Франциск: Евхаристия приглашает нас внести Бога в нашу повседневную жизнь













ПАПА ФРАНЦИСК

ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ

Площадь св. Петра,
среда, 15 июня 2022 г.

Катехизическое поучение о старости 14: Радостное служение вере, усваиваемое в благодарности (ср. Мк 1, 29-31)







Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Мы слышали простую и трогательную Маркову версию рассказа об исцелении тещи Симона, которого не звали еще тогда Петром. Этот краткий эпизод с небольшими, но наводящими на размышления вариациями, передают и два других синоптических Евангелия. «Теща Симонова лежала в горячке», – пишет Марк. Нам неизвестно, было ли то какое-то легкое недомогание, но в преклонном возрасте даже обычный жар может быть опасным. Состарившись, мы теряем контроль над собственным телом. Приходится учиться выбирать, что стоит делать, а чего не стоит. Физическая сила угасает и оставляет нас, но наше сердце не перестает желать. Так что приходится учиться «фильтровать» желания: проявлять терпение, решать, чего можно требовать от тела и от жизни. В старости мы не можем делать то же, что и в молодости: у тела теперь другие ритмы, и мы должны прислушиваться к нему и признавать свои границы. Они есть у всех нас. Мне тоже приходится ходить с тростью.

Болезнь в старости давит иначе и по-новому, чем в молодости или в среднем возрасте. Она похожа на сильный удар, настигающий человека, который и так переживает тяжелые времена. В преклонном возрасте болезнь как бы приближает смерть и так или иначе урезает время, которого нам и без того уже кажется мало. Мы начинаем опасаться, что уже не встанем, что «эта болезнь станет для меня последней…» и т.д. И такие мысли все роятся в голове… Человек уже даже и не думает надеяться на будущее, которого как будто больше нет. Известный итальянский писатель Итало Кальвино подметил как-то, что старики больше горюют из-за потери имевшихся вещей, чем радуются появлению новых. Но евангельский рассказ, который мы услышали, вселяет в нас надежду и уже преподал нам первый урок: Иисус не идет один к больной старушке, а приходит к ней вместе с учениками. И это заставляет нас задуматься.

Именно христианская община должна заботиться о пожилых: родственниках и друзьях, но как община. Навещать пожилых людей должны многие, вместе и часто. Нам нельзя забывать об этих трех евангельских советах. И особенно сегодня, когда число престарелых заметно выросло, в том числе и в пропорции к молодым, поскольку мы переживаем пресловутую демографическую зиму: детей рождается мало, и в итоге у нас есть много стариков и мало молодежи. Мы должны чувствовать ответственность за то, чтобы навещать людей преклонного возраста, которые зачастую одиноки, и ходатайствовать за них пред Господом в своей молитве. Сам Иисус научит нас любить их. «Общество по-настоящему открыто для жизни тогда, когда признает, что она сохраняет свою ценность и в старости, при ограниченных возможностях, тяжкой болезни и даже угасании» (Послание Папской академии жизни от 19 февраля 2014 г.). Жизнь ценна всегда. Иисус, увидев больную старушку, берет ее за руку и исцеляет. То же Он делает, когда воскрешает умершую девочку: берет ее за руку и поднимает, исцеляет ее, вновь ставя на ноги. Этим нежным проявлением любви Иисус преподает первый урок ученикам: спасение возвещается или, лучше сказать, передается через внимание к данному больному человеку, и вера той женщины засияла благодарностью за нежность Божью, излившуюся на нее. Снова вернусь к теме, которой не раз уже касался в ходе этой катехизации: к культуре отмены, которая как будто отменяет стариков. Да, не убивает их, но социально отменяет, как если бы они были обузой, которую приходится нести, так что лучше их спрятать. Это измена собственной человечности, страшная жестокость, селективный подход к жизни с точки зрения пользы и молодости, а не с точки зрения реалий этой жизни, где есть место и мудрости стариков, и их ограниченности. Они так много могут дать нам: у них есть жизненная мудрость. Они многому могут нас научить: поэтому мы должны воспитывать детей так, чтобы они заботились о бабушках и дедушках и навещали их. Диалог между молодыми и престарелыми, детьми и бабушками и дедушками имеет фундаментальное значение для общества, фундаментальное значение для Церкви и для здоровья жизни. Там, где нет диалога между молодостью и старостью, чего-то не хватает и вырастает поколение без прошлого, т.е. без корней.

Если первый урок преподал Иисус, то второй преподает нам престарелая женщина, которая «встала и служила им». Даже в старости не только можно, но даже нужно служить общине. Хорошо, когда пожилые люди по-прежнему берут на себя ответственность служения, преодолевая искушение отойти в сторону. Господь не отменяет их, а, напротив, придает им силы для служения. И мне радостно отметить, что в рассказе евангелистов нет особенной эмфазы: это нормальный ход вещей, весь смысл которого ученики поймут в процессе воспитания, полученного в школе Иисуса. Старики, сохранившие способность исцеления, утешения, ходатайства за своих братьев и сестер (будь то ученики, сотники, одержимые злыми духами люди или жертвы отмены…) – это, пожалуй, лучшее свидетельство чистоты той благодарности, которая сопровождает веру. Когда пожилых не отменяют и не сгоняют со сцены событий, наполняющих жизнь общества, а ставят в центр всеобщего внимания, это вдохновляет их на драгоценное служение благодарности Богу, Который не забывает никого. Благодарность стариков за дары, полученные от Бога за всю их жизнь, как учит нас теща Петра, возвращает общине радость общности и придает вере учеников сущностное качество ее предназначения.

Но мы должны хорошенечко усвоить, что дух ходатайства и служения, дышать которым Иисус повелевает всем Своим ученикам – это не просто женское занятие. В словах и поступках Иисуса нет и тени подобного ограничения. Евангелическое служение благодарности за нежность Божью никак не вписывается в категории мужчины-хозяина и женщины-служанки. Это, однако, не отменяет того факта, что, когда речь идет о благодарности и нежности веры, женщины могут научить мужчин тому, что им труднее всего понять. Теща Петра еще до того, как к ней пришли апостолы по пути следования Иисуса, показала путь и им. И особая мягкость Иисуса, «взявшего ее за руку» и склонившегося над ней, с самого начала ясно показывает Его особую чуткость к слабым и больным, которую Сын Божий, безусловно, перенял от Своей Матери. Прошу вас, давайте делать так, чтобы старики, дедушки и бабушки были ближе к детям и молодежи, дабы передать им свою жизненную память, жизненный опыт, жизненную мудрость. Чем больше мы сближаем молодость и старость, тем больше можем надеяться на будущее нашего общества.

 

* * *

 

От всего сердца приветствую италоязычных паломников. Отдельно хотел бы поприветствовать новорукоположенных священников из Брешии, верующих из Пьедимонте-Этнео и военнослужащих Центральной логистической группировки.

И, пожалуйста, не будем забывать об истерзанном войной народе Украины. Не будем привыкать жить так, как будто война нас не касается. Пусть наши мысли, наши чувства, молитвы и наша помощь всегда будут с этим народом, который так страдает и терпит настоящее мученичество.

Наконец, приветствую, как обычно, престарелых, больных, юных и молодоженов. Завтра отмечается Торжество Святейших Тела и Крови Христовых, которое в Италии переносится на следующее воскресенье. Евхаристия, эта тайна любви, да будет для всех вас источником благодати и света, который озаряет стези жизни, поддерживает в трудностях и дает возвышенное утешение в ежедневных страданиях. Всем вам мое благословение.

 
 
 





 
Источник: vatican.va













.