Святой Иосиф – защитник Церкви


Хонтхорст, святой Иосиф





Святой Иосиф – защитник Церкви

19 марта 2019

 

 

 

В каждом святом исполняется особый аспект неисчерпаемого богатства Христа. Это связано с тем, что к разным святым обращаются с разными потребностями. Исключительное место среди святых принадлежит святому Иосифу. Его связь со Христом, после Марии, была самой близкой из возможных. Иисус буквально стоял в центре всей его жизни и его усилий. Поэтому ходатайство святого Иосифа обладает такой силой и таким размахом. Как в течение своей жизни он был защитником Святого Семейства, так во славе он стал защитником всей Церкви.

 

 

 

Скрытость

 

Иосиф – святой, который добровольно, полностью находится в тени Иисуса и Марии. Единственные сведения, которые мы имеем о нём, это не очень подробные места в Евангелиях. Но для Иосифа характерно именно это: «недосказанность» и молчание.

 

 

 

Так в чём же тайна святости Иосифа?

 

Прежде всего, в полной жертве любых собственных планов воле Бога. Для зрелого мужчины, который, конечно же, имел некоторые планы на личную жизнь, было нелегко полностью отказаться от них. Вся жизнь Иосифа – это постоянный выход из колеи. Он постоянно открыт вдохновению Бога, ничего не улаживает и не строит никаких личных планов.

 

Иосиф – герой Ветхого Завета (ср. Генеалогическое древо св. Луки и Матфея). Для евреев доказательством благословения была большая семья, ее материальная независимость и определенное процветание (см., например, Пс 127(126), 127(128)). На этом фоне мы должны понимать размер жертвы Иосифа. Пришлось подходить к совершенно иной концепции жизни. В некотором смысле, «он отделился» от своего народа, хотя полностью следовал всем традициям. Святой Иосиф пред образом исполнения Ветхого Завета соблюдает все предписания и заповеди (ср. Лк 2), но в то же время на уровне своего существования постоянно сталкивается с тем фактом, что в событиях, которым он стал свидетелем, их уже перешагнули. Не революционным путем и уничтожением, но в тайне жизни Иисуса Христа. Иосиф призван жить настоящим, без возможности прятаться в привычные порядки и без претензий понимать то, что несет будущее. Время Иосифа – это Иисус Христос. Иосиф, наверное, не стал свидетелем каких-либо чудес Иисуса. К исполнению Божьей воли его вело только полное доверие.

 

 

 

Ответственность

 

Но Иосиф не только тот, кто постоянно что-то теряет и от чего-то отказывается. Тогда бы он был не святым, а жалким нытиком. Иосиф понимает, что за это он получит гораздо большее – любовь к Марии и Иисусу. Его жизнь имеет смысл только рядом с ними.

 

Однако это не значит, что Иосиф был слабым, мягким человеком, предпочитавшим уединение. Наоборот, он, согласно порядку этого мира, исполняет роль отца Иисуса. Он служит Ему своим отцовским авторитетом. Действительно, внутренняя тайна человеческого спасения, тайна, в центре которой находилась Мария, была доверена защите человека – Иосифу. Слово Божье особым образом способно изменить мир, оставаясь полностью безмолвным и зависимым от нас. Иосиф показывает, что за спасение, которое мы получаем как дар, мы и ответственны. Мы должны защитить Иисуса – Слово Божье в нас – от своих нападок и нашего окружения. Мы тоже несем ответственность за рост Иисуса в нас. И лучше всего мы Ему служим смирением. Истинным ежедневным служением. Мы получаем всё, и в то же время, мы за всё несем ответственность. Христианство не является вопросом нереалистичных мечтателей! Иосиф был примером для Иисуса. Но это был совершенный пример служения – он служил росту Иисуса Христа. Так должны понимать свой долг и все отцы. И не отказываться от него, как это часто происходит, но с полной ответственностью брать его из рук Божьих.

 

 

 

Христос – смысл жизни

 

Иосиф учит нас тому, что единственным наполнением нашей жизни является Иисус Христос. Он учит нас ставить Иисуса в центр всей нашей деятельности, целью всех наших усилий. Даже самая обычная повседневная работа не имеет смысла, если не основана на Христе. Таким образом, Иосиф является учителем истинного единства созерцания и деятельности. Как к таковому, к нему обращаются посвященные Богу люди. Часто подчеркиваемая черта Иосифа – работник, является почти единственной сохранившейся чертой, принадлежащей св. Иосифу, она не просто праздник человеческого труда, но праздник того, что эта работа имеет смысл, только если она вовлечена в дело Христа.

