«Родился от женщины» (Гал 4, 4).
Когда в полноте времени Бог стал человеком, Он не снизошел в мир с небесных высот, а родился от Марии. Он родился не в женщине, а от женщины. Это сущностно разные вещи: это значит, что Бог пожелал принять плоть от нее. Не использовал ее, а попросил ее «да», ее согласия. И вместе с ней начал медленный путь вынашивания свободного от греха и полного благодати и истины, полного любви и верности человеческого естества: прекрасного, доброго и истинного человеческого естества по образу и подобию Божьему, но сотканного из нашей плоти, данной Марией. Никогда без нее, всегда с ее согласия: в свободе, бескорыстии, уважении и любви.
И такой путь Бог избрал, чтобы войти в мир, войти в историю – такой способ. И способ важен: так же важен, как сам факт Его пришествия. Богоматеринство Марии – девственное материнство, плодоносная девственность – этот путь являет крайнее уважение Бога к нашей свободе. Он, сотворивший нас без нас, не желает спасти нас без нас (ср. св. Августин, «Слово» CLXIX, 13).
Такой способ пришествия ради нашего спасения – это тот путь, ступить на который он зовет и нас, дабы нам следовать за Ним и вместе с Ним продолжать ткать новое, свободное и примиренное человечество. Вот нужное слово: примиренное человечество. Вот манера, способ отношений между нами, который порождает многочисленные человеческие добродетели надлежащего и достойного сосуществования. Одной из таких добродетелей является доброта как образ жизни, способствующий братству и социальной дружбе (ср. окружное послание «Все братья», 222-224).
И, когда мы говорим о доброте, мысль невольно обращается к дражайшему почетному Папе Бенедикту XVI, который покинул нас сегодня утром. С волнением мы вспоминаем этого такого благородного и такого доброго человека. И ощущаем в сердце великую благодарность: благодарность Богу за то, что даровал его Церкви и миру, благодарность ему самому за все добро, которое он совершил, и, прежде всего, за свидетельство веры и молитвы, особенно в последние годы его уединенной жизни. Одному Богу известны ценность и силу его заступничества и его жертв, принесенных во благо Церкви.
В этот вечер мне хотелось бы снова напомнить, что доброта – это также гражданская добродетель, и здесь я особенно имею в виду нашу Римскую епархию.
Доброта – это важный фактор культуры диалога, а диалог необходим для того, чтобы жить в мире, жить как братья, которые не всегда соглашаются друг с другом (и это нормально), но, тем не менее, говорят друг с другом, слушают друг друга и пытаются понять, идти навстречу друг другу. Просто подумаем о том, «каким был бы наш мир без терпеливого диалога множества великодушных людей, объединявших семьи и общества. Упорный и смелый диалог не станет темой новостей, как разногласия и конфликты, но зато незаметно помогает миру жить лучше» (там же, 198). Итак, доброта – это составляющая диалога. Это не просто вопрос «хорошего тона», не просто вопрос «этикета», не проявление галантности… Нет, не это имеется в виду, когда мы говорим о доброте. Речь идет о добродетели, которую нужно вновь и вновь приобретать и практиковать изо дня в день, идя против течения и очеловечивая наши общества.
Вред потребительского индивидуализма очевиден всем. И самый серьезный вред состоит в том, что мы воспринимаем других, окружающих нас людей как препятствия для нашего спокойствия, нашего комфорта. Другие «беспокоят» нас, мешают, отнимают время и средства, которые мы могли бы использовать для того, чтобы делать то, что нравится. Индивидуалистическое и потребительское общество имеет тенденцию к агрессии, потому что другие – это конкуренты, с которыми приходится соревноваться (ср. там же, 222). Тем не менее, как раз в таких наших обществах, в самых сложных ситуациях, оказываются люди, которые доказывают, что «все еще можно выбрать доброту», и тем самым своим образом жизни «становятся звездами, что сияют во тьме» (там же).
Св. Павел в том же Послании к Галатам, отрывок из которого читался на этой литургии, говорит о плодах Святого Духа и среди них упоминает один, который называет греческим словом «χρηστóτης» (ср. 5, 22). Вот что мы можем понимать под «добротой»: доброжелательное поведение, которое поддерживает и утешает других, избегая любой резкости и жестокости. Это такое отношение к ближнему, которое старается не навредить другим словом или делом, облегчать их трудности, воодушевлять, поддерживать, утешать и никогда не унижать, не огорчать и не презирать (ср. «Все братья», 223).
Доброта – это противоядие от некоторых патологий наших обществ: противоядие от жестокости, которая, к сожалению, может подобно яду проникать в сердца и отравлять отношения; противоядие от страха и разобщающего безумия, которые заставляют нас концентрироваться на себе и закрывают для других (ср. там же, 224). Эти «болезни» нашей повседневной жизни делают нас агрессивными, лишают способности сказать «разреши», «прости» или просто «спасибо». Три таких столь человеческих слова, позволяющих нам сосуществовать: «разреши», «прости», «спасибо». Эти три слова позволяют сохранять мир и человеческую дружбу. Это слова доброты: «разреши», «прости», «спасибо». Нам не помешало бы задуматься, как часто мы используем их в своей жизни: «разреши», «прости», «спасибо». И потому, встречая на улице, в магазине или офисе доброго человека, мы поражаемся, нам это кажется маленьким чудом, потому что, к сожалению, доброта уже не слишком распространена. Но, слава Богу, есть еще добрые люди, которые способны отложить свои заботы в сторону, чтобы уделить внимание другим, подарить улыбку, слово поддержки, выслушать кого-то, кому нужно довериться кому-то и излить душу (ср. там же).
Дорогие братья и сестры, думаю, что возвращение доброты как личной и гражданской добродетели может помочь в улучшить жизнь в семьях, общинах, городах. Вот почему в преддверие Нового года мне хотелось бы пожелать, чтобы все мы, живущие в г. Риме, росли в этой добродетели – доброте. Опыт учит, что она, превратившись в образ жизни, может творить здоровую жизнь, очеловечивать общественные отношения, устраняя агрессию и равнодушие (ср. там же).
Посмотрим на икону Приснодевы Марии. Сегодня и завтра здесь, в базилике св. Петра, мы сможем также почитать ее образ Карминской Богоматери из Авильяно, что неподалеку от Потенцы. Давайте не воспринимать тайну богоматеринства как нечто вполне естественное! Пусть нас удивляет выбор Бога, Который мог бы явиться в этот мир тысячами разных способов, которые показали бы Его могущество, но Он пожелал быть зачатым в полной свободе в лоне Марии, пожелал формироваться девять месяцев, как любой ребенок, и, в конце концов, родиться от нее – родиться от женщины. Не стоит второпях проходить мимо этой тайны, давайте остановимся, чтобы посозерцать и поразмышлять, потому что это суть тайны спасения. Постараемся перенять «метод» Бога, Его бесконечное уважение, Его доброту, потому что богоматеринство Девы – это путь к более человечному миру.