ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Исцеляющая сила прощения











Обычный католик, если спросить его, есть ли ему кого прощать, ответит, что нет. И он действительно верит, что уже все простил, что ни на кого не гневается. Но большая часть нанесенных нам ран скрыта в нашем подсознании и живет собственной жизнью.

Наше подсознание – как невидимая часть айсберга, 4/5 которого находятся под водой и, в лучшем случае, лишь 1/5 оказывается на поверхности. Скрытые в нем болезненные переживания недоступны для нас, но они «всплывают» в виде гнева, постоянного раздражения, озлобленности, отсутствия радости жизни, хронической усталости, а также физических болезней. Поэтому мы должны просить Бога, чтобы Он извлек из нас эти причиняющие боль события, чтобы во время молитвы мы смогли простить всех, кто нас ранил, и благодаря этому получить исцеление.

Прощение в Св. Писании — это дар Божий и необходимое условие духовного развития человека и его спасения. Прощение – это действие. Начиная с Нагорной проповеди – своего рода конституции христианства, Иисус говорит о том, что прощение и примирение лежат в основании почитания Бога (Мф 5, 23). Он подтверждает это и в молитве «Отче наш» (Мф 6, 12), и в очень красноречивом образе из притчи о не имевшем сострадания должнике (Мф 18, 23-35). Свое учение Господь подтвердил собственной жизнью, произнеся с креста слова: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23, 34). Тем не менее, сегодня создается впечатление, что многие христиане содрогаются при одном звуке слова «прощение» и проходят мимо него с безразличием по незнанию или вследствие невежества. Многих, несомненно, шокирует необходимость простить Бога, ведь гнев по отношению к Богу – наиболее глубоко скрываемая эмоция среди христиан. Мы не верим, что «имеем право» гневаться на Него или иметь к Нему претензии, но чувства не зависят от нашей воли. Насколько же больше мы «предпочитаем» впасть в депрессию из-за утраты близкого человека, чем признаться, что не можем простить Богу то, что Он отнял его у нас (как и умершему то, что ушел, покинув нас). А ведь в книге пророка Ионы мы видим пример того, что Бог не обижается, когда мы обращаем на Него свои негативные чувства. Более того, если мы подавляем их и делаем вид, что все в порядке, Он старается заставить нас выразить эти чувства. Вспомним диалог Бога и Ионы после того, как Бог наслал червя, подточившего растение, укрывавшее пророка от солнца. Растение засохло. Иона изнемог от жары и стал желать себе смерти. Бог задал ему наводящий вопрос о том, что не отвращение к жизни угнетает пророка, но скрытый гнев на Господа: «И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти» (Ион 4, 9).

Как видим, пророк не боялся признаться Богу, что на Него обижен, благодаря чему Бог имел возможность указать ему на более глубокую причину его гнева – злость и бунт, вызванные миссией в Ниневию (Иона как представитель избранного народа не мог понять, почему Бог хочет спасти «неверных»). Подобные переживания – гнев на Бога, выраженный в упреках в Его адрес, и примирение с Ним – стали также уделом пророка Иеремии и Иова. Таким же образом Бог хочет и нас привести в «Молитве прощения» к тем причиняющим боль моментам в нашем прошлом, которых мы не можем Ему простить, а также напомнить нам те наши ограничения, слабости и недостатки, которые мы не желаем Ему простить. Для многих это совершенно необъяснимая и даже абсурдная реальность: для тех, для кого христианство (лучше сказать, хождение в церковь) – это одно, а жизнь – совершенно другое, и эти две вещи для них друг с другом никак несовместимы.

В нашей жизни мы многократно переживаем различные травмы, маленькие и большие обиды, недоразумения, ненависть, трудные ситуации... – все это, хотим мы или нет, накапливается в нашей жизни. Не будем обманывать себя: как нас ранят, причиняют нам зло, обижают, так и мы поступаем с нашими ближними с большей или меньшей степенью осознанности. Эти ситуации и люди, участвовавшие в них, нуждаются в прощении. Отпечатанный в нас эгоизм, источником которого является грех, становится причиной того, что меня ранят и я сам раню других.

Все эти раны и обиды могут подтолкнуть нас в две стороны. Во-первых (негативная сторона), в сторону замкнутости на другого человека, сначала конкретного, того, кто меня обидел, но потом, если обид накопится слишком много, эта замкнутость станет расти до тех пор, что я не буду доверять никому, не буду открываться другим людям. Тогда начнется постепенное сужение сердца, его огрубение и очерствение снаружи, между тем как под его скорлупой остается чрезвычайно чувствительный и нежный, но крайне перепуганный человек. С другой стороны (позитивная сторона), для человека, старающегося каждый день жить Нагорной проповедью, все раны становятся поводом для прощения своих обидчиков от всего сердца и для духовного возрастания в Боге, для все возрастающей открытости по отношению к ближним, которые уже не враги, от которых надо бежать, с которыми нужно воевать, а заблуждающиеся братья и сестры, о которых необходимо молиться.