 

На самом деле, Иосиф созерцал Иисуса Христа, защищая Его, всю свою жизнь, поэтому он является великим заступником священников, поклоняющихся и защитников Христа в Таинстве. Евхаристия, в которой мы получаем тело и кровь Христа, окроплена потом рук Иосифа и его слезами, потому что в них росло и укреплялось тело Иисуса. Будучи хранителем Евхаристического Иисуса Христа, Иосиф признан могущественным защитником от демонов.

 

 

 

Молчание

 

Для нас Иосиф это великий пример молчания и внутреннего сосредоточения – все эти великие дела, которые произошли до рождения Иисуса, он сохранял в себе, свидетельствуя о том, что сограждане Иисуса в Назарете не имели представления о зачатии Иисуса и начале Его публичной деятельности. Иосиф сохраняет в себе такие великие вещи, которые в глазах мира могли бы объяснить его странное поведение. Он не злоупотребил Словом Божьим для своего возвышения, чтобы сделаться более интересным. Он всё это оставил созревать в себе в полном уповании на Бога. Если мы разгласим миру чувствительные знаки, которые Бог дает каждому из нас, мы почувствуем их, как товар, как будто уже получили свою награду.

 

 

 

Хранитель Церкви

 

Будучи заботливым главой Святого Семейства, Иосиф способствовал мирному и скрытому росту и развитию Иисуса Христа. Он справедливо защищал то, что ему было поручено. Поэтому логично, что в порядке благодати он защищает всю семью Иисуса – Церковь. Она много раз это осознавала это в истории, а почитание святого Иосифа в западном христианстве было очень важным компонентом.

 

В позднем средневековье в начале большой угрозы для Церкви, францисканские и доминиканские проповедники стали распространять его почитание более заметно. На соборе в Констанции, который положил конец западному расколу, канцлер Парижского университета Ян Герсон предложил ввести праздник св. Иосиф как предшествие примирения. Великой почитательницей святого Иосифа была святая Тереза Иисуса, которая доверила его защите саму себя и работу по восстановлению Кармеля.

 

Она пишет об этом в своем жизнеописании: «Я выбрала своим заступником и покровителем св. Иосифа и доверила ему свой энтузиазм. Это мой отец и защитник помог мне в трудностях, с которыми я столкнулась, и во многих других, более сложных моментах, в которых дело касалось моей чести и спасении души.

 

Я ясно видела, что его помощь всегда сильнее, чем я могла надеяться. Я не помню, чтобы когда-либо я просила о благодати, которую не получила бы сразу. И это захватывает дух, вспоминая великую милость, которую Господь оказал мне, и опасность для души и тела, от которых Он избавил меня по заступничеству этого благословенного святого. Другим святым Бог, кажется, позволил удовлетворить ту или иную нашу потребность, но я испытала заступничество св. Иосифа во всём. Таким образом, Господь дает нам понимание того, что, как Он был подчинен ему на земле, где он мог приказывать Ему как опекун, так и сейчас в небе сделает всё, что он просит на небесах. (…) Я не знала человека, который действительно почитал бы его и просил о некоторой услуге, чтобы он не возрос в добродетели. Он очень помогает тем, кто доверится ему. Уже в течение нескольких лет я всегда прошу его в его праздник о какой-либо благодати, и всегда бываю услышана. И если моя просьба не совсем правильная, то он использует ее на мое благо».

 

Папа Урбан VIII (XVII век) включил праздник св. Иосифа в праздники, посвященные всей Церкви. 8 декабря 1870 года Пий IX провозгласил святого Иосифа защитником всей Церкви.

 

В настоящее время, однако, уважение к св. Иосифу, как и к другим святым, падает. Однако, мне кажется, это, чтобы мы всё больше приближались ко Христу. Святой – это чудесная работа Бога, это актуализация жизни Иисуса, присутствие одной части Его неисчерпаемой тайны.

 

 

 

Провожатый на пути к Христу

 

В некоторых изображениях Святого Семейства, уже подросший Иисус держится за руки своих родителей. Позвольте святому Иосифу привести за руку Иисуса и к нам. Чтобы Он мог жить внутри нас своей скрытой жизнью, тихой, ненавязчивой, но абсолютно необходимой для того, чтобы позже иметь возможность выйти, учить, страдать и быть прославленным. Иосиф воспитал Иисуса для Его великого дела, отдал Его людям в момент своей смерти, не случайно традиция говорит, что он умер в то время, когда Иисус начал Свою публичную деятельность. (И не имеет значения, действительно ли это так. В легендах, гораздо больше говорится о внутренней истине). В нас тоже должно расти Слово Божье, чтобы могло приносить плоды и принимать участие в строительстве Церкви. Это происходит тогда, когда мы умрем для себя и позволим Иисусу выйти из нашей тени.

 

 

Петр Бенеш

(www.karmel.cz.)












.