Путь учеников в Эммаус в конце Евангелия от Луки – это образ нашего личного пути и пути Церкви. Неся по дороге жизни, в том числе и жизни веры, свои мечты и планы, ожидания и надежды, живущие в наших сердцах, мы спотыкаемся о собственные немощи и слабости, переживаем поражения и разочарования и порою попадаем в плен парализующего нас сознания неудачи. И именно в такой момент Евангелие возвещает нам, что мы не одни: Господь идет навстречу нам, становится рядом, идет вмесе с нами по дороге с тактом доброго странника, который хочет вновь открыть наши глаза и разжечь сердца. И когда неудача создает условия для встречи с Господом, жизнь возрождается к надежде, и мы можем примириться: с самими собой, с братьями и с Богом.
Так мы идем по этому пути, который можно было бы назвать так: от неудачи к надежде.
Прежде всего, о сознании неудачи, захватившем сердца этих двух учеников после смерти Иисуса. Они радостно шли за своей мечтой. Возлагали на Иисуса все свои надежды и чаяния. А теперь, после позорной смерти на кресте, они повернулись спиной к Иерусалиму, чтобы вернуться домой к прежней жизни. Они держат обратный путь, как бы желая этот опыт, что наполнил горечью их сердца, этого Мессию, преданного смерти на кресте, как какой-нибудь злодей. Они возвращаются домой в унынии, «печальные» (Лк 24, 17): ожидания, которые лелеяли, рассеялись, надежды, которые носили, пошли прахом, мечты, которыми жили, сменились разочарованием и горечью.
И мы в своих жизнях переживаем похожий опыт и проходим тот же духовный путь, когда обстоятельства вынуждают нас пересмотреть свои ожидания и считаться с противоречивостью реальности, с тьмой в жизни, с собственными слабостями. Такое происходит с нами всякий раз, когда наши идеалы наталкиваются на разочарования бытия, и наши планы не сбываются из-за наших же собственных слабостей; когда мы задумываем добрые проекты, но не находим в себе сил их осуществить (ср. Рим 7, 18); когда в своих начинаниях или отношениях рано или поздно переживаем опыт поражения, ошибки, неудачи и падения, глядя, как рушится то, во что мы верили или ради чего трудились, и сгибаясь под тяжестью своего греха и чувства вины.
То же произошло с Адамом и Евой, как мы слышали в первом чтении: их грех отдалил их не только от Бога, но и друг от друга: все, что они могут – это обвинять друг друга. То же мы видим у эммаусских учеников, печаль которых от крушения проекта Иисуса оставляет место только для бесплодных дискуссий. И то же может случиться в жизни Церкви, в сообществе учеников Господних, которых представляют двое из Эммауса. Будучи общиной Воскресшего, она тоже может заблудиться и впасть в отчаяние перед ужасом зла и насилием Голгофы. В таких случаях ей ничего не остается, кроме как взглянуть в лицо поражению и спросить себя: что случилось? Почему случилось? Как такое могло случиться?
Братья и сестры, такие вопросы ставит перед собой каждый из нас, и те же жгучие вопросы задает своему сердцу эта паломничающая Церковь Канады на трудном пути исцеления и примирения. И мы, глядя на ужас зла и Тело Христово, израненное в плоти наших индейских братьев и сестер, впадаем в горечь и ощущаем бремя поражения. Итак, позвольте мне духовно соединиться со множеством паломников, которые поднимаются здесь по «святой лестнице», напоминающей о восхождении Иисуса к претории Пилата, и помочь вам от имени всей Церкви в поисках ответа на вопросы, которые рождаются в переполняемых страданием сердцах: почему произошло все это? Как такое могло произойти в общине последователей Иисуса?
Здесь, однако, нам следует остерегаться искушения бежать, которое завладело теми двумя учениками из Евангелия: бежать, пойти обратно, удрать оттуда, где все произошло, пытаться удалить это из памяти, искать «тихое место», как Эммаус, чтобы забыть. Нет худшего решения, чем бежать от жизненных неудач, чтобы не нужно было отвечать на них. Так нас искушает враг, ставя под угрозу наш духовный путь и путь Церкви: он хочет заставить нас поверить в то, что неудача уже окончательна, хочет нас парализовать горечью и грустью, убедить нас в том, что ничего уже не сделать, а потому не стоит и пытаться найти путь, чтобы начать сначала.