Прощение – это не чувство. Это первое, очень важное замечание. Многие христиане не прощают, потому что путают акт воли с чувством. Мне нужно хотеть простить, а не чувствовать, что я простил. Что это означает на практике? Что не обязательно я буду любезен с тем человеком, которого простил, не обязательно мы станем друзьями, не обязательно мы вообще будем разговаривать друг с другом, вновь вернем наши отношения, будем улыбаться друг другу и обниматься при встрече. Конечно, в идеале было бы прекрасно, если этим могло все закончиться. Но, если подойти реально, то это может быть слишком тяжело и даже невозможно. Обиды, наносимые нам, часто настолько тяжелы, что бывает трудно решиться на какой-либо жест в отношении обидчика, а что уж говорить о том, чтобы этот жест был еще и обходительным или дружеским. Таким образом, если прощение основывается на чувствах, то, при реальном взгляде на вещи, оно невозможно, и мы очень несчастные люди. Чтобы было еще понятнее: тебе может становиться нехорошо при виде того, кто тебя обидел, но, несмотря на это, ты его простишь! Прощению не всегда будут сопутствовать приятные чувства. Но о том, что оно состоялось, мы узнаем по его плодам, потому что изменятся наши отношения с этим человеком, Богом, самим собой, а может даже произойти физическое исцеление, так как причиной болезни тела часто бывает именно отсутствие прощения, своего рода изоляция в самом себе, жизнь, проходящая в напряжении и ненависти, когда человек говорит: «Я никогда ему этого не прощу...». Такая позиция закрывает человека на Бога, людей, к самого себя и может стать источником многих проблем, в том числе и со здоровьем.

Во время одной из конференций на тему исцеления на VI Харизматическом форуме о. Роберт де Грандис (SSJ) упомянул, что отсутствие прощения (даже неосознанное) проявляется на физическом уровне в виде болезней, упадка сил и т.д. Участники задали ему тогда вопрос, означает ли это, что все болезни являются результатом нанесенных нам ран и отсутствия прощения. Вот его ответ: «Нет, не все. Есть много болезней, вызванных загрязнениями окружающей среды, работой во вредных условиях и т.п. Но если исключить эти внешние причины, то большинство внутренних причин коренится в наших эмоциях. Если человек болен тяжелой физической болезнью, то следует обратить внимание на его эмоции. В США, когда человек болен неизлечимой болезнью, врачи исследуют его с помощью психологических тестов. По ним психологи могут делать вывод относительно личности пациента. Так как у каждой личности есть свои слабые стороны, на основе тестов можно утверждать (даже не зная пациента), что этот человек умирает от рака, и почти в 100% случаев этот диагноз будет верен. Разные личности обладают разными сильными и слабыми сторонами. Я слышал, как известный психолог сказал как-то, что раком болеют так называемые «добрые люди», страдающие от очень сильного чувства вины и гнева по отношению к себе. В свою очередь, гнев и отсутствие прощения по отношению к другим приводит к болезням сердца. Это совпадает с моим многолетним опытом молитвы над людьми. Если человеку уже известно, что он болен раком или находится в предынфарктном состоянии, ему стоит много времени посвятить работе над прощением. После молитвы над людьми я многим из них поручаю ежедневно произносить «Молитву прощения» и отдавать в ней Богу очередных «должников», которых Он позволит нам вспомнить. Если люди настойчивы в этой молитве, то вскоре в их жизни уже становятся видны восхитительные плоды прощения. Я всегда рекомендую продолжать молится этой молитвой, как минимум, 30 дней, но обычно уже на двадцатый день они наблюдают эффект действия Божьей благодати, например, в том, что отступает болезнь, появляется внутренняя радость».

