ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС

На берегу Иордана октрывается полнота триединого Божества
 
Что же произошло при Крещении Господа? Почему же Богу понадобилось, как простому смертному, сойти в реку Иордан и, обратившись к Иоанну Предтече, принять от него крещение?
 
Событием Крещения было положено начало общественному служению Иисуса Христа и, кроме того, открыта тайна недоступной и неведомой жизни Бога – тайна Пресвятой Троицы.
Начало общественного служения Христа связано с именем св. Иоанна Крестителя. Он принадлежал к числу тех духовных людей, чье назначение – явить людям в определенный момент неправду, ложь и зло, которым общество пропитано и отравлено. Именно он был послан Богом подготовить народ к пришествию Спасителя. Он жил аскетической жизнью в Иудейской пустыне - обнаженной, изрезанной ущельями земле, лежавшей на запад от Мертвого моря. Как глашатай, который идет впереди царского шествия и провозглашает повеление царя, он провозглашал волю Божию: «Приблизилось Царство Небесное! Креститесь! Покайтесь! Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Строгость его жизни делала из него сверхчеловеческую личность. Его суровая речь, подобная рычанию льва, его голос, звучащий божественным вдохновением, проникали в глубины души, затрагивали волю, поражали и увлекали сознание.
Учение о грядущем Царствии Божьем было хорошо известно иудеям из Ветхого Завета. Но мысль о том, что прежде, чем войти в него, необходимо покаяться, была для них новой и для многих сделалась камнем преткновения. Иудеи крестили представителей других народов и религий, когда они переходили в иудаизм, присоединялись к ветхозаветной религиозной общине. А Иоанн Креститель, обращаясь к иудеям, говорил, что их самих надо крестить, потому что по своим грехам они стали не лучше других.
Это был настоящий вызов обществу. Иоанн Креститель бросал вызов не только тем, что предлагал креститься иудеям, но и своим подчеркнуто необычным образом жизни. Он жил в пустыне, носил одежду из верблюжьей шерсти, которая по ритуальному закону считалась нечистой, ел пищу пустыни: сушеную саранчу и дикий мед. Он явно подражал знаменитому древнему пророку Илии, в свое время возвратившему заблудший народ к вере отцов. И описание жизни Иоанна Крестителя, и его одежда, и пояса, и саранча – все это как бы взято из 3-ей книги Царств Св. Писания, где рассказывается о пророке Илии.
Иоанн Креститель не искал популярности. Он считал себя лишь вестником Того, Кто придет, и говорил: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Сильный – одно из имен Бога, одно из имен Мессии, Спасителя. Снимать же обувь нельзя было заставлять даже самых последних рабов, потому что среди иудеев того времени это считалось самой грязной и ничтожной работой. И Иоанн Креститель перед лицом Спасителя ставит себя в положение ниже рабского. Он говорит о Спасителе, который будет крестить людей Духом Святым согласно тем пророческим указаниям, данным в священных писаниях Ветхого Завета.
Множество народа из Иерусалима, всей Иудеи и окрестностей Иордана шли к Иоанну Крестителю, чтобы услышать его. Они крестились от него в реке, исповедуя грехи свои. Принять крещение от Иоанна означало для них «обратиться к Богу». Человек, таким образом, становился частью покаявшегося народа, готового встретить Мессию-Спасителя. Лишь политический официоз и религиозная элита Израиля не сочли нужным прислушаться к голосу Иоанна Крестителя.
«И в те дни пришел Иисус из Назарета Галилейского, чтобы креститься от Иоанна в Иордане», - читаем мы в Евангелии. Ему не в чем было каяться, Ему незачем было принимать крещение покаяния. Иоанн Креститель пытается остановить Его, но слышит в ответ: «так надлежит нам исполнить всякую правду». Принимая крещение от Иоанна, Христос отождествляет Себя со всеми грешниками, нуждающимися в прощении, возрождении и спасении. Погружаясь в воды Иордана, Он «берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29), чтобы искупить и возродить тех, кто способен пережить кризис покаяния, ощутить жажду обновления. Это и будет исполнением Божьей Правды, тем божественным оправданием, к которому устремляли свой взор великие библейские пророки дохристианской эпохи.
 
