молитвах о христианском единстве? Что мы, молясь все вместе в эту Неделю молитвы, готовы сделать, чтобы услышать эти недостающие голоса?

 


Заключение

Исайя призывал народ Божий своего времени учиться вместе творить добро, вместе искать справедливости, вместе спасать угнетенных, вместе защищать сироту и заступаться за вдову. Этот пророческий призыв в равной мере касается и нас сегодня. Как нам претворить в жизнь наше христианское единство, восстав против несправедливости и зла нашего времени? Как нам участвовать в диалоге? Как лучше узнавать и понимать жизненный опыт друг друга?

Эти молитвы и сердечные встречи обладают силой, способной преобразить нас – каждого в отдельности и всех вместе. Откроемся присутствию Божьему на наших встречах и будем прилагать усилия к тому, чтобы преобразиться, сокрушить системы угнетения и излечить последствия греха расизма. Вместе включимся в борьбу за справедливость в нашем обществе. Все мы – Христовы!

 




 

ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН 2023 г.

 

Тему Недели молитвы о единстве христиан 2023 г. выбрала созванная Советом Церквей Миннесоты группа христиан Соединенных Штатов Америки (США), подготовившая для нее все материалы. В декабре 2020 г. ее члены впервые встретились онлайн, многие были знакомы друг с другом и все осведомлены о работе Совета Церквей Миннесоты, а некоторые даже занимали руководящие посты в этой организации, являлись ее активными членами и/или пастырями в своих приходах и общинах. Спонсируемая Папским советом по содействию христианскому единству и Комиссией по вере и порядку Всемирного совета Церквей международная группа по доработке материалов для Недели молитвы о единстве христиан 2023 г. встретилась с делегатами Совета Церквей Миннесоты в швейцарском Шато-де-Боссе 19-23 сентября 2021 г.

На протяжении многих лет в Миннесоте наблюдалась одна из ужаснейших ситуаций с расовым неравенством в США. Именно здесь в 1862 г. произошла самая массовая казнь в истории страны, когда 38 представителей коренной народности дакота были повешены в Манкейто на следующий день после Рождества – первого по окончании войны между Дакотой и Соединенными Штатами. Готовясь к смерти, 38 человек исполнили гимн «Вакантанка таку нитава» («Многие и великие»), версия которого включена в богослужение. Совсем недавно Миннесота оказалась в эпицентре расовых столкновений. Когда в марте 2020 г. Covid-19 поставил на паузу весь мир, убийство молодого афроамериканца Джорджа Флойда, совершенное полицейским из Миннеаполиса Дереком Шовеном, заставило людей по всему миру выйти на улицы, чтобы в едином и праведном гневе выразить свой протест против той несправедливости, которую видели на экранах телевизоров. Шовен, уволенный сразу же после преступления,[3] стал первым в современной истории полицейским, осужденным в Миннесоте за убийство чернокожего.

Вековая дискриминация цветных в Соединенных Штатах создала условия для застарелого неравенства и противостояния в обществе. Как следствие, история Церквей в стране также включает расовый вопрос как один из главных факторов христианского разделения. В прочих регионах мира аналогичную роль играют другие не связанные с вероучением вопросы. Вот почему богословы, работающие над восстановлением единства под эгидой Комиссии по вере и порядку Всемирного совета Церквей, традиционно рассматривают сближение Церквей в тесной взаимосвязи с преодолением разделяющих человеческую семью стен, таких как расизм. Вот почему молитва, особенно молитва о христианском единстве, приобретает особое значение, когда возносится в контексте борьбы с тем, что разделяет нас как людей, сотворенных с равным достоинством по образу и подобию Божьему.[4] Совет Церквей Миннесоты, уже вовлеченный в разрешение этих исторических расовых проблем, созвал рабочую группу, определившую чтения из Священного Писания, темы, музыку и богослужебные тексты Недели молитвы о единстве христиан текущего года.

Группа состояла из представителей различных поколений духовенства и активных мирян Миннесоты, трудившихся в эпицентре беспорядков. Они отвечали как за духовную, так и общественную работу в регионе и были свидетелями отчаяния и боли Божьего народа. Члены этой рабочей группы принадлежали к множеству различных культурных и духовных сообществ, включая коренные народы и афроамериканское население, особенно затронутое недавними волнениями. В процессе подготовки данных материалов эти сообщества продолжали сталкиваться с внесудебными казнями,[5] гибелью детей вследствие нарастающей волны насилия и сохраняющимися трудностями, вызванными пандемией.

Онлайн-встречи соавторов стали святым и безопасным пространством силы, поддержки и молитвы в моменты нападения на Капитолий, суда над бывшим офицером Дереком Шовеном и в годовщину убийства Джорджа Флойда.

В авторскую группу входили мужчины и женщины, матери и отцы, проповедники и целители. Они представляли широкую гамму богослужебного опыта и духовных проявлений как коренных народов Соединенных Штатов, так и потомков иммигрантов (вынужденных или добровольных), характеризующихся различным уровнем погруженности в родную языковую и культурную историю и называющих теперь своим домом этот регион. Среди них и горожане, и жители сельской местности из множества христианских общин. Все это разнообразие создало условия для углубленного размышления и солидарности во множестве аспектов.

Члены Миннесотской авторской группы надеются, что их личный опыт столкновения с расизмом и обесцениванием человека будет воспринят как свидетельство бесчеловечности детей Божьих в отношениях друг с другом. Кроме того, они стремились воплотить свое глубинное внутреннее желание послужить тому, чтобы Божий дар единства обрел, наконец, конкретную форму и исчезли разделения, не позволяющие нам постичь и ощутить реальность нашей общей принадлежности Христу.