Следующую трудность может представлять собой сама форма прощения. Должен ли я подойти к этому человеку и что-то ему сказать? Может быть, рискуя нарваться на очередное ранение или насмешку? Как это сделать, чтобы исцеление действительно стало уделом моего сердца и моей жизни? Самый простой и одновременно самый эффективный способ – это молитва. Не какая-нибудь молитва, а молитва прощения. Мы не всегда хотим или даже не всегда можем встретиться с человеком, чтобы сообщить ему о нашем прощении и все прояснить. Это, опять-таки, идеал, который, по-видимому, нелегко реализовать. Молитва же – универсальный способ, который всегда осуществим, потому что во всем этом Бог хочет участвовать как Податель всевозможного прощения. Это нелегкая молитва. В ней Господь коснется всех моментов нашей жизни, всех участков нашего сердца, которые мы Ему откроем и отдадим, а Он Своей Силой их исцелит. Это удивительное переживание и опыт. Иисус исцеляет нашу жизнь на многих уровнях: духовном, эмоциональном, на уровне отношений с другими людьми и на психическом уровне.

Как на практике приступить к молитве прощения? Она может совершаться в молитвенных и харизматических группах. Это, разумеется, предполагает доверие и открытость молящегося тому, кто его направляет и помогает ему. Плоды этой молитвы огромны, личность переживает исцеление и освобождение от груза, который носила в своем сердце. Позитивным аспектом молитвы с другими является то, что, если человека начинают посещать сомнения и неуверенность, хорошо ли он молится, или если он ничего не чувствует (потому что не должен чувствовать – смотри выше), то ему тут же оказывается необходимая поддержка и подтверждение, что все идет хорошо.

Но точно так же эффективна эта молитва, если произносить ее индивидуально, в тишине своего дома. Для этой молитвы важны следующие элементы.

а) Конкретность – я вспоминаю всех людей, когда-либо обидевших меня, в воображении ставлю их перед собой, что может оказаться трудным ипричинить боль. Одновременно можно увидеть, что за этими людьми стоит Иисус и тоже их прощает. Эта конкретность заключается также в том, что я вспоминаю и озвучиваю не только имена людей, но и конкретные ситуации, связанные с ними: «Я прощаю.... (кому) это..., это... и это…». Чем более молитва конкретна, тем она действеннее, если можно так выразиться. Читая эту молитву, мы можем на полях или между строк вписывать имена людей, ранивших нас, которых нам сейчас дал вспомнить Бог. Если какие-либо примеры приведенных в «Молитве прощения» проблем нас не касаются (например, наркомания или прощение братьев и сестер, если у нас их нет), мы можем отдать Богу эти молитвы в интенции кого-то из нашей семьи или знакомых, которые борются с такой проблемой.

б) Систематичность – рекомендую молиться этой молитвой, к примеру, в течение месяца, так как необязательно за один раз мы вспомним всех людей, нуждающихся в нашем прощении. Каждый день мы будем добавлять к этому списку кого-то нового. Можно разделить данный перечень на две части и одну произносить утром, а другую – вечером. К вашей радости могу сказать, что уже через 20 дней после начала этой молитвы (разумеется, ответ Бога может прийти гораздо раньше, в любой момент) мы получим ясный ответ от Бога в виде облегчения страданий, духовного исцеления, восстановления отношений с другими или же исцеления от физических недомоганий, причиной которых стало непрощение. Все зависит от воли Бога и от нашей веры. Произнесение «молитвы о прощении» не является каким-то магическим ритуалом!!!

в) Это молитва очень подробная, ее следует привести в соответствие со своей ситуацией, убрав из нее то, что меня не касается, и добавив то, чего в ней нет, но было в моей жизни. Прощением охвати не только тех людей, которые обидели тебя, но и самого себя (иначе говоря, прими свою жизнь, примирись с ней, полюби себя), а также Бога. Это станет понятнее, когда будешь молиться этой молитвой.

В заключение я призываю тебя к тому, чтобы ты сделал свою жизнь ШКОЛОЙ ПРОЩЕНИЯ. Чтобы постичь в логику божественного прощения, каждый день старайся прощать своим должникам сразу, насколько это возможно, пусть в краткой молитве, которой никто не заметит, но которая освободит твое сердце от огромного балласта, очистит и исцелит.

 

МОЛИТВА ПРОЩЕНИЯ

Приведенная ниже молитва о. Роберта де Грандиса (SSJ) охватывает важнейшие области нашей жизни, нуждающиеся в прощении. Она напомнит Вам и другие, касающиеся исключительно Вашей собственной жизни. Если какие-то из примеров, приведенных в «Молитве прощения» нас не касаются (например, наркомания, гомосексуализм, прощение братьев и сестер, если у нас их нет), тогда мы можем отдать Богу эту молитву за кого-то из нашей семьи или за знакомых, которые ведут борьбу с этой проблемой. Важно помнить, что умершие тоже нуждаются в нашем прощении, и поэтому мы вручаем Богу раны, нанесенные нам людьми, уже ушедшими из жизни. Часто именно эти раны мы замалчиваем, потому что помним, что «о мертвых – только хорошее». Наш небесный Отец, тем не менее, знает истину о несовершенстве человеческих отношений и поэтому хочет напомнить нам события, которые связали нас с умершим причиняющими боль воспоминаниями. В «Молитве прощения» мы можем принести их Ему и погрузить в Его милосердие. Произнося эту молитву, мы можем на полях или между строк вписывать имена людей, ранивших нас, которых сейчас Бог дал нам вспомнить.

