По окончании общей аудиенции Папа Франциск напомнил о взрыве 4 июля 2020 года в столице Ливана, в результате которого погибли более 200 человек и более 6000 получили ранения. Он попросил польских верующих молиться за мир в Украине во время пеших паломничеств к Марианским святыням.
ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Зал Павла VI,
среда, 3 августа 2022 г.
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми мыслями, навеянными мне моей апостольской поездкой в Канаду в последние дни. Эта поездка была непохожа на другие. Ведь ее главной целью было встретиться с коренными народами, чтобы выразить им мою симпатию и боль и попросить прощения…, попросить прощения за зло, которое причинили им те христиане, среди них и множество католиков, которые в прошлом участвовали в реализации проводимо властями той эпохи политики принудительной ассимиляции и эмансипации.
В этой связи в Канаде запущен был процесс написания новой страницы на том пути, по которому Церковь уже давно идет вместе с коренными народами. Это немного поясняет и девиз этой поездки – «Идти вместе». Путь примирения, исцеления, предполагающий знание истории, выслушивание выживших, осознание и, прежде всего, обращение, изменение мышления. Изучение истории показывает, что, с одной стороны, некоторые мужчины и женщины в Церкви принадлежали к числу наиболее решительных и смелых защитников достоинства коренных жителей, отстаивая их права и внося свой вклад в познание их языков и культуры. Но, с другой стороны, были, к сожалению, и такие христиане – священники, монахи и монахини, миряне, которые участие в реализации программ, которые сегодня мы считаем неприемлемыми и даже противными Евангелию. И потому я отправился туда, чтобы просить прощения от имени Церкви.
Так что это было покаянное паломничество. Было много радостных моментов, но общий смысл и тон составляли размышление, покаяние и примирение. Четыре месяца назад я принимал в Ватикане отдельные группы представителей коренных народов: всего было шесть встреч, которые помогли немного подготовиться к этой поездке.
Паломничество проходило в три важных этапа: первый – в Эдмонтоне на западе страны, второй – в Квебеке на востоке, и третий – на севере в Икалуите примерно в 300 км от Полярного круга. Первая встреча состоялась в Масквасисе, что значит «медвежий холм». Туда со всей страны съехались лидеры и члены основных групп коренных народов: первых народов, метисов и инуитов. Вместе мы вспомнили: добрую тысячелетнюю историю этих народов, прожитую ими в гармонии с их землей. Это одна из тех самых прекрасных вещей, которыми отличаются коренные народы – гармония с землей. Они никогда не злоупотребляют творением, никогда. В гармонии с землей. А также мы собрали болезненные воспоминания о пережитом ими насилии вследствие политики культурной ассимиляции, в том числе в школах-интернатах.
После подобных воспоминаний вторым шагом на нашем пути стало примирение. Не компромисс между нами – это была бы иллюзия, театральное представление. Мы позволили примирить нас Христу, Который есть мир наш (ср. Еф 2, 14). Мы сделали это, отталкиваясь от образа дерева, играющего центральную роль в жизни и символике коренных народов.
Память, примирение, а затем исцеление. Этот третий шаг мы сделали, пройдясь по берегу Озера св. Анны как раз в день праздника свв. Иоакима и Анны. Мы все можем черпать во Христе – источнике живой воды, и в Нем, в Иисусе, мы ощутили близость Отца, подающего нам исцеление ран и прощение грехов.
На этом пути памяти, примирения и исцеления рождается надежда для Церкви в Канаде и всюду. И там образ эммаусских учеников, которые, пройдясь с воскресшим Иисусом, вместе с Ним и с Его помощью сменили крах на надежду (ср. Лк 24, 13-35).
Как я уже говорил в начале, путь, который мы прошли вместе с коренными народами, стал главным стержнем этой апостольской поездки. На этом пути были две встречи с поместной Церковью и с властями страны, которым мне вновь хотелось бы выразить мою искреннюю благодарность за их огромную открытость и тот сердечный прием, которые они оказали мне и моим сотрудникам. То же касается и епископов. Властям, лидерам коренных народов и готовности Святого Престола и местных католических общин поддерживать исконные культуры адоптированными духовными практиками с учетом народных обычаев и языков. Одновременно я обратил внимание на то, как колонизаторское мышление проявляет себя и сегодня в различных формах идеологической колонизации, угрожающей традициям, истории и религиозным связям народов, уничтожая различия, концентрируясь только на настоящем и часто пренебрегая долгом перед самими слабыми и ранимыми. Таким образом, речь идет о восстановлении здорового баланса, восстановлении гармонии, которая является чем-то большим, чем простой баланс, чем-то совсем иным: необходимо восстановить гармонию между современностью и культурами предков, между миром сим и духовными ценностями. И это напрямую касается миссии Церкви, посланной свидетельствовать всему миру, «сеять» всеобщее братство при уважении и поддержке местных культур с их огромными богатствами (ср. окружное послание “Fratelli tutti”, 142-153). Я уже говорил это, но мне хотелось бы вновь выразить мою благодарность гражданским властям, госпоже генерал-губернатору, премьер-министру, локальным властям тех мест, где я побывал: очень благодарен им за то, как они помогли в реализации целей и мероприятий, о которых я упоминал. И мне хотелось бы поблагодарить епископов, прежде всего, за единство епископата: цели этой поездки удалось осуществить благодаря единству епископов, а там, где есть единство, можно идти вперед. Поэтому мне хотелось бы подчеркнуть это и поблагодарить епископов Канады за такое единство.
И знаком надежды стала последняя встреча на земле инуитов с молодежью и престарелыми. И уверяю вас, что на этих встречах, особенно последней мне довелось почувствовать, как из этих людей льется боль: из престарелых, потерявших из-за этой политики ассимиляции своих детей и не даже знающих, где они похоронены. То был очень болезненный момент, но нужно было посмотреть в глаза: нам нужно посмотреть в глаза нашим ошибкам, нашим грехам. И в Канаде есть этот ключевой бином, молодые и престарелые, это знамение времени: молодые и престарелые в диалоге, чтобы вместе пройти историю между памятью и пророчеством, которые согласуются друг с другом. Сила и мирные дела туземцев Канады пусть станут примером для всех коренных народов, чтобы они не замыкались в себе, а вносили свой незаменимый вклад в созидание более братского человечества, умеющего любить творение и Творца в гармонии с творением, в гармонии между всеми вами.
___________________
ОБРАЩЕНИЕ
Завтра исполняется вторая годовщина со дня взрыва в порту Бейрута. Мысленно я с родными жертв этого несчастья и с дорогим моему сердцу ливанским народом: молюсь о том, чтобы каждый смог найти утешение в вере и поддержку в справедливости и истине, которую никогда нельзя скрывать.
Надеюсь, что Ливан при помощи международного сообщества продолжит свой путь «возрождения», храня верность своему призванию к тому, чтобы быть страной мира и плюрализма, где общины разных религий могут жить в братстве друг с другом.
Источник: vatican.va
.