Внутренний закон чистоты касается всех христиан







Внутренний закон чистоты касается всех христиан

 

Размышления о. Яна Адамика,SJ о монашеском обете чистоты

 

 

Из трех обетов, которые приносят монахи и монахини, когда посвящают себя Богу, обет чистоты может показаться многим верующим, а в первую очередь некатоликам, очень трудным и непонятным требованием для желающих следовать за Христом. Обеты бедности и послушания по-человечески можно понять, но зачем нужен обет, давая который, человек отказывается от интимных брачных отношений – это непонятно. Попробуем глубже проникнуть в суть этого обета.

 

 

 

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Mф 5, 8)

 

Слова «чистота» или «чистый» – очень ценные понятия в наши дни. И когда они используются и сочетаются с другими словами, то определяют качество, аккуратность и целостность, начиная с вещей материальных и заканчивая миром духовным. Мы говорим о чистой окружающей среде или о чистом золоте, чистом продукте, чистой вершине, чистом прошлом человека, чистой душе и т.д. Слово «чистый» выражает то, что есть. Оно не обременено негативными значениями. Однако нужно помнить, что в каждой сфере, в том числе в контексте духовной жизни у него есть несколько плоскостей понимания и глубин смысла.

 

Ивета Корчакова в документальном фильме «Иветка и гора» (режиссер Вит Янечек, 2008 г., производство: «Negativ a ČT») раскрывает различные уровни понимания чистоты в христианской среде. Она очень ясно говорит о том, что отождествлять чистоту с телесностью, сексуальностью – это слишком упрощенный взгляд на вещи. Кроме того, фильм показывает также, что чистота – это нечто гораздо более глубокое, что существенно и положительно влияет на качество нашей жизни независимо от жизненного призвания, т.е. независимо от того, живем мы в браке или же особым образом посвятили себя Богу.

 

 

 

Брак и безбрачие

 

С исторической точки зрения при описании призвания человека с самого начала использовались только два термина: брак и безбрачие. Обе эти возможности воспринимались как позитивные варианты, а также как знамения реалий Царства Божьего, до которых мы дорастаем. Целибат был обязателен и до сих пор обязателен для всех не состоящих в браке: как тех, кто пока еще просто не завел семью, так и тех, кто посвятил себя Богу. Т.е. внутренний закон чистоты касается всех христиан, в том числе и супругов. Он обязателен для каждого, но по-своему для разных групп.

 

Святой Павел говорит об этом в седьмой главе Первого послания к Коринфянам, особенно в ст. 32-35: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения».

 

Чтобы понять эту глубинную плоскость чистоты, нужно хорошенько уяснить содержание и смысл слов, которые используются для описания состояния, добродетели и обета чистоты среди христиан: безбрачие, чистота, девственность, сексуальное воздержание. Эти понятия иногда употребляются как синонимы, хотя их смысл различается.

 

 

 

Целибат и воздержание

 

Воздержание или половое воздержание означает способность контролировать половой инстинкт и его силу, энергию, использовать для развития истинных отношений и во благо. И так как понятие «воздержание» носит скорее негативный оттенок, воздерживаться от чего-то, в данном случае, от сексуальной активности требуется от посвященных Богу, но на определенных жизненных этапах и от всех христиан, от молодежи до брака и от супругов в определенные периоды брака.

 

Целибат – это понятие, которое включает в себя суть воздержания, но дополняет его более четкой связью с верой, хотя и не ограничивается одной лишь религиозной сферой. И во внецерковной среде «безбрачный» воспринимается как тот, кто живет, хотя бы временно, без сексуальных отношений. Таким образом, безбрачие означает состояние сексуального воздержания, в котором человек находится вследствие определенных обстоятельств или условий. В христианском смысле этого слова целибат понимается как дар, призвание и благодать, как добровольно избранное состояние постоянной и окончательной решимости полностью принадлежать Богу, следуя за Христом и собственной жизнью являя реальность и готовность к Царству Божьему. Таким образом, целибат означает отдаться Богу, всецело принимая дар призвания в свободном состоянии священства, когда человек в момент диаконского или священнического рукоположения обещает, что будет жить в безбрачии как в постоянном самопожертвовании Христу.