 


Члены международной группы:

-     досточтимый о. Мартин Браун (OSB), Аббатство Гленстал (Ирландия);

-     г-жа Анн-Ноэль Клеман, «Христианское единство» (Франция);

-     досточтимый Энтони Каррер, Папский совет по содействию христианскому единству (Ватикан);

-     д-р Масиива Р. Гунда, директор программы по преодолению расизма, дискриминации и ксенофобии, Всемирный совет Церквей (Швейцария);

-     досточтимый д-р Одаир Педросо Матеус, директор «Веры и порядка», Всемирный совет Церквей (Швейцария);

-     досточтимый о. Джеймс Пуглизи (SA), «Центр за единство» (Италия / США);

-     досточтимый д-р Мики Робертс, директор программы духовной жизни, Всемирный совет Церквей (Швейцария);

-     досточтимый д-р Йохен Вагнер, «Рабочая группа христианских Церквей в Германии» (Германия).

 

Участники от Совета Церквей Миннесоты:

-     досточтимый д-р ДеВэн Л. Дэвис, пастор, Плимутская объединенная Церковь Христова, Южный Миннеаполис;

-     досточтимый Джиа Старр Браун, пастор, Церковь первого завета, Миннеаполис;

-     досточтимый Энтони Галлоуэй, пастор, Африканская методистская епископальная церковь св. Марка, Дулут, Миннесота;

-     председательствующий старейшина досточтимый Стэйси Л. Смит, Миннеаполисский округ, Африканская методистская епископальная церковь св. Павла;

-     г-жа Лесли Э. Редмонд, основательница «Не жалуйся, а действуй» и бывший председатель Национальной ассоциации по улучшению положения цветных по Миннеаполису;

-     досточтимая д-р Келли Шерман Конрой, Лютеранская Церковь Рождества, Миннесота;

-     досточтимый Джим Беар Джейкобс, Совет Церквей Миннесоты;

-     досточтимый Антонио Мачадо, Евангелическо-Лютеранская Церковь Америки;

-     д-р Синтия Бейли Мэннс, директор по подготовке взрослых, католическая церковь св. Иоанны Аркской;

-     досточтимый д-р Кертисс Деянг, исполнительный директор Совета Церквей Миннесоты;

-     досточтимая д-р Эми Годес-Луман, пастор, Моравская Церковь Ваконии, Вакония, Миннесота.

 

 

 


ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

 

 

Рекомендации по подготовке богослужения

Мотив реки/воды имеет большое культурное значение для местного комитета, разрабатывавшего эти материалы для богослужения. В контексте Миннесоты река и вода означали как культурный генезис, так и геноцид в определенные моменты истории этого региона.

Данный мотив имеет также богословское и литургическое значение. Неделя молитвы о единстве христиан (НМЕХ) в Северном полушарии проходит в январе вскоре после праздника Крещения Господня, отмечаемого многими традициями. Вера в то, что все мы являемся частью и членами этой возлюбленной общины, которая и есть, и становится, подпитывает стремление к социальной справедливости, а значит, в том числе и расовой, вдохновляя наше публичное свидетельство и отстаивание всеобщих прав в качестве сотворцов Бога в созидании мира и справедливости во всем творении.

В другой части света НМЕХ проходит в период Пятидесятницы, когда мы празднуем зарождение Церкви и в качестве ее живых камней созидаемся в Тело Христово. Она заложена Духом Святым во всем ее многообразии и в Его объединяющей и пророчествующей силе. Единство в многообразии и эта объединяющая и пророчествующая сила вдохновляют стремление к справедливости, раскрывая нашу общую человеческую сущность и наделяя нас способностью к общению вопреки различиям и к свидетельству о силе Божьей с помощью той же силы Божьей.

Связь между камнем и водой в культуре коренных жителей Миннесоты вытекает из понимания ценности и важности жизни. В большинстве индейских преданий вода и камень занимают священное место. Вода – это жизнь, а камень олицетворяет святость земли, на которой жило множество поколений. Все творение проникнуто Духом Божьим, и потому все мы связаны друг с другом. В предлагаемом ниже богослужении будут использоваться два символа: вода, напоминающая о нашем крещении в новую жизнь, и камень, символизирующий нашу личную историю и историю наших предков.

После приветствия собранию делается пауза для исповедания грехов и просьбы о прощении в свете основного текста этой молитвенной недели (Ис 1, 12-18). В ходе ритуального действа как часть акта покаяния председательствующий выливает кувшин воды в крещальную купель (или иной сосуд) при чтении стихов 16 и 17. Важно, чтобы эти стихи читались медленно и вслух, дабы собрание могло поразмышлять над их значением и символическим смыслом происходящего. За актом исповедания грехов и просьбы о прощении следует вступительная молитва, гимн и литургия слова.

Основанная на тексте книги Исаии проповедь должна объединить в себе темы христианского единства и расовой несправедливости, причем как персональной, так и системной или институциональной. Маргинализация людей из-за их «расы», культуры или языка разрывает структуру человеческой общности и становится причиной раскола в нашей общности христианской. Христианское единство должно быть крепким и видимым, потому что только так можно говорить о том, как один Дух, полученный в нашем крещении, созидает единство при богатом многообразии Божьего творения, и исполняется Божий замысел единства человечества.

