Папа: пойдем в школу Святого Духа, дабы Он научил нас всему











СВЯТАЯ МЕССА В ТОРЖЕСТВА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
Базилика св. Петра,
воскресенье, 5 июня 2022 г.





Последние слова Иисуса из евангельского отрывка, который мы услышали, внушают нам надежду и в то же время заставляют нас задуматься. Он говорит ученикам: «Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26). Сразу бросаются в глаза эти «всему» и «все», и мы спрашиваем себя: в каком смысле Дух дает тому, кто Его получает, это новое и полное понимание? И это не вопрос количества или академических знаний: Бог не собирается превращать нас в энциклопедии или великих эрудитов. Нет. Это вопрос качества, перспективы, чутья. Дух позволяет нам увидеть все по-новому, глазами Иисуса. Я бы выразил это так: на великом жизненном пути Он учит нас, с чего начатькакие пути выбирать и как идти. Это Дух, который говорит нам, с чего начать, какие пути выбирать и «как идти».

Во-первых, с чего начать. Дух указывает нам отправную точку духовной жизни. Что же это? Иисус говорит об этом в первом сегодняшнем стихе: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (ст. 15). «Если вы любите Меня, соблюдите…» – вот логика Духа. Наша мысль часто идет в обратном направлении: если соблюдаем, то любим. Мы привыкли думать, что любовь в своей сущности вытекает из нашего правильного поведения, умения, благочестия. А Дух напоминает нам, что, если в основе нет любви, то все прочее напрасно, и что эта любовь рождается не столько нашими способностями: любовь – Его дар. Он учит нас любить, и мы должны просить этого дара. Дух любви вдыхает в нас любовь, именно Он дает нам чувствовать себя любимыми и учит нас любить. Он, так сказать, «двигатель» нашей духовной жизни, приводит в движение все внутри нас. Но, если мы не начнем с Духас Духом и в Духе, то не сможем пройти путь.

Он Сам напоминает нам об этом, потому что Он – память Божья, Он – Тот, Кто напоминает нам все сказанное Иисусом (ср. ст. 26). И Святой Дух – это активная память, которая зажигает и снова разжигает в сердце любовь Божью. Мы ощутили Его присутствие в прощении грехов, когда нас наполнил Его мир, Его свобода и Его утешение. Сущностно необходимо подпитывать эту духовную память. Мы всегда помним о плохом: в нас снова и снова звучит тот голос, который напоминает нам о неудачах и недостатках и говорит: «Смотри, еще одно падение, еще одно разочарование, все бесполезно, у тебя не выйдет». Этот скверный и дурной рефрен. А Святой Дух напоминает нам совсем другое: «Ты упал? Но ты же сын. Упал, упала? Ты же дочь Божья, уникальное, избранное, драгоценное творение. Упал, упала, но ты всегда любим и любима: даже если ты уже не веришь в себя, Бог верит в тебя!» Вот память Духа, вот о чем Дух постоянно напоминает нам: «Бог помнит тебя». Это ты перестаешь помнить о Боге, но Бог о тебе не забывает: Он постоянно помнит о тебе.

Но ты можешь возразить: «Красивые слова, но у меня столько проблем, ран и забот, которые не решить простыми утешениями! Что ж, именно туда Дух просит впустить Его. Потому что Он, Утешитель – Дух исцеления, Дух воскресения, Который может преобразить те раны, что терзают тебя изнутри. Он учит нас не вырезать воспоминания о людях и ситуациях, причинивших нам боль, а позволить Его присутствию проникнуть в эти воспоминания. Так было с апостолами и их падениями. Они бросили Иисуса перед Его страданиями, Петр отрекся от Него, Павел преследовал христиан: сколько ошибок, сколько вины! И давайте подумаем о своих ошибках: сколько их было, сколько вины! Сами мы не найдем выхода. Сами – нет, а с Утешителем – да. Потому что Дух исцеляет воспоминания: Он исцеляет воспоминания. Как? Возвращая в начало списка значимое: память о любви Бога, о Его взгляде на нас. Так Он наводит порядок в жизни: учит нас принимать самих себя, учит прощать – прощать самих себя. Простить себя непросто: Дух ведет нас по этому пути, учит примиряться с прошлым. Чтобы начать заново.

