ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Зал Павла VI,
среда, 11 января 2023 г.
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы начинаем новый цикл катехизации, посвященный злободневной и решающей для христианской жизни теме: страсти к евангелизации, т.е. апостольскому рвению. Это жизненно важное измерение для Церкви: ведь община учеников Иисуса рождается апостольской, рождается миссионерской, а не прозелитической, и с самого начала мы должны бы различать эти понятия. Быть миссионерской, быть апостольской, евангелизировать – это не то же самое, что заниматься прозелитизмом, между этими вещами нет ничего общего. Это жизненно важное для Церкви измерение: община учеников Иисуса рождается апостольской и миссионерской. Святой Дух формирует ее исход – Церковь исходящую, идущую наружу, чтобы она не сворачивалась в себе, а шла вовне как заразительный свидетель Иисуса. Верой тоже заражаются, потому что она стремиться распространить свой свет до краев земли. Но может случиться так, что апостольский запал, желание достичь других с благой евангельской вестью притухает, подстывает. Порой христиане как будто затмеваются, замыкаются в себе, не думают о других. Но, когда христианская жизнь теряет из виду горизонты евангелизации, горизонты возвещения, она чахнет: закрывается сама в себе, живет для себя, атрофируется. Без апостольского рвения вера увядает. Миссия же – это кислород христианской жизни, она тонизирует ее и очищает. Так что давайте начнем процесс возрождения страсти к благовествованию, отталкиваясь от Писаний и учения Церкви, т.е. черпая из источников апостольского рвения. А потом обратимся к живым источникам, к свидетелям, вновь зажегшим в Церкви страсть к Евангелию, чтобы они помогли нам раздуть тот огонь, которым мы всегда должны пылать, как того хочет Святой Дух.
И сегодня мне хотелось бы начать с евангельского эпизода в каком-то смысле символического, мы как раз слышали его: призвание апостола Матфея, о котором рассказывает он сам в своем Евангелии в зачитанном отрывке (ср. 9, 9-13).
Все начинается с Иисуса, Который «увидел, – как сказано в тексте, – человека». Мало кто видел Матфея таким, каков он есть: его знали как того, кто «сидит у сбора пошлин» (ст. 9). Он, действительно, был сборщиком налогов: т.е. одним из тех, кто собирал дань во имя Римской империи, оккупировавшей Палестину. Другими словами, он был коллаборантом, предавшим свой народ. Можно представить себе, с каким презрением относились к нему люди: он был «мытарем» – так его называли. Но в глазах Иисуса Матфей – это человек с его убогостью и его величием. Обратите внимание на это: Иисус не останавливается на эпитетах, а всегда ищет субъект. «Этот – грешник, этот – такой-сякой…». Все это эпитеты: Иисус смотрит на личность, в сердце, на конкретного человека, конкретного мужчину, конкретную женщину, Он смотрит в сущность, на субъект и никогда на эпитеты, не обращает внимания на них. И, хотя Матфея от окружающих отделяет пропасть, потому что они видя только эпитет «мытарь», Иисус идет к нему, потому что Бог любит каждого человека. «Даже это ничтожество?» Да, и это ничтожество тоже. Более того, Он пришел специально ради этого ничтожества, как гласит Евангелие: «Я пришел ради грешников, а не ради праведников». Этот прекрасный взгляд Иисуса, Который видит в другом, кем бы он ни был, предмет любви, и есть начало страсти к благовествованию. Все начинается с этого взгляда, который мы перенимаем от Иисуса.
Мы могли бы спросить себя: а каким взглядом мы смотрим на других? Как часто мы видим лишь их недостатки, а не нужды; как часто мы наклеиваем этикетки на людей из-за того, что они делают или думают! Мы как христиане даже говорим себе: «Этот из наших или не из наших?» Не так видит Иисус: Он на каждого всегда смотрит с милосердием и даже более – с любовью. И христиане призваны подражать Христу, смотря, как Он, особенно на так называемых «далекие». Ведь и рассказ о призвании Матфея заканчивается такими словами Иисуса: «Я пришел призвать не праведников, но грешников» (ст. 13). Так что, если все мы чувствуем себя праведниками, то Иисус далеко от нас: Он идет к нам ограниченным и убогим, чтобы исцелить нас.