Проповедь должна также подвести к символическому акту, который следует за ней. Всем присутствующим при входе нужно дать по камню. Общины, участвующие в совместном богослужении, могут заранее выбрать двух-трех человек, которые поделятся рассказами о расовой несправедливости и о том, как христианское единство может служить преодолению этой несправедливости. Завершив рассказ, каждый выступающий кладет свой камень у креста или зажженной свечи – символа Христа, Который есть краеугольный камень. Это ритуальное действо должно продолжаться около 15 минут. Затем предстоятель может предложить собранию поделиться собственными рассказами после богослужения.

Литургия завершается молитвами людей, совместным произнесением «Отче наш», благословением и отпустом.

Чин экуменического богослужения довольно прост и может быть адаптирован к местным условиям и традициям так, чтобы обеспечить многообразие выражения. Можно также расширить богослужение, включив в него какие-то элементы местных ритуалов и молитв. Тексты литургии составлены таким образом, чтобы выразить эмоции, трудности и надежды нынешних потомков порабощенных афроамериканцев и коренных народов, проживающих в Миннесоте.

 



 

Чин богослужения

 

П. – предстоятель.

С. – собрание.

Ч. – чтец.

 

Вступление.

 

ПРИЗЫВ К СОБРАНИЮ

Сестры и братья, мы собрались здесь во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В водах крещения мы стали членами Тела Христова, но своими грехами причиняли боль и наносили раны друг другу.

У нас не получилось делать добро.

Мы не искали справедливости при виде тяжкого угнетения и не вняли Божьему повелению заботиться о вдовах и сиротах (Ис 1, 17).

Собравшись вместе, поразмышляем над нашими действиями и бездействием, чтобы научиться делать добро и творить справедливость.

Нам нужна Божья благодать, чтобы преодолеть наше разделение и искоренить системы и структуры, приведшие к расколу между нашими общинами.

Мы собрались, чтобы помолиться об укреплении единства, которое связывает нас христиан, дабы «открыть наши сердца и обрести смелость в поиске богатства взаимной общности и сокровищницы многообразия среди нас. С верой помолимся».[6]

 

Гимн.

 

Приветственное слово.

 

Призыв к исповеданию грехов и просьбе о прощении

Исповедание грехов и просьба о прощении при чтении Исаия 1, 12-18.

П.        Исповедуем свои грехи, слушая слова пророка Исаии.

Ч 1.   Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? 13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня (12-13а).

C.      Прости нас, Господи, когда мы приходим на служение Тебе, не живя смиренно пред Тобой.

Молчание.

Ч 2.   Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их (13б–14).

C.      Просим прощения за то, что наши Церкви соучаствовали во зле колониализма, которое ощущается во всем мире.

Молчание.

Ч 3.   Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (15).

C.      Просим прощения за наши грехи несправедливости и угнетения, подавляющие разнообразие гармонии Твоего творения.

Молчание.

Предстоятель медленно выливает кувшин воды в купель или другой сосуд, пока читается текст.

Ч 4.   Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (16-17).

C.      Мы омылись и очистились в живых водах крещения, прости нас вновь и примири нас друг с другом и с творением.

Молчание.

Ч 5.   Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю (18).

П.      Бог в милосердии Своем да освободит вас от грехов ваших, чтобы вы могли творить правду, любить добро и смиренно ходить с вашим Богом.

Молчание.

П.      Всемогущий Бог слышит молитвы наши, являет нам милосердие Свое и прощает грехи наши.

C.      Благодарение Богу.

 



Молитва

П. Боже всех, сердцем и плотью мы благодарим Тебя за эту возможность предстать пред Тобою, чтобы исповедать свои грехи несправедливости и раскола.

Вместе предстаем перед Тобою как святая семья, объединенная в прекрасном разнообразии Твоего творения: одни из нас представляют коренные народы, другие – потомков рабов, третьи – поработителей, а четвертые – мигрантов и беженцев, но все мы – часть единого Тела Христова.

Славим Тебя за то, что живые воды крещения смыли наши грехи, красные, как пурпур, и мы исцелились, став частью Твоей возлюбленной общины, семьи Божьей. Возносим наше благодарение и хвалу Тебе, Боже Творец.

Вместе в этом странствии мы славим Тебя своими сердцами и глазами, открытыми для все более глубокого постижения священной мудрости, посеянной и передаваемой среди всех народов. Помоги нам обрести единство друг с другом и напомни нам о нашей принадлежности к одной семье, собранной твоим Святым Духом из Твоего творения.

С. Аминь.

 

Гимн.

 


Чтение послания: Ефесянам 2, 13-22.

 

Псалом 42(41)

Ч.      Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!
Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому:
когда приду и явлюсь пред лице Божие!

С.      Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его.

Ч.      Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день:
«где Бог твой?»
Вспоминая об этом, изливаю душу мою,
потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий
со гласом радости и славословия празднующего сонма.

С.      Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его.

Ч.      Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?
Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Унывает во мне душа моя.

С.      Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его.

Ч.      Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня,
молитва к Богу жизни моей.
Скажу Богу, заступнику моему:
для чего Ты забыл меня?
Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?

С.      Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его.

Ч.      Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои,
когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?»
Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?

С.      Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его.

 

Чтение Евангелия: Матфей 25, 31-40.

 

Гимн.

 

Проповедь.

Молчание или гимн.

 


Камни и рассказы

Двум-трем заранее выбранным рассказчикам предлагается выйти вперед.

