Добрый день, дорогие братья и сестры!
Евангелие литургии этого воскресенья описывает переломный момент: «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим» (Лк 9, 51). Так начинается «великий поход» к святому городу, требовавший особой решимости, потому что ему предстояло стать последним. В мечтах учеников, все еще наполненных слишком мирским энтузиазмом, Учитель идет навстречу Своему триумфу, Иисус же знает, что в Иерусалиме Его ждут неприятие и смерть (ср. Лк 9, 22. 43б-45) и что Ему придется много пострадать, а это требует твердой решимости воли. Итак, Он полным решимости шагом идет в Иерусалим. Такая же решимость нужна и нам, если мы хотим быть Его учениками. В чем же суть этой решимости? В том, что мы должны быть учениками Иисуса всерьез, с истинной решимостью, а не, как говаривала одна моя знакомая старушка, «христианами на розовой воде». Нет! Мы должны быть решительными христианами. И это поможет нам понять один эпизод, о котором вскоре рассказывает евангелист Лука.
По пути они пришли в самарянскую деревню, жители которой, узнав, что Иисус идет в Иерусалим, т.е. враждебный для них город, не приняли Его. Апостолы Иаков и Иоанн с негодованием предложили Учителю наказать этих людей, низведя огонь с небес. Он же не только не согласился на их предложение, но и отругал двух братьев. Они хотели затянуть Его в собственную жажду мести, но Иисус не дался (ср. ст. 52-55). Он пришел принести на землю другой «огонь» – милосердную любовь Отца (ср. Лк 12, 49). И, чтобы этот огонь разгорелся, нужны терпение, постоянство и покаянный дух.
А Иаков и Иоанн впадают в гнев. Подобное случается и с нами, когда, делая добро и, возможно, жертвуя для этого собой, мы вместо признания наталкиваемся на закрытую дверь. И нас обуревает злоба: мы даже пытаемся втянуть Самого Бога, угрожая небесными карами. Иисус же идет другим путем: путем не злобы, а твердой решимости идти вперед, которая не имеет ничего общего с упрямством и требует спокойствия, долготерпения и кротости, но при сохранении горячего стремления творить добро. Такой образ бытия демонстрирует не слабость, а, напротив, большую внутреннюю силу. Поддаться злости, столкнувшись с неприятием, легко: это инстинкт. Труднее контролировать себя, как делает Иисус, Который, как сказано в Евангелии, пошел «в другое селение» (ст. 56). Т.е., упершись в закрытые двери, мы должны идти творить добро где-то еще, никого ни в чем не обвиняя. Тем самым Господь помогает нам сохранять мир в сердце, радуясь совершенному добру и не ища человеческих похвал.
А теперь давайте спросим себя: как мы ведем себя? На чем стоим? Натолкнувшись на неприятие и непонимание других, мы обращаемся к Господу и просим сил и далее творить добро? Или же ищем подтверждения своих заслуг в чьих-то аплодисментах и становимся резкими и злобными, если не слышим их? Как часто мы более или менее осознанно жаждем аплодисментов и одобрения других? Неужели мы делаем что-то для того, чтобы нам аплодировали? Нет, так не пойдет. Мы должны творить добро ради служения, а не аплодисментов. Порой нам кажется, что снедающий нас гнев порожден благим чувством справедливости, но в действительности чаще всего это не более чем гордыня в сочетании со слабостью, обидчивостью и нетерпеливостью. Так что попросим у Иисуса сил быть такими, как Он Сам, и с твердой решимостью следовать за Ним по этому пути служения, не опускаясь до мстительности и нетерпимости, когда бывают трудности, когда мы жертвуем собой во благо других, а они не понимают этого или даже отрицают совершенное нами добро. Молча вперед!
Дева Мария да поможет нам разделить твердую решимость Иисуса пребыть в любви до конца.
______________________
Дорогие братья и сестры!
С беспокойством слежу за событиями в Эквадоре, сопереживаю этому народу и призываю все стороны отказаться от насилия и крайних точек зрения. Мы все должны усвоить это: лишь в диалоге можно прийти (надеюсь, скоро) к согласию в обществе, уделяя особое внимание выброшенным на обочину жизни и беднейшим слоям населения, но при неизменном уважении к правам всех граждан и к государственным институтам.
Хотелось бы также выразить соболезнования родным с. Луизы дель’Орто и монахиням конгрегации Младших евангельских сестер Шарля де Фуко, к которой она принадлежала. С. Луиза была убита вчера в столице Гаити Порт-о-Пренсе, где прожила два десятка лет, посвятив себя служению беспризорным детям. Вверяю Богу ее душу и молюсь о гаитянском народе, особенно о детях, чтобы они увидели более светлое будущее без нищеты и насилия. С. Луиза превратила свою жизнь в дар другим вплоть до мученичества.
Приветствую всех вас, римлян и паломников со всей Италии и множества других стран. Вижу флаг Аргентины, моих соотечественников: приветствую вас! Отдельно хотел бы поприветствовать верующих из Лиссабона, студентов Института нашей Владычицы от святого креста во французском Нейи и студентов из австрийского Тельфса. Приветствую также Полифонический хор из Риези, родительскую группу из Ровиго и пастырскую общину бл. Серафино Мораццоне из Маджанико. Вижу украинские флаги. Там, на Украине, продолжаются бомбардировки, несущие смерть, разрушения и людские страдания. Пожалуйста, не будем забывать этот терзаемый войной народ. Не будем забывать его в своих сердцах и молитвах.
Желаю вам хорошего воскресенья. И, пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде и до свидания.