Что же произошло при Крещении Господа? Почему же Богу понадобилось, как простому смертному, сходить в реку Иордан, и обратившись к Иоанну Предтече, принять от него Крещение?
Митрополиту Антонию Сурожскому  виделся «момент Крещения Господня - одним из самых страшных и трагических моментов  жизни Христа. Рождество  -  по Своей любви к человеку Желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством. Но в день Крещения Господня: достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения.
В воды Иордана приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи. И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха».
Христос безгрешен, и потому не нуждался в крещении, то есть в очищении личных грехов, но Своим Крещением, по выражению церковных песнопений, «потопил в водах Иордана грехи всего мира».
Безгрешный пришел на Иордан и принял крещение покаяния, свидетельствуя тем самым, что Он человек по плоти, что Он один из нас. Будучи безгрешен, Он уподобился последнему из грешников, уравнял Себя с падшими и заблудшими, чтобы разделить с ними бремя их прегрешений и подать исцеление их душам.
Спаситель погружается в воды Иорданские как в средоточие скорби и боли человеческой, Он входит в эту струящуюся влагу, как потом, через три года, войдёт в смерть и в самый ад. И так же как рухнули «врата адовы», так и вода Иорданская из воды мёртвой сделалась водой живой, водой вечной, водой нетленной: той самой водой, о которой Господь скажет: «…кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин 7, 37. 38).
Погружение в иорданские мутные воды – это образ, икона сошествия во ад, это символ искупительной жертвы, которую наш Бог принес во оставление наших грехов, в дарование нам Жизни Вечной.
В древности Рождество и Крещение праздновались в один день, и праздник этот именовался Богоявлением. В Вифлеемской пещере является миру Сын Божий, а на берегу Иордана в особом видении открывается полнота Триединого Божества. Мы знаем, что грех разлучил Бога и человека, Творца и творение. Богоявление - это знак присутствия Бога в мире, в человеческой истории. Иисусом Христом разрушается средостение, разделявшее Бога и человека. Бог стал человеком, сделался соприроден человеческому естеству, а значит, и миру сему. Отныне в нем преизобилуют божественная благодать и божественная сила. И когда в праздник Крещения мы освящаем воду, то тем самым свидетельствуем великую истину о всепроникающем и спасительном присутствии Божием  в физической природе нашего мира. Святая вода есть великий символ присутствия благодати Божией в жизни вселенной.
В  празднике Крещения Господня парадоксально соединились крайнее самоуничижение, кеносис нашего Бога, и явление величественной надмирной Славы Его как Единородного Сына Божия, в Котором пребывает благоволение Отца Небесного (Мф 3, 17). Когда Господь говорит Своим ученикам: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф 23, 11. 12), Он говорит это потому, что Сам погружался уже в глухие бездны людской греховности, сходя в пучину вод Иорданских.
Воды, напоенные миазмами греха всех тех, кто в крещении покаяния омыл в них свою телесную и душевную скверну, освятились и очистились после погружения в них Святейшего Тела. Грешники, окунувшиеся в эти священные воды, получили чаемое оставление грехов. Но зато и Тот, Чьей Жертвой это очищение совершилось, приобщился смертности человеческой и именно в этот момент воистину сделался Сыном Человеческим!
Благоволение Божье к падшему человеку, о котором сам человек впервые ясно и недвусмысленно услышал на пустынном берегу Иордана в великий и страшный день Крещения Господня, в том и заключалось, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3, 16. 17). Цена этого спасения - мучительная смерть Христова, которая начала совершаться не на лысой вершине Голгофы, а здесь, на берегу, поросшем тростниковыми зарослями, при погружении Безгрешного в воды иорданские, омертвевшие страстями омывшихся в них грешников.
И как памятный символ Жертвы Христовой вода иорданская засверкала благодатной непорочностью, засветилась немеркнущим светом Божества, очистилась, и, вопреки всем законам падшего естества, сделалась нетленной, животворящей, святой! И людям, омытым этой святой водой, внезапно открылись разверзающиеся небеса. Им открылась сокрытая дотоле великая тайна Пресвятой Троицы: глас Отца звучал с небес; Дух Божий в виде голубя подтверждал истину сего слова, т.е. подтвердил Своим явлением Его речение; а Сын, подобно жертвенному Агнцу Божию, в этот момент принял на Себя скорби и печали людские, «просвещая и освящая всякого человека, грядущего в мир»!
 
Свящ. Георгий Эглит