Позвольте Святому Духу действовать свободно – Он будет напоминать Вам о тех людях или группах, которые нуждаются в Вашем прощении. Посвятите этой молитве достаточно времени, чтобы была возможность вручить Богу всех людей, с которыми Вас связывают неприятные переживания.

 

МОЛИТВА

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, прошу Тебя сегодня о том, чтобы я простил всех людей, которых встретил в своей жизни. Я знаю, что Ты дашь мне силы для этого, и благодарю Тебя за то, что Ты любишь меня больше, чем я сам люблю себя, и больше желаешь моего счастья, чем я сам его желаю.

Отче, прощаю Тебе....

все те мгновения, когда в нашу семью входила смерть; минуты кризиса, финансовые трудности и те события, которые я считал наказанием, посланным Тобой, когда другие говорили: «Видно, Бог так хотел», а меня охватывала горечь и обида на Тебя. Прошу Тебя сегодня, очисти мое сердце и мой разум.

Мой Господь, я прощаю СЕБЕ свои грехи, свои слабости, свою вину и все, что есть во мне плохого или что мне кажется плохим.

Я отрекаюсь от всех суеверий и от веры в них, от использования доски для спиритических сеансов и от участия в сеансах, от чтения гороскопов, предсказаний, использования талисманов и заклинаний на счастье. Я выбираю Тебя моим единственным Господом и Спасителем. Наполни меня Своим Святым Духом.

Сейчас я прощаю себе то, что употреблял Твое имя всуе, не воздавал Тебе должного почитания тем, что не ходил в церковь, причинял боль моим родителям; я прощаю себе пьянство, прелюбодеяние, гомосексуализм. Ты уже мне это простил в таинстве покаяния, сегодня я прощаю себе самому, также прощаю аборт, воровство, ложь, обман; прощаю себе то, что лишал других доброго имени.

От всего сердца я прощаю мою МАМУ. Прощаю все те моменты, когда она причинила мне боль, сердилась на меня, злилась и наказывала меня, когда предпочитала мне моих братьев и сестер. Я прощаю ей те моменты, когда она называла меня тупым, уродом, дураком, худшим из ее детей и говорила, что я слишком дорого обхожусь нашей семье. Когда она заявила мне, что я был нежеланным ребенком, случайностью, ошибкой или родился не таким, каким ей хотелось. Я прощаю ей это.

Я прощаю моего ОТЦА. Прощаю ему те дни и годы, когда мне не хватало его поддержки, его любви, нежности или хотя бы внимания. Прощаю ему, что у него не было времени, прощаю то, что он не был рядом в важные моменты моей жизни; его пьянство, ссоры и войну с мамой, с братьями и сестрами. Его жестокие наказания, то, что он нас бросил, ушел из дома, прощаю ему развод с моей мамой или его измены – я прощаю ему это.

Господи, этим прощением я хочу охватить также моих БРАТЬЕВ И СЕСТЕР. Я прощаю тех из них, кто отвергал меня, говорил обо мне неправду, ненавидел меня, таил на меня обиды, вел со мной войну за любовь наших родителей, ранил меня или причинял физический ущерб. Прощаю тех, кто был жесток со мной, наказывал меня или каким-либо другим образом отравлял мне жизнь.

Господи, я прощаю МУЖУ (ЖЕНЕ) недостаток любви, нежности, благоразумия, поддержки, внимания, понимания и взаимного общения, а также все, в чем он(-а) был(-а) виноват(-а), все его (ее) пороки, слабости, те поступки и слова, которые ранили меня и лишали покоя.

Иисусе, я прощаю моим ДЕТЯМ отсутствие уважения ко мне, непослушание, недостаток любви, внимания, поддержки, тепла, понимания. Прощаю им их дурные привычки, их отпадение от Церкви, все плохие поступки, вызывавшие в моей душе тревогу.

Мой Боже, я прощаю семье моего супруга и семьям моих детей: теще (свекрови) и тестю (свекру) и другим людям, благодаря моему браку ставшим частью моей семьи и относившимся к ней без любви. Я прощаю их слова, их мысли, их дела и неисполнение долга, которые ранили меня и причинили мне боль.