Ч. Послушаем несколько рассказов. Как живые камни мы являемся свидетелями историй, которые будут жить дальше. С каждой историей созидается и назидается Тело Христово. Наши истории переплетены с историей Христа – краеугольного камня нашего христианского единства. Так как Бог создал нас для общности, наши истории взаимосвязаны. Поразмышляем же, слушая эти рассказы и держа в руках по камню.

Рассказчики дают свои свидетельства. После каждого рассказа участники богослужения вместе произносят нижеприведенный ответ:

C. Обязуюсь откликнуться на призыв Исаии «делать добро и искать правды».

 

Гимн.

 

Молитвенные прошения

П.      С верой и упованием мы приходим с молитвой к Богу, Который есть Отец, Сын и Святой Дух:
Боже Творец, мы несем сегодня последствия тех действий, которые делали жизнь невыносимой для одних и роскошной для других. Научи нас ответственно использовать ресурсы, данные Тобой, во благо всех и с уважением к Твоему творению. Стенающее творение вопиет к Тебе.

С.      Научи нас и укажи нам путь.

П.      Боже сострадательный, помоги нам исправить вред, причиненный нами друг другу, и разногласия, которые мы посеяли в Твоем народе. Как Христос Иисус вдохнул Святого Духа в учеников, чтобы родилась община нового творения, так и Ты пошли нам Свою благодать, чтобы исцелить раздоры между нами, и даруй нам единство, о котором молился Иисус.

С.      Научи нас и укажи нам путь.

П.      Христос – путь, истина и жизнь – Ты воплощал правду в Своем служении на земле тем добром, которое совершал, разрушая разделяющие стены и устраняя пленившие нас предрассудки. Открой наши сердца и умы, чтобы нам признать, что, хотя нас много, мы едины в Тебе.

С.      Научи нас и укажи нам путь.

П.      Святой Дух, обновляющий лик земли. Вершины гор, небесный гром, ритм озер говорят к нам –

С.      Потому что мы связаны друг с другом.

П.      Сияние звезд, свежесть утра, капли росы на цветах говорят к нам –

С.      Потому что мы связаны друг с другом.

П.      Голоса бедных, угнетенных и изгоев говорят к нам –

С.      Потому что мы связаны друг с другом.

П.      Но, прежде всего, наши сердца возносятся к Тебе, ибо мы взываем «Авва, Отче», когда говорим:

C.      Отче наш…

 

Заключительная молитва

П. Боже вечный, взгляни на этих людей, собравшихся здесь в святом общении, и пошли их туда, куда Ты пожелаешь.

Вдохнови их Своим Святым Духом, дабы они и далее свидетельствовали, делали добро и искали правды своими делами ради Твоего творения.

Поддержи их, чтобы они обрели единство, дабы мир смог уверовать в то, что Ты послал Своего единородного Сына Иисуса, чтобы жил мир.

 

 

 

Отпуст

Ч.      Да благословит вас Господь и сохранит вас.
Да озарит вас Господь ликом Своим и да помилует вас.
Да вознесет Господь длань Свою над вами.
И да дарует вам мир.

С.      Аминь.

 

Гимн.

 

 

 


БИБЛЕЙСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И МОЛИТВЫ
НА ВОСЕМЬ ДНЕЙ

 

День 1

Учиться поступать правильно

Чтения:

Ис 1, 12-18            «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».

Лк 10, 25-36          «Благодать…, открывшаяся ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа».

 

Размышление

По словам Исаии, Бог хочет, чтобы Иуда не только творил справедливость, но и придерживался принципа правильного поведения во всем. Господь желает, чтобы мы не просто заботились о сиротах и вдовах, но и создавали должные и хорошие условия для них и всех, кого общество вытолкнуло на свою обочину. Еврейское слово для обозначения добра «йатаб» подразумевает радость, веселье, желание сделать приятное, доброе, прекрасное.

Христианин – это всегда ученик. Все мы ходим по слову Божьему, вместе учась тому, что значит творить добро, и кто именно нуждается в нашей солидарности. Когда общество становится все равнодушнее к нуждам других, мы как дети Божьи должны вступаться за угнетенных братьев и сестер, говоря правду в лицо властям, если это необходимо, отстаивая интересы самых слабых, чтобы они могли жить в мире и справедливости. Ведя себя так, мы всегда будем поступать правильно!

Наша обязанность искоренить грех расизма и исцелиться от него требует от нас готовности и желания поддерживать отношения с нашими христианскими сестрами и братьями.

 

Христианское единство

Один законник спросил Иисуса: «А кто мой ближний?» Ответ Господа побуждает нас заглянуть за стены разделения на религии, национальности и народы, чтобы мы смогли признать нашего ближнего в нуждающемся. Мы, христиане, также должны смотреть за стены разделений и разногласий между нами, чтобы признать и любить наших братьев и сестер во Христе.

 

Задача

Кто оказался на обочине или под игом в вашем обществе? Как Церкви могут разделить беду этих братьев и сестер, откликнуться на их нужды и выступать от их лица?

 

Молитва

Господи, призвавший Свой народ из рабства к свободе, даруй нам сил и мужества искать тех, кто нуждается в справедливости. Дай нам увидеть их нужду и оказать им помощь и Твоим Духом Святым собери нас в единое стадо Иисуса Христа, нашего Пастыря. Аминь.

 


День 2

Соблюдение правосудия…

Чтения:

Притч 21, 13-15    «Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло».

Мф 23, 23-25         «Суд, милость и веру; сие надлежало делать».

