«Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27, 46). Данный вопль мы сегодня вслед за литургией повторяли ответном псалме (ср. Пс 22/21/, 2), и это единственное, что Иисус произносит со креста в Евангелии, которое мы слышали. Таким образом, эти слова вводят нас в самую суть Страстей Христовых, в кульминацию страданий, которые Он снес, чтобы спасти нас. «Для чего Ты Меня оставил?»
Иисус выстрадал так много, и каждый раз, когда мы слушаем рассказ о Его Страстях, они поражают нас до самой глубины души. То были и страдания тела: вспомним о пощечинах, побоях, бичевании, терновом венце и пытке на кресте. То были и страдания души: предательство Иуды, отречение Петра, религиозные и светские приговоры, насмешки стражи, оскорбления стоящих у подножия креста, неприятие со стороны большинства, падение всего, бегство учеников. И все же при всей этой боли у Иисуса остается уверенность в одном: в том, что Отец рядом. Но в это мгновение происходит немыслимое, и перед смертью Он кричит: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Иисусу было одиноко.
Вот самое страшное страдание – страдание духа: в самый трагический момент Иисусу кажется, что Сам Бог отвернулся от Него. Ни разу прежде Он не называл Отца общепринятым именем «Бог». Чтобы донести до нас силу этого факта, Евангелие передает нам также эту фразу по-арамейски: единственную из произнесенных Иисусом на кресте, которая дошла до нас на языке оригинала. В реальности мы сталкиваемся с крайним падением: Отец отвернулся от Него, Бог отвернулся. Господь приходит, чтобы пострадать из-за любви к нам, и нам трудно даже просто понять это. Он видит закрытые небеса, переступает горестный рубеж жизни, крушение бытия, крах любого упования: и Он выкрикивает самое страшное «почему». «Боже, почему?»
«Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Глагол «оставить» в Библии имеет мощное значение. Он же звучит в моменты крайней боли: неразделенной, отвергнутой и преданной любви, в непринятых и ставших жертвами абортов детях, в ситуациях покинутости, вдовства и сиротства, в истощивших себя браках, в лишающем социальных связей изгнанничестве, в несправедливом угнетении и в одиночестве болезни. Короче говоря, тогда, когда связи самым ужасным образом разрываются. В таких случаях мы говорим: «оставил». Христос перенес это на кресте, взвалив на Себя грех мира. На пике Своего страдания Он, единородный и возлюбленный Сын, пережил самое чуждое Ему испытание: Бог оставил Его, отдалился от Него.
И почему же Он согласился на это? Ради нас, и другого ответа нет. Ради нас. Братья и сестры, сегодня мы пришли не на спектакль. Каждый из нас, слыша об одиночестве Иисуса, пусть каждый скажет себе: ради меня. Это одиночество – та цена, которую Он заплатил за меня. Он разделил участь каждого из нас до крайности, чтобы быть с нами до самого конца. Он испытал оставленность, чтобы не оставить нас в заложниках у пустоты и навсегда быть с нами. Он сделал это ради меня, ради тебя, ради того, чтобы, когда мне, тебе или кому-либо еще кажется, что мы уперлись в стену, оказались в тупике, упали в бездну одиночества, утонули в водовороте множества «почему?» безо всякого ответа, у нас была надежда. Он – ради тебя, ради меня. И это не конец, потому что Иисус был там, а теперь Он здесь, с тобой: Он пережил пропасть оставленности, чтобы принять в Своей любви любую нашу пропасть. Чтобы каждый из нас мог сказать: в моих падениях (а ведь каждый из нас падал столько раз), в моей пустыне, когда я чувствую горечь предательства со стороны других или собственного предательства, мы вспоминаем и Его бросили, предали и отвергли. И тогда мы найдем Его. Когда я чувствую свою неправоту и растерянность, когда не могу больше терпеть, Он рядом со мной, при всем множестве моих «почему?», на которые нет ответа, Он рядом.
Так Господь спасает нас из бездны наших «почему?» Там он показывает надежду, которая не подводит. Ведь на кресте, снося крайнюю оставленность, Он не впадает в отчаяние – до этого предела, а молится и уповает. Он выкрикивает свое «почему?», повтор слова псалма (22/21/, 2) и предается в руки Отца, даже если Он как будто далеко (ср. Лк 23, 46) или не слышит Его, и потому Он чувствует одиночество. В этом одиночестве Он уповает. В этом одиночестве Он по-прежнему любит Своих, которые бросили Его одного. В этом одиночестве Он прощает палачей (ср. ст. 34). Так бездна нашего неисчислимого зла тонет в величайшей любви, и любое наше разделение обращается в общность.
Братья и сестры, вот она – любовь: все ради нас до самого конца. Любовь Иисуса способна превратить наши каменные сердца в сердца плотяные. Вот любовь милосердная, нежная, сострадающая. Таков стиль Бога: близость, сострадание и нежность. Таков Бог. Всеми покинутый Христос побуждает нас искать и любить Его в покинутых. Потому что в них мы находим не просто нуждающихся, а Его Самого, покинутого всеми Иисуса – Того, Кто спас нас, снизойдя до дна нашего человеческого бытия. Он с каждым из них, покинутых, до самой смерти… Сейчас мне вспоминается так называемый «человек с улицы» – немец, умерший под колоннадой, одинокий и всеми брошенный. Для каждого из нас это и есть Иисус. Многим нужна наша близость – многим покинутым. И мне тоже нужно, чтобы Иисус приласкал меня и подошел ко мне, и потому я иду искать Его в оставленных и одиноких. Он хочет, чтобы мы заботились о братьях и сестрах, которые больше всего похожи на Него – на Него в крайнем состоянии страдания и одиночества. Сегодня, дорогие братья и сестры, так много «брошенных Христов»: целые народы, которых использовали и бросили на произвол судьбы; бедняки, которые влачат существование на перекрестках наших дорог и которым мы не осмеливаемся даже посмотреть в глаза; мигранты, у которых больше нет лиц, а только номера; отвергнутые всеми заключенные, люди, занесенные в каталоги проблем. Но есть и много брошенных Христов невидимых и скрытых, которых выбрасывают чистым и незамутненным сердцем: нерожденные дети, оставленные в одиночестве старики, может быть, твой папа или твоя мама, дедушка или бабушка, которых заперли в дом престарелых, больные, которых никто не навещает, инвалиды, которых игнорируют, молодежь, которая ощущает страшную пустоту внутри, и никто не слышит их страдающего вопля. И они не видят иного пути, помимо суицида. Сколько сегодня таких брошенных. Сколько сегодня таких Христов.
Покинутый Иисус просит нас отрывать своих глаз и сердец от покинутых. У нас, учеников Покинутого, не может быть изгоев, не может быть оставленных на произвол судьбы, потому что отверженные и изгои – живые иконы Христа, и будем помнить это. Они напоминают нам о Его необъяснимой ничем любви, Его оставленности, которая спасает нас от любого одиночества и пустоты. Братья и сестры, попросим сегодня этой благодати: умения любить покинутого Иисуса, причем любить Его во всех покинутых. Попросим благодати умения видеть, умения узнавать Господа, все еще вопиющего в них. Пусть Его голос не растворится во все поглощающей тишине безразличия. Бог не бросил нас одних, так что давайте позаботимся о тех, кто остался в одиночестве. Тогда и только тогда мы исполним желания и чувствования Того, Кто ради нас «опустошился» (Флп 2, 7: так в греческом оригинале – примечание переводчика). Он полностью опустошился ради нас.
Источник: vatican.va
.