Господи, прошу Тебя, помоги мне простить моим РОДНЫМ: бабушке и дедушке, теткам, двоюродным братьям и сестрам, которые, может быть, вмешивались в дела нашей семьи и, пытаясь управлять моими родителями, вносили в семью беспорядок, настраивая одного из родителей против другого.

Иисусе, помоги мне простить тех моих СОТРУДНИКОВ, которые неприятны мне или усложняют мне жизнь. Тех, кто сваливает на меня свои задания, не хочет сотрудничать, но старается захватить мою должность – я прощаю их.

СОСЕДЕЙ, которые нуждаются в моем прощении, за шум, грязь, предрассудки, ложь обо мне и сплетни о других соседях ‑ все это я прощаю им, Господи.

Сейчас я прощаю всем СВЯЩЕННИКАМ, монашествующим, прихожанам из моего прихода, приходским организациям и молитвенным группам, моему пастырю, епископу, Патриарху, Папе Римскому, всей Церкви: прощаю им отсутствие поддержки и подтверждения того, что я представляю ценность, плохие проповеди, мелочность, отсутствие интереса, ободрения, в котором наша семья так нуждалась; а также все раны, которые они причинили мне и моим родным, пусть даже в очень далеком прошлом – я прощаю им сегодня.

Господи, я прощаю людей, придерживающихся ДРУГИХ УБЕЖДЕНИЙ: приверженцев иных политических формаций, тех, кто нападал на меня, высмеивал и дискриминировал меня, из-за кого я понес материальный ущерб.

Прощаю представителей ДРУГИХ ИСПОВЕДОВАНИЙ, которые пытались обратить меня насильно, навязывались мне, нападали на меня, ссорились со мной, навязывали свою точку зрения.

Прощаю тех, кто ранил меня за мою ЭТНИЧЕСКУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ: дискриминировал меня, насмехался надо мной, рассказывал анекдоты о моей национальности или расе, причинил моей семье физический, эмоциональный, материальный ущерб. Я сегодня прощаю их.

Господи, я прощаю также всех СПЕЦИАЛИСТОВ, которые каким-то образом причинили мне вред: врачей, медсестер, юристов, судей, политиков и административных работников. Я прощаю всех, кто занят в общественных службах: милиционеров, пожарных, водителей городского транспорта, санитаров, а особенно тех работников, которые потребовали слишком много за свою работу.

Иисусе, я прощаю моему РАБОТОДАТЕЛЮ то, что он мало платил мне, не ценил мою работу, не хвалил за достижения.

Господи Иисусе, я прощаю моим УЧИТЕЛЯМ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ, как давним, так и нынешним, тем, кто наказывал, унижал, обижал меня, относился ко мне несправедливо, высмеивал меня, называл «тупым» или «дураком», заставлял оставаться после уроков. Я прощаю им, Господи, от души.

Иисусе, я прощаю моих ДРУЗЕЙ, которые предали меня, перестали со мной общаться, не поддерживали меня и отвернулись от меня, когда я нуждался в них, заняли у меня деньги и не вернули их, сплетничали обо мне.

Господи Иисусе, особенно я молюсь о благодати прощения ТОМУ ЕДИНСТВЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ, который во всей моей жизни ранил меня сильнее всех. Прошу, помоги мне простить того, кого я считаю своим злейшим врагом; того, кого мне труднее всего простить; того, о ком я сказал, что никогда его не прощу.

Господи, я сам точно так же прошу прощения у всех этих людей за боль, которую им причинил, особенно у мамы и папы, и у моего супруга(-и). Прошу у них прощения всем сердцем, особенно за самые большие обиды, которые им нанес.

Благодарю Тебя, Господи Иисусе, за то, что сейчас Ты освобождаешь меня от зла непрощения. Пусть Твой Святой Дух наполнит меня светом и озарит каждый темный уголок моего разума.

Аминь.

 

 

 

ПОМНИ...

Прощение ‑ это акт воли, а не чувство. Если мы о ком-то молимся, то можем быть уверены, что простили этого человека.

Чтобы помочь себе кого-то принять и более открыться навстречу этому человеку, представь себе его рядом с Иисусом и скажи Господу: «Я люблю его, потому что Ты его любишь».

ПРОЩЕНИЕ ‑ это ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ. Мы призваны ежедневно прощать тех, кто нас обижает или ранит.

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас», ‑ напоминает нам Иисус (Ин 15,12).

 

о. Роберт де Грандис (SSJ), АВТОР МОЛИТВЫ

Nihil obstat: о. др. Анджей Пежынски





















.