 

Размышление

С самого начала Книга Притчей старается преподать нам мудрость и наставление, дабы мы «усвоили правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (1, 3). Во всех ее изречениях неумолчно звучит призыв поступать справедливо и искать правосудия, что упорно представляется как нечто более угодное Богу, чем жертва. В сегодняшней жемчужине премудрого слова говорящий заявляет, что праведники радуются, когда вершится правосудие. Но справедливость раздражает делателей беззакония. Христиане, несмотря на разделения между ними, должны единым сердцем радоваться, когда вершится справедливость, и всегда вместе противостоять тому, кто покушается на эту справедливость. Когда мы делаем то, чего требует Господь, и находим в себе смелость добиваться справедливости, на нас может обрушиться ураган противодействия и сопротивления любой нашей попытке исправить положение самых уязвимых среди нас.

Те, кому выгодна система и устройство, основанное на ложном представлении о превосходстве белых и других угнетательских идеологиях, таких как «кастовость» и патриархат, будут пытаться изгнать справедливость и станут отрицать ее, причем зачастую с применением насилия. И добиваться справедливости – значит бить в самое сердце этих сил, освобождая для справедливого Божьего порядка и непреходящей мудрости место в этом мире, который часто бывает слишком равнодушен к страданиям. Однако есть радость в том, чтобы поступать правильно. Есть радость в том, чтобы признавать, что движение «Черные жизни имеют значение» ищет справедливости для возлюбленных Богом угнетенных, покоренных и эксплуатируемых.

Есть радость в стремлении к примирению с другими христианами, которое позволит нам лучше служить возвещению Царства. Пусть эта радость являет себя в нашем общем опыте присутствия Божьего в общинах в тех ведомых и неведомых местах, где Бог идет вместе с нами к исцелению, примирению и единству во Христе.

 

Христианское единство

Религиозные вожди, к которым Иисус обращается в евангельском отрывке, привыкли к несправедливости окружающего мира и чувствуют себя комфортно в таких условиях. Они с радостью выполняют ритуальные предписания, такие как уплата десятины с мяты, аниса и тмина, но пренебрегают более весомыми и важными требованиями справедливости, милосердия и верности. Точно так же и многие христиане привыкли к разделениям между нами и чувствуют себя комфортно в расколе. Мы верно соблюдаем многие наши религиозные обряды, но часто пренебрегаем волей Господа, взывающего о единстве Его учеников.

 

Задача

Как местные общины могут поддерживать друг друга, когда, добиваясь справедливости, наталкиваются на сопротивление окружающих?

 

Молитва

Боже, Источник нашей мудрости, молим Тебя о мудрости и смелости, чтобы мы творили правду, отвечали на неправду в этом мире, прилагая усилия к тому, чтобы исправить ситуацию. Молим Тебя о мудрости и смелости, чтобы мы возрастали в единстве Сына Твоего Иисуса Христа, царствующего с Тобою и Святым Духом во веки веков. Аминь.

 

 

 

 


День 3

Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить…

Чтения:

Мих 6, 6-8             «Чего требует от тебя Господь? Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».

Мк 10, 17-31         «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

 

Размышление

Мы – не я. Пророк предупреждает людей о том, что означает верность Божьему завету: «…и чего требует от тебя Господь? Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». На библейском иврите справедливость и милосердие – не разные и не противоположные понятия. В действительности они связаны друг с другом в одном единственном слове «мишпат». Бог показал нам, что есть добро, требуя от нас поступать справедливо, любить милосердие и смиренно ходить пред Богом. Смиренно ходить пред Богом – значит идти вместе с другими, т.е. это не нечто индивидуальное: мой путь – моя любовь.

Любовь, к которой призывает нас Бог – это всегда та любовь, которая объединяет нас в общении: мы, а не я. Понимание этого полностью меняет наше представление о том, что значит «действовать справедливо». Как христиане мы поступаем справедливо, чтобы явить частичку Царства Божьего в этом мире и тем самым позвать других в это место любящего милосердия Господня. В Его Царстве все мы любимы одинаково как дети Божьи и как Его Церковь призваны любить друг в друге братьев и сестер и вовлекать окружающих в эту любви.

Чтобы творить справедливость, любить милосердие и смиренно ходить пред нашим Богом, христиане должны действовать сообща, неся единодушное свидетельство о Царстве Божьем в наших общинах: мы – не я.

 

Христианское единство

«Смиренномудренно ходить» было непросто для богатого молодого человека, спросившего Иисуса, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Он с юности соблюдал все заповеди, но из-за богатства не смог сделать следующий шаг, чтобы стать одним из учеников Иисуса: он был слишком привязан к своему имуществу. Как трудно нам, христианам, расставаться с тем, что мы считаем своим богатством, но что не дает нам обрести большее богатство в единстве учеников Христовых.

 

Задача

Как наши Церкви могут полнее реагировать на нужды самых уязвимых наших ближних? Как мы можем с уважением слушать каждый голос в наших общинах?

 

Молитва

Боже милостивый и любящий, раскрой наши глаза, чтобы мы увидели ту миссию, которую нам вверено исполнять вместе со всеми нашими братьями и сестрами христианами, дабы мы являли всем справедливую и любящую благость Царства Твоего. Помоги нам принимать наших ближних, как Твой Сын принял нас. Помоги нам быть щедрее, когда мы свидетельствуем о благодати, которую Ты даруешь нам. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

 

 

 

 

День 4

Вот слезы угнетенных

Чтения:

Еккл 4, 1-5            «И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нет».

