Хорошего воскресенья, дорогие братья и сестры!
Евангелие этого третьего воскресенья Адвента рассказывает нам, как Иоанн Креститель, сидя в заточении, послал своих учеников спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф 11, 4). Да, Иоанн, услышав о делах Иисуса, терзается сомнениями, Мессия это или нет. Ведь он представлял себе сурового Мессию, который, когда придет, будет со всем своим могуществом вершить правосудие, наказывая грешников. А Иисус Своими словами и поступками являет сострадание ко всем, и в центре Его деяний стоит всепрощающее милосердие, благодаря которому «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (ст. 5). Впрочем, нам не помешает немного призадуматься над этим кризисом, который переживал Иоанн Креститель, потому что он может сказать кое-то важное и нам.
Текст подчеркивает, что Иоанн находится в тюрьме, и это не просто физическое место, а некое указание на его внутреннее состояние: в тюрьме царит мрак, в котором трудно видеть ясно и далеко вперед. Действительно, Креститель уже не может распознать в Иисусе долгожданного Мессию. Охваченный сомнениями, он отправляет учеников проверить: «Идите и посмотрите, Мессия это или нет». Удивительно, что такое происходит именно с Иоанном, который крестил Иисуса в Иордане и указал на Него своим ученикам как на Агнца Божьего (см. Ин 1, 29). Но это значит, что даже самые великие верующие проходят темными туннелями сомнений. И это не обязательно плохо, а, на самом деле, порой прямо необходимо для духовного роста: такие этапы помогают нам понять, что Бог всегда превыше наших представлений о Нем, свершаемые Им деяния застают врасплох, как бы мы не пытались просчитать их, Он всегда ведет Себя не так, как нужно нам, превосходя все наши ожидания. И потому мы не можем перестать искать Его и обращаться к Его истинному лику. Один великий богослов говорил, что Бога «приходится все время поэтапно открывать…, порою даже думая, что потеряли Его» (А. де Любак, «На путях Божиих»). Так и Креститель: усомнившись, снова ищет Его, вопрошает, «спорит» с Ним и, наконец, заново открывает Его. В двух словах, Иоанн, которого Иисус назвал величайшим из рожденных женщинами (ср. Мф 11, 11), учит нас не запирать Бога в наши схемы. Всегда есть такая опасность, такое искушение: сделать себе бога по собственной мерке, прикладного бога для своих нужд. Но Бог – это некто другой.
Братья и сестры, и мы иногда можем оказаться в его положении, в некоей внутренней тюрьме из-за неспособности принять новое в Господе, из-за уверенности в том, что мы все уже знаем о Нем, которая и держит нас в плену. Дорогие братья и сестры, нам никогда не узнать всего о Боге, никогда! Возможно, в наших головах есть Бог могущественный, Который делает, что хочет, но нет Бога смиренной кротости, Бога милосердия и любви, Который постоянно входит в нашу жизнь, уважая при этом нашу свободу и наш выбор. Возможно, он приходит и к нам так, что мы говорим Ему: «Неужели это Ты, такой смиренный – тот самый Бог, Который идет спасти нас?» Нечто подобное может случиться с нами и в отношениях с братьями: у нас есть свои идеи, свои предрассудки, и мы навешиваем на других, особенно на тех, кто отличается от нас, сухие ярлыки. И в этом случае Адвент – это время переворота взглядов, когда мы открываемся для того, чтобы изумиться величию милосердия Божьего. Изумление: Бог всегда изумляет. Мы видели это совсем недавно в программе «По образу Его», в которой речь шла об изумлении. Бог – это всегда Тот, Кто пробуждает в тебе изумление. Адвент – это время, когда мы, готовя вертеп для Младенца Иисуса, вновь узнаем, Кто такой наш Господь, время выйти за рамки привычных схем, привычных предрассудков по поводу Бога и братьев. Адвент – это время, когда мы, вместо того чтобы думать о подарках для себя, можем дарить слова и жесты утешения израненным, как поступал Иисус со слепыми, глухими и хромыми.
И пусть Богоматерь возьмет нас за руку, как мама… Пусть она возьмет нас за руку в эти дни подготовки к Рождеству и поможет нам увидеть в маленьком Младенце величие Бога, Который грядет.
______
После молитвы Папа Франциск благословил статуи Иисуса для вифлиемок, которые принесли со своих домов дети и молодежь.
.