 

Девство или целомудрие – это понятие, подобное безбрачию, которое выражает, в первую очередь, физическую и биологическую целостность. Поэтому отсутствие сексуальных отношений не обязательно означает жертву и посвящение себя Богу. В христианском смысле девство – это принятие дара призвания и самопожертвование Богу в жизни вне брака без супружеских отношений и в полной самоотдаче Царству Небесному, Иисусу Христу. Для современного человека это слово обременено аскетично-религиозным смыслом, особенно непонятным и невообразимым неприятием позитивного подхода к сексуальности и воздержанию.

 

 

 

Чистота – это больше, чем отказ от сексуальности

 

Чистота – это последнее понятие, которое предлагается здесь для анализа. Это позитивное понятие и, наверное, поэтому обычно не обремененное негативным восприятием сексуальности. В религиозной сфере оно понимается современным человеком как нечто доброе и святое. Катехизис Католической Церкви говорит о чистоте в физическом смысле: «Целомудрие означает полную целостность сексуальности в человеческой личности и, таким образом, внутреннее единство человека в его телесном и духовном бытии. Сексуальность, в которой выражена принадлежность человека к плотскому и биологическому миру, становится личной и по-настоящему человеческой, когда она входит, как составляющая, в отношения между двумя личностями, в обоюдном и не ограниченном во времени взаимном даровании мужчины и женщины друг другу. Добродетель целомудрия включает в себя таким образом целостность личности и целостность дара» (ККЦ 2337).

 

Чистота – это нечто большее, чем просто отказ от сексуальности, так как она становится даром непорочного человека человеку. Безбрачие в чистоте сердца, с точки зрения веры, должно быть, если не большим, то, по крайней мере, таким же благом, как брак, иначе оно будет неоправданно. Пример святых демонстрирует, что такое отношение человека к Богу – это нечто большее, и они свидетельством своей жизни подтверждают, что выбрали состояние, которое намного превосходит естественные любящие отношения между мужчиной и женщиной.

 

В чём же ценность этого состояния? В личном ответе человека на абсолютное самопожертвование Бога человеку в Иисусе Христе. Для христианина подлинная чистота становится способностью любить и безоговорочно отдавать себя другим. Это добродетель, рождающаяся из любви и позволяющая контролировать половой инстинкт и облагородить его, способствуя, таким образом, новой форме единения с Богом и людьми.

 

 

 

Глубинная, мирная и радостная близость к Богу

 

У людей, посвятивших себя Богу обетом чистоты, это безоговорочное дарование себя выливается в пожизненное сексуальное воздержание, которое «особым образом освобождает сердце человека (см. 1 Кор 7, 32-35), чтобы оно сильнее воспылало любовью к Богу и ко всем людям. Поэтому этот обет является особым знамением небесных даров и лучшим средством для того, чтобы монашествующие могли ревностно посвятить себя служению Богу и апостольству. Тем самым он напоминает всем верующим об изумительном браке, который был установлен Богом и раскроется в полноте в будущем веке, а именно о единении Церкви с ее единственным женихом Христом» (Декрет об адаптирующем обновлении монашеской жизни «Perfectae caritatis», п. 12).

 

В этом размышлении над обетом чистоты мы не говорили о том, что этот необыкновенный обет самопожертвования Богу нелегок и требует от человека немало аскетизма и самоотречения. Нашей целью было осознать величие и глубину обета чистоты, благодаря которому целибат дает возможность для уникальных и глубоких отношений с Богом. Безбрачие приоткрывает тайну Царства Небесного, поскольку чистота выражает глубинную, мирную и радостную близость с Богом. Таким образом, свободное чистое сердце может посвятить себя одной лишь любви к Богу, которая затем выливается в служение ближнему.


















.