Быть апостолами в апостольской Церкви









ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Площадь св. Петра,
среда, 15 марта 2023 г.

Катехизическое поучение. Страсть к евангелизации – апостольское рвение верующего 7: II Ватиканский собор 2: Быть апостолами в апостольской Церкви







Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Продолжим катехизацию на тему страсти к евангелизации: не просто «евангелизации», а именно страсти к евангелизации, причем, учась у II Ватиканского собора, попытаемся понять получше, что сегодня значит быть «апостолами». При слове «апостол» на ум нам приходит группа избранных Иисусом двенадцати учеников. Иногда мы называем «апостолом» какого-нибудь святого или в более общем смысле епископов: они апостолы, потому что они идут во имя Иисуса. Но сознаем ли мы, что апостолом должен быть каждый христианин? Сознаем ли мы, что это касается любого из нас? Ведь мы призваны быть апостолами, т.е. посланниками, в Церкви, которую в «Символе веры» исповедуем как апостольскую.

Итак, что значит быть апостолом? Это значит быть посланным на миссию. Образцовым и основополагающим событием здесь служит момент, когда воскресший Христос посылает Своих апостолов в мир, вручая им силу, которую Он Сам получил от Отца, и даруя им Своего Духа. В Евангелии от Иоанна читаем: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (20, 21-22).

Другим фундаментальным аспектом апостольства является призвание, т.е. зов. Так было с самого начала, когда Господь Иисус «позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему» (Мк 3, 13). Он сделал из них группу, дав им наименование «апостолы», чтобы они были с Ним и чтобы посылать их на миссию (ср. Мк 3, 14; Мф 10, 1-42). Св. Павел в своих посланиях представляется так: «Павел, призванный апостол», то есть «посланный» (1 Кор 1, 1), и в другом месте: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию» (Рим 1, 1). И настаивает на том факте, что он – «апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых» (Гал 1, 1). Бог призвал его от утробы его матери возвещать Евангелие среди народов (ср. Гал 1, 15-16).

Опыт двенадцати апостолов и свидетельство Павла взывают сегодня и к нам. Они побуждают нас присмотреться к собственному поведению, присмотреться к нашим решениям и выборам с точки зрения этих незыблемых истин: все зависит от бескорыстного зова Божьего. Бог избирает нас и на те служения, которые порой как будто бы превосходят наши возможности или не отвечают нашим ожиданиям. На призвание, полученное как бескорыстный дар, нужно отвечать бескорыстно.

«Христианское призвание по своей природе есть также призвание к апостольству», – говорит  собор (декрет «Apostolicam actuositatem» [АА], 2). Речь идет об общем призвании, как есть «общее достоинство членов в силу их возрождения во Христе, общая благодать усыновления, общее призвание к совершенству, одно спасение, одна надежда и одна нераздельная любовь» («Lumen gentium» [LG], 32).

Это призвание касается и тех, кто принял таинство рукоположения, и монашествующих, и каждого верного мирянину, будь то мужчина или женщина – это призвание обращено ко всем. Сокровище, которое было дано тебе вместе с твоим христианским призванием, ты обязан передать: вот динамика призвания, вот динамика жизни. Это призвание наделяет способностью активно и творчески исполнять собственную апостольскую миссию в лоне Церкви, в которой «существует многообразие служения, но единство миссии. Апостолы и их преемники получили от Христа задачу учить, освящать и управлять во имя Его и Его властью. Но и миряне (т.е. все вы, большинство из вас – миряне), соделанные причастниками священнического, пророческого и царского служения Христа, выполняют в Церкви и в мире свою часть миссии всего народа Божия» (АА, 2).

Как же в этом контексте собор понимает сотрудничество мирян с иерархией? Что он имеет в виду? Это простая стратегия адаптации к возникающим новым реалиям? Вовсе нет, ни в коем случае: речь идет о чем-то большем, что превосходит изменчивые обстоятельства и сохраняет свою актуальность и для нас. Церковь такая – она апостольская.

В контексте единства миссии многообразие харизм и служений не должно создавать внутри тела Церкви каких-то привилегированных категорий: в ней нет карьерного роста, и если ты видишь христианскую жизнь как карьеру, если думаешь, что вышестоящий командует другими, потому что ему удалось вскарабкаться вверх, то это не христианство. Это чистое язычество. Христианское призвание – не карьера, ни в коем случае! Это нечто другое. Это нечто великое, потому что, хотя некоторые по воле самого Христа поставлены на более важное место и «становятся для других учителями, домоправителями тайн и пастырями, между всеми царит истинное равенство в отношении достоинства и общего всем верующим делания по созиданию Тела Христова» (LG, 32). У кого больше достоинства в Церкви: у епископа, у священника? Нет… Все мы – христиане для служения другим. Кто важнее в Церкви: монахиня или обычный человек, простой крещеный, ребенок, епископ…? Все равны, мы равны, и если одна часть считает себя важнее других и задирает немного нос, то она ошибается. Не таково призвание Иисуса. Призвание, которое Иисус дает всем, в том числе и тем, кто вроде занимает самые высокие места – это служение, служение другим, самоуничижение. Если увидишь человека, у которого в Церкви более высокое призвание, и он тщеславится этим, то скажи ему: «Бедняга», молись о нем, потому что он не понял, что такое призвание Божье. Призвание Божье – это поклонение Отцу, любовь к общине и служение. Вот что значит быть апостолами, вот свидетельство апостолов.

Тема равного достоинства заставляет нас переосмыслить многие аспекты наших отношений, которые имеют решающее значение для евангелизации. Например, осознаем ли мы, что своими словами можем унижать достоинство других, тем самым разрушая отношения внутри Церкви? Пытаясь вести диалог с миром, умеем ли мы вести диалог и между нами самим, верующими? Или в приходе один идет против другого, злословит другого, чтобы вскарабкаться повыше? Умеем ли мы слушать, чтобы понять доводы другого, или навязываем свое, когда, возможно, даже говорим какие-то глупости? Слушать, смиряться, быть слугами другим – вот что значит служить, вот что значит быть христианином, вот что значит быть апостолом.

Дорогие братья и сестры, давайте не бояться задавать себе эти вопросы. Давайте избегать тщеславия – тщеславия должностей. Эти слова могут помочь нам проверить, насколько мы воплощаем в жизнь наше крещальное призвание, насколько мы живем как апостолы в апостольской Церкви, которая служит другим.

Источник: vatican.va









.