Этика, счастье и воспитание

Все, наверное, люди хотят быть счастливыми, но лишь немногие задаются вопросом: путь к счастью – это какой-то заранее предопределенный путь, или я могу найти собственный и пройти его по своему усмотрению? Сформулирую вопрос иначе: могу ли я стать счастливым, не будучи добрым? А быть добрым значит что-то конкретное, осязаемое, соответствующее каким-то правилам? Чтобы быть добрым достаточно иметь добрые намерения?

Великие философы всегда говорили, что истина, добро и красота неотделимы друг от друга, отождествляются друг с другом («convertuntur» на латыни). Добрые, благородные поступки красивы. Поэтому они пробуждают в том, кто их наблюдает, благодарность и желание подражать им: когда мы видим человека, бросающегося в море, чтобы спасти другого, то не просто думаем, что это хорошо. Такой поступок вызывает в нас восхищение и кажется нам прекрасным (независимо от того, чувствуем ли мы в себе силы поступить так же). А когда мы видим другого, бьющего старика, то понимаем, что это плохо и безобразно, и нам хочется отвести глаза, как бывает, когда мы видим груду мусора на берегу реки.

У человека есть материальное и духовное начала, и правила, руководящие каждым из них, схожи намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Чтобы поправить свое здоровье, нужно следовать определенным правилам; чтобы стать счастливее, тоже нужно придерживаться каких-то правил.

Правила, помогающие сохранить здоровье, понятны: не излишествовать в еде, отдыхать определенное количество часов в сутки, заниматься спортом, избегать стрессов и т.д. Человек, не следующий этим правилам, скоро заметит, что его здоровье ухудшается. У нашего тела есть конкретные характеристики, с которыми нельзя не считаться: тот, кто не ест, умрет.

В духовной составляющей человека все происходит точно так же: добрые поступки делают добрым того, кто их совершает, делают его «красивым». Но когда мы можем сказать, что поступок добр или зол? Ответить на этот вопрос непросто, однако мне хотелось бы, по крайней мере, подсказать два критерия, которые могут помочь нам: критерий ответа со стороны природы и критерий красоты.

Природа не молчит перед лицом наших поступков, а отвечает на них. «Благодарит», если они согласуются с ней, и «жалуется», если нет. Благодарит она за добрые поступки, и жалуется на дурные. Когда кто-то съедает слишком много торта, природа «жалуется»: желудок болит, и пищеварение происходит с большим трудом. Удачи или неудачи в плане физическом проявляются физически.

В плане нравственном все так же. Когда человек, спасший друга, возвращается на берег реки, то «чувствует себя хорошо». А человек, притворившийся, что не видит тонущего, «чувствует себя очень плохо». Это первый критерий, по которому мы можем судить, поступаем ли мы хорошо, или нет. Конечно, он не снимает всех сомнений, потому что человеческая жизнь, как правило, очень сложна, но может оказаться полезным.

Другой критерий – красота. Добрые поступки кажутся красивыми, желанными, достойными восхищения. Они приносят радость и мир, как бывает, когда мы слушаем прекрасную музыку или созерцаем превосходный пейзаж. Вид человека, рискующего жизнью ради друга, рождает в нас чувство огромного удовлетворения и радости.

Как нельзя сохранить хорошее здоровье, если спать мало, излишествовать в пище и вести сидячий образ жизни, так нельзя быть счастливым, если не творить добро. Этика – это наука, которая учит нас оценивать человеческие поступки с точки зрения добра и зла и тем самым указывает нам путь к счастью.

Ключевую роль здесь, конечно же, играет воспитание. Для Аристотеля воспитать человека значило привить ему любовь к красоте и отвращение к безобразному. Иными словами, воспитание обостряет естественную человеческую реакцию восхищения перед благородными поступками и неприятия неблагородных поступков. Тем самым оно помогает стать счастливым. Слово «воспитание» происходит от глагола «питать» – вскормить, взрастить то доброе, что есть в человеке, укрепить его способность творить добро.

Худшее воспитание – это такое, которое выдает зло за добро, внушает, что безобразное прекрасно. Поэтому очень опасно, когда  кто-то говорит, что аборт (нечто безобразное) это проявление свободы (нечто красивое), или утверждает, что в современном обществе честность (красивое) равноценна наивности (безобразное), или что быть сильным (красивое) значит не прощать (безобразное).

Матери – лучшие педагоги, и когда они хотят, чтобы их ребенок не делал чего-то, то говорят: «Это некрасиво».

Родители, желающие счастья своему ребенку, подыскивают лучшую школу, которая даст их детям не только научные знания, информацию, но и по-настоящему будет воспитывать, питать доброе в каждом человеке, прививать ему ясные этические нормы, чтобы он стремился к подлинной красоте: такую школу, которая называет «красивым» доброе и «безобразным» злое.

 

о. Карлос Лаоз