Мф 5, 1-8               «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

 

Размышление

«Вот слезы угнетенных». Можно предположить, что священнописатель и ранее до омерзения часто становился свидетелем таких бесчинств. И все же, возможно, он впервые по-настоящему увидел слезы угнетенных и в полной мере ощутил их боль и угнетение. Хотя новый взгляд и новое видение часто и заставляет нас скорбеть, он все же дает семя надежды: может, на этот раз это свидетельство что-то переломит, наступят какие-то перемены.

Молодая женщина взглянула и увидела слезы угнетенных. Снятое ею на ее телефон видео с убийством Джорджа Флойда в мае 2020 г. просмотрели люди всего мира, и оно пробудило в них священный гнев, так как они стали свидетелями и, наконец-то, осознали, что веками терпели афроамериканцы: бесправное угнетение репрессивными системами посреди привилегированных слепых прохожих. Признание этой прискорбной реальности привело к глобальному проявлению запоздалого сострадания как в форме молитвы, так и требований справедливости.

Переход от простого наблюдения к видению и пониманию вдохновляет нас действовать в этой земной реальности: Бог может снять пелену с наших глаз, чтобы мы взглнули на реальность иначе и в духе свободы. Когда спадает эта пелена, Святой Дух дает понимание, а также твердое стремление реагировать по-новому и безо всякого стеснения. Одним из ответов Церквей и общин стало установление молитвенной палатки на площади Джорджа Флойда – месте его убийства. Тем самым эти Церкви и общины объединились, неся утешение скорбящим и угнетенным.

 

Христианское единство

У евангелиста Матфея Иисус, прежде чем произнести заповеди блаженства, смотрит на толпу. В этой толпе Он должен был видеть тех самых миротворцев, нищих духом, чистых сердцем, плачущих и жаждущих правды мужчин и женщин. В заповедях блаженства Господь не только перечисляет сражения людей, но и указывает, кем они станут: детьми Божьими и наследниками Царства Небесного. Как христиане мы призваны видеть святые сражения наших братьев и сестер во Христе.

 

Задача

Насколько ты участвуешь в деятельности христианских групп, борющихся с притеснениями в твоем районе? Как Церкви в твоей местности могут объединиться, чтобы полнее проявить солидарность с терпящими угнетение?

 

Молитва

Бог правды и благодати, сними пелену с наших глаз, чтобы мы могли по-настоящему увидеть угнетение вокруг нас. Молим Тебя во имя Иисуса, смотревшего на толпы с состраданием. Аминь.

 

 

 

 

День 5

Петь песнь Господню на земле чужой

Чтения:

Пс 137(136), 1-4        «Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: “пропойте нам из песней Сионских”».

Лк 23, 27-31               «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших».

 

Размышление

Плач псалмопевца вызван депортацией народа Иудеи в Вавилон, однако боль насильственного переселения эхом отзывается в любое время во всех культурах. Можно сказать, что псалмопевец вопиет этими словами к небесам. Можно сказать, что каждый стих наполнен глубокими скорбными рыданиями. Можно сказать, что эта поэма появилась как реакция на безразличные пожатия плечами, причиной которых может стать только жизнь в условиях несправедливости и чувство бессилия перед ней. Впрочем, что бы ни заставило псалмопевца произнести эти слова, душевная боль, звучащая в этом отрывке, находит отклик в сердцах тех, к кому относятся как к чужакам в других странах или даже на их собственной земле.

В псалме угнетатели требуют улыбаться и веселиться, петь песни о «счастливом» прошлом. То же требование предъявлялось загнанным в низы общества людям на протяжении всей истории. Шоу менестрелей,[7] танцы гейш[8] или ковбойские и индейские шоу[9] Дикого Запада – угнетатели часто требовали от угнетенных радостно выступать перед ними, чтобы обеспечить собственное выживание. Их идея столь же проста, сколь и жестока: «Ваши песни, ваши церемонии, ваша культурная самобытность, то, что придает вам священную неповторимость, допустимы лишь до тех пор, пока полезны нам.

В этом псалме звучит голос целых поколений угнетенных. Итак, как же нам петь песнь Господню, если мы – чужаки на своей собственной земле? Мы поем не для наших мучителей, а во славу Божью. Мы поем, потому что не одиноки, так как Бог никогда не покидает нас. Мы поем, потому что окружены облаком свидетелей. Предки и святые вдохновляют нас. Они побуждают нас петь песни надежды, песни свободы, песни избавления, песни о родине, где возрождается народ.

 

Христианское единство

Евангелие от Луки рассказывает, что люди, в том числе и многие женщины, шли за Иисусом даже тогда, когда Он нес Свой крест на Голгофу. Тем самым они доказывают, что являются верными учениками. Более того, Иисус признает те трудности и страдания, которые им придется перенести, верно неся свои собственные кресты.

Благодаря экуменическому движению христиане сегодня вместе поют гимны, молятся, размышляют и делятся друг с другом своими прозрениями, которые посещают их благодаря их разным традициям. Мы обмениваемся ими как дарами, которые преподнесла нам вера и наше любящее ученичество, часто дающееся ценой страданий. Эти общие дары – богатство, которым нужно дорожить и которое свидетельствует о нашей общей христианской вере.

 

Задача

Как мы можем воскресить истории предков и святых, живших среди нас и певших песни веры, надежды и освобождения из рабства?

 

Молитва

Боже угнетенных, открой наши глаза, чтобы мы видели то зло, которое по-прежнему приходится терпеть нашим сестрам и братьям во Христе. Дух Твой да дарует нам отваги петь единым голосом и возносить наши голоса вместе с теми, кто страдает и кого не слышат. Молим Тебя во имя Иисуса. Аминь.

