ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Все ли религии равноценны?

В наши дни большую популярность приобрело убеждение, будто все религии равноценны: это всего лишь разные пути, ведущие к одной цели – Богу, как на горе могут быть разные тропы, ведущие к одной и той же вершине. Какую тропу не выбери, все они наверху сходятся. Правда ли это?

Ответ – нет, и в этой статье мы попытаемся показать это. Для начала достаточно сказать, что любой опытный скалолаз знает, что есть тропы, ведущие вверх, а есть и такие, которые неожиданно прерываются и не ведут никуда. Кроме того, есть тропы настолько крутые, что только хорошо подготовленные альпинисты могут взбираться по ним, большинство же ждет неудача (если не смерть).
 
Нельзя забывать, что мы заняты здесь самым важным для человека вопросом – его вечным предназначением. Ведь доберемся мы до вершины или нет, не так важно, как то, попадем ли мы на небеса, и в последнем случае стоит постараться найти правильный путь!
 
Чарльз Мур, редактор газеты “Daily Telegraph”, рассказал пару лет назад о своем обращении в католичество. Он искал истинной веры, но его друзья то и дело говорили ему, что все религии одинаковы, и единственное, что действительно важно – это желание делать добро. Но он не соглашался с ними и упорно повторял: «Это все равно, как если бы несколько врачей собрались вокруг одного пациента и говорили ему: “Да, мы все хотим, как лучше, и методы лечения, которые мы предлагаем, одинаково хороши”. Но ведь очевидно, что так не бывает, и выбор правильной терапии может быть вопросом жизни и смерти». Любой человек со здравым рассудком знает, что не все врачи одинаковы и не все методы лечения, которые они предлагают, в равной степени эффективны. Тоже самое можно сказать и о религиях, только на карту здесь поставлено не хорошее самочувствие на ближайшие пару лет, а наше вечное предназначение: вот почему, так важно выбрать нужного «врача».
 
Здесь было бы интересно вспомнить, что Иисус творил чудеса, и часто исцеления, которые сегодняшняя медицина объяснить не в состоянии. Но вернемся к нашей проблеме.
 
Встречаются люди, которые говорят: «Да, я католик, потому что воспитывался в католической семье; но если бы мои родители были буддистами, то и я, наверняка, сейчас был бы буддистом, а не католиком». Отсюда они делают вывод, что все равно, какую религию человек исповедует, потому что, в конечном счете, принадлежность к тому или иному вероисповеданию – не его личная заслуга. Я не могу согласиться с такой точкой зрения. Конечно, окружение оказывает свое влияние, но все же, каждый сам решает, как строить собственную жизнь. В жизни наших родителей есть много такого, в чем мы сознательно им подражаем. Но некоторые вещи мы решаем изменить. Наши родители, скажем, не пользовались компьютерами, а мы пользуемся: мы открыты на перемены, инновации, лучшее.
 
Мы, католики, не утверждаем, что мы лучше других, что мы – самые святые. Нет, мы говорим, что наша религия – это Истина во всей ее полноте и что в других религиях она присутствует лишь отчасти. И в этом смысле католичество – самый простой путь на небеса, самый прямой, указанный Богом. Оно, как горная тропа, на которой есть удобные стоянки, чтобы отдохнуть и восстановить силы (прежде всего, таинства), где нам дают проводника (Иисуса) и попутчика (Ангел-Хранитель). Здесь по всему пути расставлены самые точные указатели, чтобы мы не сбились с дороги (заповеди), и всегда найдется особенное лекарство, если оно нам вдруг понадобится (исповедь). По этой тропе уже шли другие, которые достигли вершины (святые), и оттуда подбадривают нас и ждут.
 
Мы, христиане, говорим, что Иисус – единственный Спаситель. Это значит, что никто не приходит на небеса без Его помощи – даже приверженцы других религий.
 
Есть и такие, кто думает, что не важно, живет ли человек в соответствии с требованиями своей религии. Важно быть верным себе самому, жить по велению собственной совести и не позволять никому «манипулировать» собой. «Пусть никто мне не говорит, что нужно делать», ‑ вот в двух словах главный принцип такой позиции. Но ее приверженцы, все же, немного наивны: и там, и сям им говорят, что нужно делать, например, когда они на работе, или когда хотят, чтобы их новый компьютер работал, или когда им хочется получить скидку в магазине. Религия делает то же: подсказывает нам, что нужно делать, чтобы попасть на небеса, а каждый решает, принять или не принять ее подсказки. С другой стороны, не всегда бывает достаточно следовать голосу собственной совести, потому что порой этот голос молчит, заглушенный другими голосами, или ошибается. Тот же Гитлер за пару часов до своей смерти писал, что ни в чем не раскаивается, не просит прощения, потому что, как он утверждает, честно исполнял веления совести.
 
Совесть нужно воспитывать так же, как мы воспитываем вкус к музыке, слушая хорошие произведения, или вкус к изобразительному искусству, посещая музеи. А для воспитания совести мы обращаемся к мудрости религий, которые в той мере, в какой они истинны, помогают нам правильно воспитывать совесть, а в той мере, в какой неистинны, искажают ее. Одно вероисповедание может учить, что убийство – это зло, а другое говорить нечто противоположное: так что рассуждения о равноценности всех религий звучат не особенно убедительно.

 

 

о. Карлос Лаоз