ЛИТУРГИЯ ВТОРОЙ ВЕЧЕРНИ
ПО СЛУЧАЮ ГОДОВЩИНЫ
ПОСВЯЩЕНИЯ ПАПСКОЙ БАЗИЛИКИ СВЯТОЙ МАРИИ ВЕЛИКОЙ
И ТОРЖЕСТВА БОГОМАТЕРИ СНЕЖНОЙ
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
Базилика святой Марии Великой,
понедельник, 5 августа 2024 г.
Есть два знака, которые характеризуют этот праздник: первый – традиционный «снегопад», который пройдет уже скоро при пении «Magnificat»; второй – икона «Salus populi romani». При верном толковании эти два знака могут помочь нам понять поучение слова Божьего, преподанное нам в псалмах, которыми мы молились и в услышанных нами чтении.
«Снегопад». Это всего лишь фольклор или же имеет некое символическое значение? Все зависит от нас, от того, как мы его воспринимаем и какой смысл в него вкладываем. Всем нам известно, что он напоминает о чудесном явлении, указавшем Папе Либерию место для строительства первоначальной базилики. Однако тот факт, что этот знак повторится в ходе ежегодных празднований сегодняшнего торжества внутри базилики и в ходе литургии, пробуждает прочитывать его скорее в символическом ключе.
Поэтому предлагаю вам прислушаться к двум стихам из книги Сираха, где по поводу снега, который Бог ниспосылает с неба, говорится так: «Красоте белизны его удивляется глаз, и ниспадению его изумляется сердце» (Сир 43, 20). Здесь мудрец выражает двойственное чувство, которое вызывает в душе человека природное явление: удивление и изумление. При виде падающего снега «удивляется глаз» и «изумляется сердце». И это направляет наше толкование знака снегопада: его можно понимать как символ благодати, т.е. реальности, сочетающей красоту и безвозмездность. Это то, что нельзя заслужить, а тем более купить: это можно лишь принять в дар, и как таковой его совершенно невозможно предусмотреть, как любой снегопад в Риме посреди лета. Благодать вызывает удивление и изумление. Давайте не будем забывать эти два слова: способность удивляться и способность изумляться. И эти две способности мы не должны терять, потому что они составляют часть опыта нашей веры.
И с таким внутренним настроем мы можем теперь обратить свой взгляд на второй, гораздо более важный знак: древнюю мариинскую икону, которая является, так сказать, жемчужиной этой базилики. На ней благодать полностью обретает свою христианскую форму в образе Девы Матери с Младенцем. Святая Матерь Божья. Здесь благодать проявляется в своей конкретности, свободная от всяких мифологических, магических или спиритуалистических наносов, всегда подстерегающих религию. На иконе есть только самое существенное: Женщина и Сын, как в тексте св. Павла, который мы слышали недавно: «Бог послал Сына Своего, Который родился от жены») Гал 4, 4). Эта Женщина полна благодати, зачата без греха, непорочна, как только что выпавший снег. Бог взглянул на нее с удивлением и изумлением (даже Бог удивляется) и избрал ее Матерью, потому что она – дочь своего Сына: рожденная в Нем прежде времен, она стала Его Матерью в полноту времен. Младенец держит Святое Писание в левой руке, а правой благословляет. И первая благословенная – она, Мать, Благословенная среди всех женщин. Ее темная мантия оттеняет золотое одеяние Сына: в Нем одном обитает вся полнота Божества, и на ее открытом лице отражается Его слава. Давайте посвятим какое-то время тому, чтобы пойти и посмотреть на Богородицу. Будем молча смотреть на нее, всматриваясь все эти вещи, глядя на эту икону, которая так освящает нас – всех нас. Так что посвятим немного времени тому, чтобы пойти и потом посмотреть на нее.
Народ верных приходит просить благословения у святой Богоматери, потому что она – посредница благодати, исходящей всегда и только от Иисуса Христа по действию Святого Духа. В следующем году, Святом году Юбилея, особенно много паломники придет в эту базилику просить благословения Матери. Сегодня мы собрались здесь, как своего рода передовой отряд, призывая ее ходатайствовать о городе Риме, нашем городе, и обо всем человечестве, особенно о мире: мире, который бывает истинным и прочным, только если он начинается с сердец покаявшихся и сердец прощенных. Прощение приносит мир, потому что таков столь благородный подход Господа – прощение. Это мир рождается Крестом Христовым, Его Кровью, которую Он получил от Марии и излил ради отпущения грехов.
В заключение мне хотелось бы воззвать к Пресвятой Богородице словами св. Кирилла Александрийского, которые он произнес на завершение Эфесского собора: «Приветствую тебя, о Мария, Матерь Божья, принесшая свет, чистейшая. Приветствую тебя, Дева Мария, Матерь и служительница. Дева благодаря Тому, Кто родился от тебя; Матерь благодаря Тому, Кого ты держала в своих объятиях… Приветствую тебя, Мария, сокровище земли, не угасающий светильник, от тебя родилось Солнце праведности» (Проповедь 11: PG 77). Святая Матерь Божья, молись за нас.
И теперь я предлагаю вам всем вместе… Посмотрим, как у вас получится… Все вместе трижды повторим: приветствую тебя, святая Матерь Божья. Все вместе: приветствую тебя, святая Матерь Божья. Приветствую тебя, святая Матерь Божья. И еще раз: приветствую тебя, святая Матерь Божья.