 

 

 

 

День 6

Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне

Чтения:

Иез 34, 15-20             «Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю».

Мф 25, 31-40             «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

 

Размышление

Евангелие от Матфея напоминает нам, что нельзя отделять нашу любовь к Богу от любви к другим. Мы любим Бога, если кормим голодных, поим жаждущих, принимаем странников, одеваем нагих, ухаживаем за больными и навещаем заключенных. Заботясь о «меньших» и служа им, мы заботимся о Христе и служим Ему Самому.

В 2020 и 2021 гг. мы видели безмерные страдания множества членов семьи Божьей. Всемирная пандемия Covid-19 усугубила экономическое, образовательное и экологическое неравенство, причем настолько, что понадобятся десятилетия для устранения последствий. Она посеяла личные и коллективные страдания по всему миру и объединила христиан в любви, сопереживании и солидарности. Однако убийство Джорджа Флойда в Миннесоте, совершенное офицером полиции Дереком Шовеном, показало, что расовые притеснения до сих пор имеют место в нашем мире. Флойд кричал: «Не могу дышать», и то был крик множества страдающих от пандемии и от угнетения.

Бог призывает нас чтить святость и достоинство каждого члена семьи Божьей. Забота о других, служение и любовь показывают нам, кто мы такие. Нас как христиан должна объединять обязанность любить других и заботиться о них, как Бог заботится о нас и любит нас. Поступая так, мы на деле претворяем в жизнь нашу общую веру в служении миру.

 

Христианское единство

Пророк Иезекииль описывает Господа Бога как пастуха, собирающего стадо, ища потерянных и перевязывая раненых. Единство – это воля Отца в отношении Его народа, и Он продолжает созидать это единство, собирая стадо действием Своего Святого Духа. В молитве мы открываемся для того, чтобы обрести Духа, Который восстанавливает единство всех крещеных.

 

Задача

Кто эти невидимые «меньшие» для тебя и твоей Церкви? Как наши Церкви могут трудиться вместе, заботясь о них и служа им?

 

Молитва

Боже любви, благодарим Тебя за Твою безмерную заботу и любовь к нам. Помоги нам петь песни искупления. Широко распахни наши сердца, чтобы мы приняли Твою любовь и распространили Твое сострадание на всю семью людскую. Молим Тебя во имя Иисуса. Аминь.

 



День 7

Не обязательно должно быть так, как есть

Чтения:

Иов 5, 11-16              «И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои».

Лк 1, 46-55                 «Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных».

 

Размышление

Иов жил в благоденствии, но вдруг лишился всего своего скота, всех слуг и пережил такое страшное бедствие, как смерть своих детей. Он страдал и разумом, и телом, и духом. Все мы сталкиваемся со страданиями, которые пронизывают и разум, и тело, и дух. И в такие моменты мы можем отдалиться от Бога и других людей. Можем потерять надежду. Однако как христиане мы едины в нашей вере в то, что Бог пребывает с нами среди страданий.

11 апреля 2021 г. в Миннесоте двадцатилетний безоружный афроамериканец Даунт Райт был смертельно ранен белым полицейским при рутинной дорожной проверке. Данный инцидент совпал по времени с судебным процессом над Дереком Шовеном, обвиненного в убийстве Джорджа Флойда.

Легко впасть в отчаяние, когда нам в очередной раз напоминают, что мы живем в расколотом обществе, которое не в полной мере признает, чтит и защищает человеческое достоинство и свободу всех людей. Как сказал о. Брайан Массингейл, ведущий католический специалист по социальной этике и расовому равенству, «общественная жизнь созидается людьми. То общество, в котором мы живем, является плодом выбора и решений человека. Это значит, что люди могут что-то изменить. Сломанное, разорванное, разделенное мы же можем с Божьей помощью исправить, восстановить и соединить. Не обязательно должно быть так, как есть, и это наша надежда и задача».

В молитве христиане настраивают свои сердца на сердце Божье, чтобы любить то, что любит Он, и так, как Он. Искренняя молитва настраивает сердца всех христиан вопреки всем разделениям между ними, чтобы они любили то, что любит Бог, того, кого Он любит, и так, как любит Он, и чтобы проявляли эту любовь в своих делах.

 

Христианское единство

«Magnificat» – это песнь радости Марии оводу всех дел Божьих, которые она видит: Он восстанавливает равновесие, возвышая смиренных, исправляет несправедливость, кормя голодных, и помнит о Своем слуге Израиле. Господь никогда не забывает Своих обетований и не оставляет Свой народ. Так просто не заметить или недооценить веру тех, кто принадлежит к другим христианским общинам, особенно если эти общины небольшие. Но Господь собирает воедино Свой народ, возвышая смиренных, чтобы признавалась ценность каждого. Мы призваны видеть так, как видит Он, и ценить каждого из наших христианских братьев и сестер так, как Он ценит их.

 

Задача

Как мы можем объединиться во Христе с надеждой и верой в то, что Бог «неправде затворит уста»?

 

Молитва

Боже надежды, помоги нам помнить, что Ты пребываешь с нами в наших страданиях. Помоги нам быть надеждой друг для друга, когда отсутствие надежды становится частым незваным гостем в наших сердцах. Даруй нам опираться на Твой любящий Дух, сообща трудясь ради искоренения всех форм угнетения и несправедливости. Дай нам отваги любить то, что любишь Ты, того, кого Ты любишь, и так, как любишь Ты, и проявлять эту любовь в своих делах. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

 

 

 

 

День 8

Справедливость восстанавливает общение

Чтения:

Пс 82(81), 1-4            «Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость».