Итак, все начинается со взгляда Иисуса, Который «увидел человека», Матфея. Затем следует второй этап – движение. Сначала взгляд: Иисус увидел, потом второй этап – движение. Матфей собирал пошлину, но Иисус сказал ему: «Следуй за Мною». И тот «встал и последовал за Ним» (ст. 9). Обратим внимание на то, как текст подчеркивает, что он «встал». Почему же так важна эта деталь? Потому что в те времена сидевший имел власть над другими, которые стояли перед ним, чтобы слушать, что он скажет, или, как в данном случае, заплатить пошлину. У сидевшего была власть. И первое, что делает Иисус, отрывает Матфея от власти: сидевшего и принимавшего других Он побуждает начать движение к ним, не получать, нет, а идти к другим. Господь побуждает его оставить позицию господства, чтобы поставить его наравне с братьями и раскрыть перед ним горизонты служения. Так Он поступает, и это фундаментально важно для христиан: мы – ученики Иисуса, Церковь – сидим и ждем, когда люди придут к нам, или же находим в себе силы встать, пойти с другими, искать других? Говорить себе: «Пусть приходят, я буду здесь, если они придут» – это совсем нехристианская позиция. Нет, иди искать их, сделай первый шаг.
Один взгляд – Иисус увидел, одно движение – встает, а третье – цель. Куда идет Матфей, встав и последовав за Иисусом? Можно представить себе, что, изменив жизнь этого человека, Учитель поведет его к новым встречам, новым духовным переживаниям. Нет, по крайней мере, не сразу. Сначала Иисус идет к нему домой, и Матфей устраивает дляя Него «большое угощение», на которое приходит «множество мытарей» (Лк 5, 29), т.е. таких же людей, как сам хозяин. Он возвращается в свою среду, но возвращается преображенным и с Иисусом. Его апостольское рвение начинается не с нового места, идеального и далекого, а оттуда, где он живет, с людей, которых знает. Вот урок дл нас: не нужно дожидаться, когда мы достигнем совершенства и пройдем долгий путь за Иисусом, чтобы свидетельствовать о Нем. Наше благовестие начинается сегодня там, где мы живем. И оно не начинается с попыток убедить других: не убедить, а каждый день свидетельствовать о красоте Любви, взглянувшей на нас и поднявшей, и именно эта красота, демонстрирование этой красоты убедит людей – демонстрирование не нас, а Самого Господа. Мы – вестники Господни, мы возвещаем не себя, не политическую партию, не идеологию, нет: мы возвещаем Иисуса. Нужно привести людей ко встрече с Иисусом, не убеждая их, а предоставляя Господу их убедить. Ведь, как учил нас Папа Бенедикт, «Церковь не занимается прозелитизмом. Она развивается скорее в силу притягательности» (проповедь на Мессе открытия V Генеральной конференции епископата Латинской Америки и Карибских островов, Апаресида, 13 мая 2007 г.). Не забывайте об этом: когда вы видите христиан, занимающихся прозелитизмом, составляющих списки людей, которых нужно обойти…, это не христиане, а язычники: они маскируются под христиан, но сердца у них языческие. Церковь растет не благодаря прозелитизму, она растет в силу притягательности. Мне вспоминается, как однажды из больницы в Буэнос-Айресе ушли сестры, которые там работали, потому что их было мало, и они уже не могли заниматься больницей. Тогда приехала община сестер из Кореи, не помню точно день, пусть будет в понедельник. Они заселись в дом прежних сестер и во вторник пришли навестить в больницу, но ни слова не говорили по-испански, только по-корейски. А пациенты радовались и говорили: «Какие же молодцы эти сестры, вот молодцы так молодцы!» «А что тебе сказала-то сестра?» «Ничего, но она говорила со мной взглядом, принесла мне Иисуса». Мы должны нести не себя самих, а взглядом, делом нести Иисуса. Вот в чем состоит притягательность – противоположность прозелитизма.
Такое притягательное свидетельство, такое радостное свидетельство – это та цель, к которой Иисус ведет нас Своим любящим взглядом и побуждением идти наружу, которое вдыхает в наши сердца Его Дух. А нам стоит подумать, похож ли наш взгляд на взгляд Иисуса, притягивает ли он людей, приближает ли их к Церкви. Подумаем об этом.