ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

Администратура Атырау
Витражи Мачея Каучиньского
 
В 2001 в Атырау шло строительство Церкви, которое планировалось закончить в 2002 г., и все насущнее становился вопрос о внутреннем убранстве храма. Проект святыни подготовила г-жа Эльжбета Лангер по образцу спроектированного ею же монастыря сестер-кармелиток в Тарнове. Идея интерьера тарновской обители принадлежала о. прелату Тадеушу Буковскому, директору местного Епархиального музея. К нему я и обратился за помощью в этом вопросе. О. Тадеуш порекомендовал авторскую студию господ Мачея и Петра Каучиньских – выпускников краковской Академии искусств. Мачей окончил ее в 1967 г., а его сын Петр – в 1998 г., и оба занимались, прежде всего, сакральным искусством, а именно – интерьером храмов. Они работают в техниках мозаики, сграффито, фрески и проектируют витражи и элементы внутреннего убранства (мебель, дарохранительницы, алтари, амвоны, канделябры и прочие детали). Мачей Каучиньски за свое многолетнее творчество спроектировал уже более 900 витражей в Польше и за ее пределами. В знак признания его достижений в сфере искусств Папа Иоанн Павел II наградил его орденом св. Сильвестра.
Оглядываясь назад с перспективы прошедших лет, можно сказать, что само провидение привело нас в студию Каучиньских, потому что в итоге мы получили однородный, красивый и глубокий с богословской точки зрения интерьер. Важнейшее значение здесь имеет глубокая духовность, знания и чуткость, отражающаяся в их произведениях, и необыкновенная человеческая доброжелательность господ Мачея и Петра. Так что, когда, несколько лет спустя, уже можно было думать об интерьере церкви в Уральске, мы, конечно же, обратились по уже известному нам адресу.
Одним из важнейших элементов убранства наших храмов являются витражи. Они были изготовлены в Кракове в студии г-на Зигмунта Густаба. Г-н Мачей буквально творит витраж. Это «Biblia pauperum» (лат.: «Библия для бедных») в лучшем значении этого слова. Символика изображенных сцен, цветовая гамма, верность Св. Писанию и католическому богословию – все это пробуждает в зрителе желание созерцать эти картины и рассказывать о них. Хотелось бы поделиться некоторыми мыслями, навеянными этими образами, как будто бы каким-то колдовством запечатленными на стекле.
Церковь в Атырау посвящена Преображению Господню, и потому два окна алтарной апсиды украшают «Библейские сцены преображения»: «Благовещение», «Чудо в Кане Галилейской», «Пасхальная вечеря – Евхаристия» и «Воскресение Господа Христа».
 
Благовещение
(Лк 1, 26–38)
 
Архангел Гавриил является Марии, передавая ей весть от Самого Бога о том, что она избрана родить Спасителя мира, Сына Божьего. Небесный вестник держит в руке лилию – символ девства. Мария в смирении преклоняет колени со скрещенными на груди руками. Нимб вокруг ее головы символизирует святость. В вышине парит голубь – символ Святого Духа. От Него в сторону Марии льются лучи света – метафора благословения Божьего.
Мария согласилась взять на себя ту миссию, которую уготовал ей Бог. Это означает преображение ее жизни и новый этап в истории человечества. В гимне прославления, который она воспевает у своей родственницы Елисаветы, позвучат слова: «Величит душа моя Господа». Хорошо, что она пожелала сказать свое «да» на зов Божий.
 
Чудо в Кане Галилейской
(Ин 2, 1–12)
 
Первое Свое чудо Иисус Христос совершил на брачном пире в Кане Галилейской по просьбе Марии. Заметив, что у хозяев кончилось вино, Она просит Сына помочь в этой проблеме и говорит слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин 2, 5). При этом Приснодева произносит те же слова, что и фараон при назначении Иосифа правителем Египта. Пригласив Марию и Иисуса на свадьбу, хозяева спасли себя от позора, а гости могли почувствовать особое уважение к себе. Давайте же и мы в свои жизни пригласим Спасителя и Его Матерь. Если для них найдется место в наших планах, намерениях, радостях и горестях, то это сохранит нас от стыда за наши недосмотры и убожество нашего человеческого бытия.
 
Тайная вечеря – Евхаристия
(Мф 26, 17–33; Мк 14, 12–25;
Лк 22, 14–34; Ин 13–17)
 
На Тайной вечере происходит евхаристическое преображение. Иисус Христос говорит: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф 26, 26). Затем Он подает ученикам чашу со словами: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26, 27–28).
В крестной смерти Спасителя совершается дело нашего искупления. Заключается новый завет между Богом и людьми. человеческие грехи искупаются ценой крови Христовой. Посредством достойного участия в евхаристической жертве вновь и вновь возобновляется наше спасение, мы вступаем в общение-единение с Богом во Христе Иисусе. Разве это не повод для глубочайшей радости?! Подобно апостолам на горе Фавор, и мы можем желать, чтобы эти мгновения длились бесконечно. Но на витраже виден также Иуда, который с мешочком, полным полученных за предательство денег, выходит из горницы. Его решение – это предостережение для нас. Под предлогом различных ценностей и мы можем отказаться от евхаристического общения. И неудивительно, что мы в своей жизни не раз и не два повторяем судьбу Иуды.
 
Воскресение
(Мф 28, 1–8; Мк 16, 1–8)
 
«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мф 28, 2).
На нашем атырауском витраже мы видим Воскресшего, традиционно изображенного в красном одеянии, символизирующем Его искупительные страдания. Одна рука поднята вверх в жесте благословения, а в другой Он держит хоругвь – знак всепобеждающего могущества. В этом образе Христа слышится эхо Его слов: «…мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16, 33). На камне гроба сидит ангел, а вдали виднеются три креста. Воскресение нашего Спасителя – важнейшая истина веры всех христиан. Если Христос воскрес, то и мы воскреснем! «Я живу, и вы будете жить» (Ин 14, 19); «мир Мой даю вам» (Ин 14, 27); «сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15, 11).
Преображение Господне на горе Фавор стало для апостолов тем переживанием, которое позволило им вкусить красоту вечности. Это было лекарство от сомнений в обетовании спасительного страдания и смерти Иисуса. Мне кажется, что наши атырауские витражи своими сценами преображения могут пробудить в нас желание пригласить в свою жизнь Спасителя. И Он соделает, что она будет преображаться к лучшему, и в ней не будет недостатка в истинной радости.
 
Католики в Казахстане
Витражи в южном окне атырауской Церкви
 
Витражи в большом, разделенном на три части окне атырауского собора являются своего рода летописью присутствия католиков в истории страны. На центрально-азиатские просторы христианство, распространяясь вдоль Шелкового пути, пришло уже в первые века по воскресении Спасителя. Сохранились сведения о многочисленных несторианах, живших на этих землях. В средневековье местные властители активно поддерживали отношения с Папами. Особое значение имело путешествие вглубь Азии – этого таинственного и совершенного неизведанного тогда мира – францисканцев Джованни Плано Карпини и Бенедикта Поляка. Они изображены на одном из витражей храма в Атырау. В центре окна мы видим образ Папы Иоанна Павла II, совершающего св. Мессу на площади Матери Родины в Астане 23 сентября 2001 г.
А на третьем витраже представлены три бабушки, которых мне довелось встретить в самом начале моей работы в Атырау. Память о тех, кто сохранил веру вопреки всем стараниям искоренить ее, всегда были и остаются источником надежды на то, что у Церкви есть все основания, чтобы жить и свидетельствовать на этих землях.
 
Епископ Януш Калета