Лк 18, 1-8                   «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь».

 

Размышление

Книга Псалмов – это сборник молитв, восхвалений, сетований и Божьих наставлений для нас. В Псалме 82(81) Бог взывает к справедливости, защищающей основные права человека, присущие всем людям: свободу, безопасность, достоинство, здоровье, равенство и любовь. Эта песнь призывает также уничтожить систему неравенства и угнетения и устранить всякую неправду, коррупцию и эксплуатацию. Такую справедливость мы как христиане призваны отстаивать. В нашей христианской общине мы объединяем наши желания и действия с Божьими, так как это Он вершит спасение для Своего творения. В корне любого разделения, в том числе между христианами, всегда лежит грех, а искупление всегда восстанавливает общение.

Бог призывает нас воплощать нашу христианскую веру в жизнь, действовать в соответствии с той истиной, что ценен каждый человек, что люди важнее вещей, что мерилом любой институциональной структуры общества является то, насколько она угрожает или служит жизни и достоинству каждого. У всех есть право и обязанность участвовать в жизни общества, сообща стремясь к общему благу и процветанию всех, особенно самых последних и обездоленных.

В книге «Иисус и сирые» досточтимый д-р Говард Турман, духовный советник досточтимого д-ра Мартина Лютера Кинга-младшего, говорить, что «мы должны провозглашать ту истину, что жизнь у нас одна на всех и все мы связаны друг с другом. Поэтому наш долг – работать над созиданием общества, в котором даже наименьший человек смог бы найти приют и отдохновение. Вы должны положить свои жизни на алтарь социальных перемен, чтобы везде, где вы находитесь, близко было и Царство Божье».

 

Христианское единство

Иисус рассказывает притчу о вдове и неправедном судье, чтобы втолковать людям, «что должно всегда молиться и не унывать» (Лк 18, 1). Он одержал решающую победу над несправедливостью, грехом и разделением, и наша задача как христиан, во-первых, принять эту победу в наших собственных сердцах с помощью молитвы, а во-вторых, воплощать ее в своей жизни делами. Давайте же никогда не падать духом, продолжая просить в молитве о Божьем даре единства и демонстрируя это единство нашей жизнью.

 

Задача

Как наши Церкви, народ Господа, призваны служить справедливости, которая объединяет нас в наших делах любви и служения всей семье Божьей?

 

Молитва

Боже, Творец и Искупитель всего сущего, научи нас смотреть в свое сердце, чтобы утвердиться в твоем любящем Духе и идт в мир сей с мудростью и смелостью выбирать всегда путь любви и справедливости. Молим Тебя во имя Сына Твоего, Иисуса Христа, в единстве Святого Духа. Аминь.

 





[1] Существует лишь одна раса – человеческая. Однако приходится признать, что миф о расах породил такую реальность как расизм. А ведь разделение людей по физическим чертам – это не биологическая, а социальная конструкция. Важно признать, что, хотя термин «расизм» не использовался повсеместно, сам по себе он стал орудием практического разделения и угнетения человеческих групп.

[2] Доктрина открытия зародилась как плод буллы Папы Александра VI от 4 мая 1493 г. и распространилась по всему миру, принося выгоду Церквам за счет потомков коренных и порабощенных народов. Она оправдывала захват их земель на том лишь основании, что колонизаторы «открыли» эти территории.

[3] Шовен был уволен Медарией Аррадондо – первым афроамериканцем, возглавившим полицию Миннеаполиса.

[4] См., например: “Unity in Today’s World – The Faith and Order Study on the Unity of the Church and the Unity of Humankind”, Женева, ВСЦ, 1978 г.; “Church and World – The Unity of the Church and the Renewal of Human Community”, Женева, ВСЦ, 1990 г.

[5] Под этим термином подразумеваются убийства, совершенные представителями властей вне какого бы то ни было правового или судебного процесса. В пример здесь можно привести расстрел Данте Райта в апреле 2021 г.

[6] Досточтимый д-р Мартин Лютер Кинг-младший.

[7] Шоу менестрелей, считающиеся первой оригинальной формой популярного американского развлечения, появились в 30-ых гг. XIX в., изначально представляли собой театральные постановки, в которых белые актеры в издевательской и уничижительной форме изображали афроамериканцев. Позднее, в 90-ых гг. того же века, уже афроамериканские артисты в «шоу цветных менестрелей» пели, танцевали и обсуждали провокационные вопросы вроде секса, и при этом чернокожие представали как смехотворные, примитивные и слишком чувственные люди. В результате у самих афроамериканцев стали вырабатываться расистские стереотипы на свой счет с вытекающими из них политическими выводами.

[8] В XVII в. гейши в Японии играли роль «артисток», которые развлекали участников чайных церемоний танцами, музыкой, разговором и т.д.

[9] После битвы при Литтл-Бигхорне в 1876 г. Буффало Билл Коди основал шоу Дикого Запада, с которым гастролировал по стране, предлагая различные зрелища, в том числе реконструкцию последней битвы генерала Кастарда. Зрителей наиболее привлекали настоящие коренные американцы, но «одомашненные», а не дикие, которые участвовали в шоу, в то время как американское правительство продолжало военные действия на индейских территориях.










Источник: www.christianunity.va
Перевод: "Кредо"




















.