ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Площадь св. Петра,
среда, 8 марта 2023 г.
Добрый день, дорогие братья и сестры!
В ходе последней катехизации мы видели, что первый «собор» в истории Церкви, а это был такой же собор, как и II Ватиканский… Итак, первый собор был созван в Иерусалиме для обсуждения вопроса, связанного с евангелизацией, то есть проповедью благовестия неевреям. Считалось, что только евреям следует возвещать Евангелие. В XX в. II Ватиканский вселенский собор описал Церковь как народ Божий, паломничающий во времени и миссионерский по своей природе (ср. декрет «Ad gentes», 2). Что это значит? Первый и последний соборы соединяет некий мост в знамении евангелизации – мост, архитектором которого является Святой Дух. Давайте послушаем сегодня II Ватиканский собор, чтобы открыть для себя, что евангелизация – это всегда церковное служение и ни в коем случае не одиночное, изолированное, индивидуалистическое. Она всегда осуществляется in ecclesia (лат.: в Церкви – прим. ред.), т.е. в общине, причем без прозелитизма, потому что это не евангелизация.
Ведь благовестник всегда передает то, что он или она получили сами. Впервые писал об этом св. Павел: Евангелие, которое он возвещал, которое получали общины и в котором оставались тверды, то же, которое в свое время принял апостол (ср. 1 Кор 15, 1-3). Веру получают и передают веру. Данный церковный динамизм передачи Учения является обязательным и гарантирует подлинность христианского благовестия. Тот же Павел пишет галатам: «Если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (1, 8). Прекрасные слова, при которых сразу вспоминается столько модных сейчас течений…
Церковное измерение евангелизации, таким образом, является критерием верификации апостольского рвения. И эта верификация необходима, так как искушение действовать «в одиночку» всегда подстерегает нас, особенно когда путь становится труднопреодолимым, и мы чувствуем тяжесть задачи. Не менее опасно искушение идти более легкими псевдоцерковными путями, перенять мирскую логику чисел и опросов, полагаться на силу наших идей, программ, структур, «важных связей». Так не пойдет, это должно немного помочь, но основа – та сила, которую Дух дает тебе для возвещения истины Иисуса Христа, возвещения Евангелия. Все прочее вторично.
А теперь, братья и сестры, напрямую обратимся к учению II Ватиканского собора, перечитав некоторые пункты декрета «Ad gentes» (AG) – документа о миссионерской деятельности Церкви. Эти тексты всецело сохраняют свою ценность и в нашем сложном и многогранном контексте.
Прежде всего, этот документ, AG, призывает видеть в любви Бога Отца источник, который «по Своей безмерной огромной и милосердной освобождающей благости нас сотворил и, сверх того, по благодати призвал нас к сопричастию Его жизни и славе. Таково наше призвание. Он из чистой щедрости излил и непрестанно изливает Свою божественную благость так, чтобы Тот, Кто Творец всех, был и “все во всех” (1 Кор 15, 28), достигая и Своей славы, и нашего блаженства» (п. 2). Этот отрывок имеет фундаментальное значение, так как говорит, что адресатом любви Отца является каждый человек. Любовь Божья не только для какой-то группки, нет… Она для всех. Хорошо запомните и умом, и сердцем это слово: все, все безо всяких исключений. Так говорит Господь. И эта любовь к каждому человеку достигает каждого мужчины и каждой женщины посредством миссии Иисуса, Посредника спасения и нашего Искупителя (ср. AG, 3), и посредством миссии Святого Духа (ср. AG, 4), Который, т.е. Святой Дух, действует в каждом: и в крещеных, и в некрещеных. Святой Дух действует!
Кроме того, собор напоминает, что задача Церкви – продолжать миссию Христа, «Который был послан благовествовать нищим. Поэтому, – продолжает документ «Ad gentes», – Церковь, побуждаемая всегда Духом Святым, Духом Христа, должна следовать тем же путем, которым следуют Они, т.е. путем нищеты, послушания, служения и самопожертвования до самой смерти, из которой Он Своим воскресением вышел победителем» (AG, 5). Если Церковь остается верна этому «пути», то ее миссия – это «явление, т.е. епифания, и исполнение Божия замысла в мире и в истории» (AG, 9).
Братья и сестры, эти краткие наброски помогают нам понять также церковный смысл апостольского рвения каждого ученика-миссионера. Это апостольское рвение – не просто энтузиазм, а нечто другое. Это благодать Божья, которую мы должны хранить. Нам нужно понять данный смысл, потому что в народе Божьем, паломнике и благовестнике, нет активных субъектов и пассивных субъектов. Нет тех, кто так или иначе проповедует, возвещает Евангелие, и тех, кто молчит. Нет. «Каждый крещеный, – гласит «Evangelii gaudium», – независимо от его места в Церкви и уровня подготовки в вопросах веры является активным субъектом евангелизации» (апостольское увещевание «Evangelii gaudium», 120). Ты – христианин ? «Да, я крещен…». А ты благовествуешь? «А что это значит…?» Если ты не благовествуешь, если ты не даешь свидетельство, если ты не свидетельствуешь о крещении, которое получил, о вере, которую дал тебе Господь, то ты – плохой христианин. В силу полученного крещения и последующей инкорпорации в Церковь каждый крещеный участвует в миссии Церкви и в ней в миссии Христа – Царя, Священника и Пророка. Братья и сестры, эта задача «одна и та же везде и во всех условиях, хотя по обстоятельствам и не осуществляется одинаково» (AG, 6). Это говорит нам о том, что нельзя твердеть и каменеть, и избавляет от этого беспокойства, которое не от Бога. Миссионерское рвение верующего также выражается как творческий поиск новых способов благовестия и свидетельства, новых способов достучаться до израненного человечества, о котором заботится Христос: одним словом, новых способов служения Евангелию и человечеству. Евангелизация – это служение. Если человек называет себя благовестником, но у него нет этого подхода, этого сердца служителя, и он мнит себя хозяином, то он – не благовестник, нет… Это несчастный бедняга.
Восхождение к источнику любви Отца и миссиям Сына и Святого Духа не замыкает нас в пространстве статичного личного спокойствия. Напротив, это побуждает нас осознать безвозмездность дара полноты жизни, к которой мы призваны – того дара, за который мы восхваляем и благодарим Бога. Этот дар не только для нас, но и для того, чтобы передавать его другим. И он помогает нам также все полнее жить тем, что мы получили, с чувством ответственности делясь этим с другими и вместе идя по часто извилистым и трудным дорогам истории в бдительном и деятельном ожидании свершения этого дара. Попросим у Господа той благодати, чтобы мы приняли свое христианское призвание и благодарили Господа за то, что Он дал нам, за это сокровище, стараясь передать его другим.