Добрый день, дорогие братья и сестры!
На этом нашем катехизическом пути, по которому мы идем, размышляя над пороками и добродетелями, сегодня остановимся на пороках горла.
Что Евангелие говорит нам эту тему? Посмотрим на Иисуса. Его первое чудо на свадьбе в Кане показывает Его симпатию к человеческим радостям: Он беспокоится о том, чтобы праздник закончился хорошо, и дарит молодоженам большое количество самого лучшего вина. Во всем Своем служении Иисус выглядит как пророк, сильно отличающийся от Крестителя: если Иоанн запомнился своей аскезой – ведь он питался тем, что находил в пустыне, то Иисус – Мессия, которого мы часто видим за столом. Его поведение вызывает у некоторых возущение, потому что Он не только был добр с грешниками, но даже ел с ними, что демонстрировало Его готовность к общению и близости со всеми.
Но есть кое-что еще. Хотя отношение Иисуса к еврейским заповедям показывает нам Его полное подчинение закону, Он, однако, проявляет полное понимание к Своим ученикам: когда их ловят на проступке, потому что, голодая, они собирают колосья пшеницы в день субботний, он оправдывает их, напоминая, что и царь Давид с его товарищами, оказавшись в трудном положении, ели священные хлеба (ср. Мк 2, 23-26). И Иисус утверждает новый принцип: приглашенные на свадьбу гости не должны поститься, когда с ними жених; пусть постятся, когда жениха заберут у них. Отныне все связано с Иисусом. Когда Он среди нас, мы не можем быть в скорби. Но в час Его страданий мы постимся (ср. Мк 2, 18-20). Иисус хочет, чтобы мы радовались рядом с Ним: Он – жених Церкви. Но Он также хочет, чтобы мы участвовали в Его страданиях, к которым относятся также страдания малых и бедных.
И еще один важный аспект. Иисус сносит различие между пищей чистой и нечистой, которое устанавливалось законом еврейским. Ведь в действительности, как учит Иисус, не то, что входит в человека, оскверняет его, а то, что выходит из его сердца. Этими Его словами «очищается всякая пища» (Мк 7, 19). Поэтому для христианства нет нечистой пищи. На что нам следует обращать внимание, так это на то, что внутри нас: т.е. не на саму пищу, а на наше отношение к ней. И Иисус ясно говорит об этом: доброй или злой, скажем так, пищу делает не пища сама по себе, а наши отношения с ней. И мы видим это, когда кто-то неупорядоченно относить к еде, смотрим, как он ест, как спешит при этом, как будто хочет наесться и никак не может: у него неправильное отношение к пище, он – раб пищи.
То спокойное отношение к питанию, которые установил Иисус, нужно заново открыть и ценить, особенно в обществах так называемого благоденствия, где мы видим столько дисбаланса и патологий. Едят слишком много или слишком мало. Часто едят в одиночестве. Распространяются расстройства пищевого поведения: анорексия, булимия, ожирение... А медицина и психология ищут средства от неправильного отношения к еде. Именно неправильное отношение к еде вызывает все эти расстройства.
Эти расстройства, часто очень болезненные, в основном сопряжены с психическими и душевными мучениями. В питании проявляется нечто внутреннее: предрасположенность к равновесию или отклонениям; умение благодарить или наглое требование автономии; сочувствие умеющих делиться едой с нуждающимся или эгоизм копящих все только для себя. Это очень важный вопрос: скажи мне, как ты ешь, и я скажу тебе, какая у тебя душа. В том, как мы едим, раскрывается наш внутренний мир, наши привычки, наши психические установки.
Древние Отцы называли порок чревоугодия термином «гастримаргия», который можно перевести как «безумие живота». Чревоугодие — это «безумие живота». И есть еще такая пословица: нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Чревоугодие — это порок, который поражает такую нашу жизненную потребность, как питание. Так что будем осторожны с этим.
Если взглянуть на эту тему с точки зрения социальной, то чревоугодие, пожалуй, самый опасный порок, убивающий планету. Потому что грех того, кто уступает соблазну съесть лишний кусочек пирога, в общем-то не приносит большого вреда, но прожорливость, которой мы были одержимы несколько столетий подряд в отношении активов планеты, ставит под угрозу будущее каждого. Мы опрометчиво поставили на карту все, чтобы стать владельцами всего, хотя все было отдано на наше попечении, а не для нашей эксплуатации! Вот великий грех, безумие живота: мы потеряли название людей, чтобы получить другое: «потребители». И сегодня так именно говорят в общественной жизни: «потребители». Мы даже не заметили, что кто-то начал называть нас так. Мы созданы для того, чтобы быть «евхаристическими» мужчинами и женщинами, способными к благодарности, осмотрительными в использовании земли, но есть опасность превратиться в хищников, и теперь мы постепенно понимаем, что эта форма «чревоугодия» причинила миру множество вреда. Попросим же Господа помочь нам на пути воздержания, а также о том, чтобы различные формы чревоугодия не завладели нашей жизнью.
Источник: vatican.va
.