Дорогие братья и сестры!
На последних катехизациях мы говорили о том, что возвещение Евангелия – это радость, что оно для всех и что должно быть обращено к дню сегодняшнему. Теперь присмотримся к последней существенной характеристике: возвещение должно совершаться в Святом Духе. Ведь для того, чтобы «нести Бога», мало радостной достоверности свидетельства, универсальности возвещения и актуальности содержания. Без Святого Духа любое рвение напрасно и лишено истинной апостольской сущности: это только наш порыв, который не принесет плодов.
В «Evangelii gaudium» я напоминал, что «Иисус – первый и величайший евангелизатор» и что «в евангелизации любого рода первоочередная роль всегда принадлежит Богу», Который «пожелал призвать нас к сотрудничеству с Ним, стимулируя силой Своего Духа» (п. 12). Вот первенство Святого Духа! Поэтому Господь сравнивает динамизм Царствия Божьего с человеком, который «бросит семя в землю,и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он» (Мк 4, 26-27). Главное действующее – это Дух, Который всегда предшествует миссионерам и произращает плод. И осознание этого весьма утешает нас! И помогает нам сделать еще один не менее решающий вывод: в своем апостольском рвении Церковь возвещает не саму себя, а благодать, дар, а Святой Дух и есть Дар Божий, как Иисус сказал самаритянке (ср. Ин 4, 10).
Однако первенство Духа – не повод предаваться праздности. Упование не оправдывает бездействия. Жизнеспособность зернышка, прорастающего само по себе, не дает крестьянам права забыть о поле. Иисус в Своих последних наставлениях перед вознесением на небеса сказал: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями… даже до края земли» (Деян 1, 8). Господь оставил нам не богословские брошюрки или учебники по душепопечению, а Святого Духа, пробуждающего миссию. И смелая инициативность, которую Дух вдыхает в нас, толкает нас к подражанию Его стилю, который всегда отличают две характеристики: креативность и простота.
Креативность нужна для того, чтобы возвещать Иисуса с радостью всем и сегодня. В наши времена, которые не способствуют религиозному видению жизни и усложняют возвещение в самых разных регионах мира, превращая его в трудное и, на первый взгляд, бесплодное занятие, может возникнуть искушение отказаться от пастырского служения. Кое-кто ищет убежища в безопасных зонах наподобие рутинного повторения привычных дел, заманчивого закрытого мирка личной духовности или еще неверно понимаемой центральной роли литургии. Такие искушения маскируются под верность традиции, но чаще всего подобное поведение является не столько ответом на внушения Духа, сколько реакцию на собственную неудовлетворенность. Тем временем пастырская креативность, смелость в Духе, пылающая Его миссионерским пламенем, служит доказательством верности Ему. Потому-то я писал, что «Иисус Христос может также разорвать скучные схемы, в которые мы пытаемся заточить Его, чтобы заключить его в тюрьму, и застать нас врасплох Своей неизменной божественной креативностью. Каждый раз, когда мы стараемся возвратиться к источнику и вернуть изначальную свежесть Евангелия, находятся новые пути, творческие приемы, другие формы выражения, более красноречивые знаки, полные неведомого ранее значения слова, способные достучаться до современного мира» («Evangelii gaudium», 11).
Итак, креативность, а затем – простота, и именно потому, что Дух ведет нас к истоку, к «первому благовестию». Ведь именно «огонь Духа… побуждает нас поверить в Иисуса Христа, Который Своей смертью и воскресением явил и дал нам ощутить бесконечное милосердие Отца» (там же, 164). Вот суть «первого благовестия», которое «должно быть центром евангелизационных начинаний и всех попыток церковного обновления». Еще раз повторим: «Иисус Христос любит тебя, Он отдал свою жизнь, чтобы спасти тебя, и теперь живет с тобой бок о бок каждый день, чтобы просвещать, укреплять и освобождать тебя» (там же).
Братья и сестры, позволим Духу завладеть нами и будем ежедневно призывать Его: пусть Он станет принципом нашего бытия и поведения, пусть стоит в начале каждого дела, каждой встречи, собрания или возвещения. Ведь это Дух животворит и омолаживает Церковь: с Ним нам нечего бояться, потому что Он, сама гармония, всегда одновременно полон и креативности, и простоты, порождая общность и посылая на миссию, открывая нас разнообразию и ведя к единству. Он – наша сила, дыхание нашего благовествования, источник апостольского рвения. Приди, Дух Святой!
* * *
Приветствую италоязычных паломников, в том числе семинарских воспитателей, съехавшихся на курсы, организованные Дикастерией по делам евангелизации. Дорогие священники, да сопровождает вас неустанная помощь Господня, дабы эти курсы оживили ваше служение Церкви.
Рад приветствовать прихожан церкви св. Антония Падуанского в Терни и Богоматери Помпейской в Андрии. Надеюсь, что посещение апостольских гробниц пробудит в каждом новый духовный пыл.
Приветствую сотрудников “Fundación Telethon” из Мексики. Дорогие мексиканцы, призываю вас работать вместе, чтобы помочь жертвам трагедии в Акапулько, и прилагать усилия к тому, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя частью мексиканского общества. Мы должны бороться против культуры отмены и отстаивать достоинство каждого.
Наконец, приветствую также престарелых, больных, новобрачных и молодежь, особенно выпускников Института Леонардо да Винчи в Санта-Мария-Капуа-Ветере и Милаццо. Уже скоро мы будем праздновать торжество Непорочного Зачатия. Мария поверила в любовь Божью и ответила своим «да». Учитесь у нее полному доверию Господу, чтобы повсюду свидетельствовать о евангельском добре и любви.
И давайте не забывать молиться о тех, кто страдает от трагедии войны, особенно о жителях Украины, Израиля и Палестины. Война — всегда поражение. Никто не выигрывает, а проигрывают все. Только производители оружия зарабатывают.
Всем мое благословение!
Источник: vatican.va
.