С другой стороны, Евангелие показывает нам, что как раз-таки в обстоятельствах разочарования и боли, как раз-таки тогда, когда нас ошеломило насилие зла и стыд за собственную вину, когда река нашей жизни иссыхает от греха и неудач, когда мы лишились всего, и как будто ничего уже больше не осталось, именно тогда Господь идет навстречу нам и идет с нами. Он незаметно подходит по дороге в Эммаус, чтобы сопровождать и разделить путь этих печальных учеников. И что Он делает? Не произносит общих ободряющих слов, ситуативных фраз и ничего не стоящих утешений, а разъясняет их историю и события, которые они пережили, раскрывая из святых Писаний тайну Его смерти и воскресения. Тем самым Он открывает им глаза, чтобы они по-новому взглянули на вещи. Также и мы, разделяющие Евхаристию в этой базилике, можем перечитать многие события истории. На этой территории когда-то было три храма, и были те, кто не бежал от трудностей, а продолжал мечтать вопреки всем собственным и чужим ошибкам. Сто лет назад они не сдались перед губительным пожаром, смело и творчески построив этот храм. И те, кто разделяет Евхаристию на близлежащих Равнинах Авраама, может прочувствовать душу тех, кто отказался стать заложником ненависти войны, разрушения и боли, а смог заново отстроить город и страну.
Наконец, Иисус преломляет хлеб перед учениками из Эммауса, еще раз открывая им глаза и вновь являя Себя Богом любви, Который отдает собственную жизнь ради Своих друзей. Тем самым Он помогает снова с радостью пуститься в путь, начать сначала, сменить падение на надежду. Братья и сестры, Господь хочет сделать то же самое и для нас и Своей Церкви. Как наши глаза смогут вновь открыться, как наше сердце может снова разгореться от Евангелия? Что делать, когда терзают нас различные духовные и материальные испытания, пока мы ищем пути к более справедливому и братскому обществу, пока хотим оправиться от наших разочарований и усталости, пока надеемся излечить раны прошлого и примириться с Богом и друг с другом?
Есть лишь одна дорога, один путь: это путь Иисуса, этот путь – Сам Иисус (ср. Ин 14, 6). Мы верим, что Иисус идет вместе с нами по дороге, давайте позволим себе самим встретиться с Ним. Пусть Его слово толкует нашу историю как отдельных людей и как общины и укажут нам путь к исцелению и взаимному примирению. Преломим вместе с верой евхаристический Хлеб, чтобы за этой трапезой мы смогли вновь увидеть в себе самих возлюбленных детей Отца и понять, что все мы призваны быть братьями друг другу. Иисус, преломляя хлеб, подтверждает то, что ученики уже узнали из свидетельства женщин и во что они не хотели верить: что Он воскрес! В этой базилике, где мы чтим мать Приснодевы Марии и где находится также крипта, посвященная Непорочному зачатию, мы не можем не указать на роль, которую Бог благоволил отвести женщине в Его замысле спасения. Св. Анна, Пресвятая Дева Мария, женщины пасхального утра подсказывают нам новый путь примирения: материнская любовь множества женщин может сопровождать нас как Церковь на пути к новым плодотворным временам, когда мы сможем оставить позади столько бесплодия и смертей и вернуть в центр всего Иисуса – Воскресшего Распятого.
Ведь в центр наших вопросов, трудностей, которые мы носим внутри себя, в центр самой пастырской жизни мы не можем ставить себя самих и наши неудачи; в центр мы должны ставить Его – Господа Иисуса. В центр любого дела мы должны ставить Его слово, озаряющее перипетии бытия и возвращающее нам зрение, чтобы мы увидели действенное присутствие любви Божьей и возможность добра даже в якобы проигранных ситуациях. Поставим в центр евхаристический Хлеб, который Иисус преломляет и для нас сегодня, чтобы соединить собственную жизнь с нашей, чтобы взять на Себя наши слабости, поддержать наши усталые шаги и дать нам исцеление сердца. И, примирившись с Богом, с другими и с собой, мы тоже сможем стать орудиями примирения и мира в обществе, в котором мы живем.
Господи Иисусе, наш путь, наша сила и утешение, просим Тебя, как ученики из Эммауса: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру» (Лк 24, 29). Останься с нами, Господи, когда заходит солнце надежды и опускается мрак разочарования. Останься с нами, потому что с Тобой, Иисус, направление пути меняет ход, и в тупиках неверия вновь рождается радостное изумление. Останься с нами, Господи, потому что с Тобой ночь скорби сменяется лучезарным утром жизни. Просто скажем: останься с нами, Господи, потому что, если Ты идешь рядом, то неудача открывает путь надежды на новую жизнь. Аминь.