Добрый день, дорогие братья и сестры!
В Евангелии сегодняшней литургии некий человек обращается к Иисусу с такой просьбой: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство» (Лк 12, 13). Весьма распространенная ситуация, подобные проблемы актуальны и сегодня: сколько братьев и сестер, сколько членов одной семьи, к сожалению, ссорятся и, возможно, больше не разговаривают друг с другом из-за наследства!
Иисус, отвечая тому человеку, не вдается в детали, а сразу идет к корням раздоров, связанных с обладанием вещами, и четко говорит: «Берегитесь любостяжания» (ст. 15). Что же такое «любостяжание»? Это безумная жажда материальных благ, постоянное желание стать еще богаче. Это болезнь, которая разрушает людей, потому что стремление владеть порождает зависимость. Особенно те, у кого и так много, всегда недовольны: им всегда хочется больше и только для себя. Но они не свободны: закованные рабы того, что, как ни парадоксально, должно было служить им, чтобы они жили свободно и спокойно. Вместо того чтобы работать им на пользу, деньги порабощают их самих. Однако любостяжание, алчность – это болезнь, угрожающая и обществу: из-за нее мы сегодня видим другие парадоксы, такую несправедливость, какой еще не было в истории, когда немногие владеют многим, а многие – немногим или вообще ничем. Взглянем на войны и конфликты: они почти всегда вызваны жаждой ресурсов и богатства. Сколько интересов спрятано за войной! И уж конечно, один из этих интересов – торговля оружием. Подобная коммерция – позор, с которым мы не можем и не должны мириться
Иисус сегодня учит нас, что у истока всей этой ситуации лежат не только какие-то мощные или определенные экономические системы: у истока лежит алчность, живущая в сердце каждого. Так что давайте попробуем спросить себя: а насколько я свободен от материальных благ, от богатства? Не жалуюсь ли я на то, что мне не чего-то хватает, или умею довольствоваться тем, что есть? Не бывает ли у меня соблазна пожертвовать отношениями и временем, предназначенным для других, во имя денег и подходящего случая? И еще: не случается ли мне приносить законность и честь в жертву на алтаре алчности? Я сказал «алтарь», «алтарь алчности»… Почему именно «алтарь»? Потому что материальные блага, деньги, богатства могут превратиться в культ, настоящее и подлинное идолопоклонство. Поэтому Иисус предостерегает нас такими резкими словами. Он говорит, что нельзя служить двум господам, и, обратим внимание, называет при этом не Бога и дьявола или добро и зло, а Бога и богатство (ср. Лк 16, 13). Можно было бы ожидать, что Он скажет, что нельзя служить двум господам – Богу и дьяволу. А Он говорит: Богу и богатству. Пользоваться богатством – да, служить богатству – нет: это идолопоклонство, оскорбление Бога.
Сейчас кто-то может подумать: так что же, нельзя хотеть быть богатым? Конечно, можно и даже правильно хотеть этого, стать богатым – это прекрасно, но богатым согласно Богу! Он богаче всех: Бог богат состраданием и милосердием. Его богатство никого не обедняет, не порождает ссор и разногласий. Это богатство, которое любит дарить, раздавать, делиться. Братья, сестры, Иисус говорит нам также, что для того, чтобы жить хорошо, мало накопить материальные блага, потому что жизнь не зависит от того, что у нас есть (ср. Лк 12, 15). Она зависит от хороших отношений: с Богом, с другими, в том числе и с теми, у кого есть меньше, чем у нас. Итак, спросим себя: а как я хочу разбогатеть? Хочу ли я разбогатеть согласно Богу или же согласно моей алчности? И, возвращаясь к теме наследства, что я хочу оставить после себя? Деньги в банке, вещи или радостных людей вокруг себя, добрые дела, которые не забудут, тех, кому я помогал расти и созревать?
Наша Владычица да поможет нам понять, каковы истинные блага жизни, которые останутся навсегда.
________________
Дорогие братья и сестры!
Вчера утром я вернулся в Рим после шестидневной апостольской поездки в Канаду. Планирую поговорить об этом на генеральной аудиенции в следующую среду, но сейчас мне хотелось бы поблагодарить всех тех, чьими стараниями это покаянное паломничество стало возможным, начиная с гражданских властей, предводителей коренных народов и канадских епископов. Искренне благодарю и тех, кто сопровождал меня своей молитвой. Спасибо всем!
Во время этой поездки я не переставал также молиться о страдающем от агрессии и мук украинском народе, прося Бога избавить его от бича войны. Если объективно взглянуть на реальность, взвесив весь тот вред, который каждый день войны приносит не только этой стране, но и всему миру, то единственно разумным решением здесь было остановиться и начать переговоры. Пусть мудрость вдохновит на конкретные шаги к установлению мира.
Приветствую вас, римлян и паломников. Приветствую, в частности, послушниц Дочерей Марии Помощницы, которые собираются принести первые монашеские обеты, группу Католического действия из Барлетты, молодежь из епархии Вероны, ребят из Пастырского объединения «Приход Скандиано» и из группы «Гонзага» из Каримате, Монтесоларо, Фиджино и Новедрате, которые пришли по Дороге франков. В праздник св. Игнатия Лойолы с любовью приветствую также моих собратьев-иезуитов. Продолжайте свой путь с рвением и радостью в служении Господу. Отваги!
Желаю всем хорошего воскресенья. Пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде, и до свидания!
Источник: vatican.va
.