Напомнив нам, с чего начать, Дух учит нас также, какие пути выбирать. Он напоминает нам об отправной точке, а теперь указывает путь. Мы слышим об этом во втором чтении, где св. Павел разъясняет, что «водимые Духом Божиим» (Рим 8, 14) «живут не по плоти, но по духу» (ст. 4). Иными словами, Дух на перекрестках бытия подсказывает лучший путь. Поэтому так важно уметь отличать Его голос от голоса духа зла. Оба говорят нам что-то: нужно учиться различать, чтобы понимать, где голос Духа, распознать его и следовать по пути, следовать тому, что Он говорит нам.

Вот несколько примеров: Святой Дух никогда не скажет тебе, что на твоем пути все хорошо. Никогда не скажет тебе такого, потому что это неправда. Нет, Он поправляет, заставляет даже тебя плакать из-за твоих грехов, побуждает тебя меняться, сражаться с фальшью и двуличием в тебе, даже если это требует усилий, внутренней борьбы и жертвы. А злой дух подталкивает тебя всегда делать то, что тебе нравится, что ты считаешь нужным, внушает тебе, что тебя есть право пользоваться своей свободу по собственному усмотрению. Но потом, когда ты останешься с пустотой внутри… А это так ужасно – чувствовать пустоту внутри: многие из нас чувствовали ее! И когда ты останешься с пустотой внутри, то злой дух обвиняет тебя: обвиняет, превращается в обвинителя, швыряет тебя наземь, уничтожает. Святой Дух, Который в пути тебя поправляет, никогда не оставляет тебя лежать на земле, никогда, а всегда берет тебя за руку, утешает и ободряет.

Так что, когда чувствуешь, что тебя обуревают горечь, пессимизм и печальные мысли… Сколько раз с нами такое было! Когда такое происходит, полезно помнить, что это никак не может быть от Духа Святого. Горечь, пессимизм, печальные мысли никогда не проистекают от Святого Духа. Они проистекают от злого духа, который чувствует себя комфортно в негативе и часто пользуется такой стратегией: он подпитывает нетерпение, комплекс жертвы, внушает желание плакать над собой… Так глупо плакать над собой, но как же часто… И вместе с желанием плакать над собой он внушает манию реагировать на проблемы, критикуя всех подряд, виня во всем других. Дух зла делает нас нервными, подозрительными и плаксивыми. Жалобы – это как раз-таки язык злого духа. Он заставляет тебя плакаться, постоянно быть в печали и похоронном настроении. Жалобы… А Святой Дух, наоборот, призывает никогда не терять надежды и каждый раз начинать заново: «Вставай! Вставай!» Постоянно подбадривает тебя: «Вставай!» Берет тебя за руку: «Вставай!» Как? Нужно брать инициативу на себя, не дожидаясь, пока начнет кто-то другой. А потом нести всем, кого встречаем, надежду и радость, а не жалобы. И никогда не завидовать другим, никогда! Зависть – это дверь, в которую входит злой дух. Так говорит Библия: завистью дьявола зло вошло в мир. Никогда не завидуй, никогда! Святой Дух несет тебе добро и побуждает также радоваться успехам других: «Прекрасно! Как же прекрасно, что это удалось…».

Кроме того, Дух Святой конкретен, не идеалистичен: Он хочет, чтобы мы сосредоточились на здесь и сейчас, потому что то место, где мы находимся, и то время, в которое живем – это пространство благодати. Пространство благодати – это конкретное сегодняшнее место: здесь и сейчас. Как? Это не какие-то фантазии, которые мы можем измышлять: Дух Святой всегда ведет тебя к конкретике. А вот дух зла хочет отвлечь нас от этого «здесь и сейчас», унести наши мысли куда-то прочь: часто привязывает нас к прошлому, к сожалениям, ностальгии, к тому, чего мы недополучили от жизни. Или затягивает в будущее, подпитывая страхи, опасения, иллюзии, ложные надежды. А Святой Дух побуждает нас любить здесь и сейчас, конкретно: не какой-то идеальный мир, не идеальную Церковь, не идеальную монашескую конгрегацию, а то, что есть, как оно выглядит при свете солнца без прикрас и усложнений. Какое отличие от лукавого, который побуждает шептаться за спиной, разносить сплетни и пустую болтовню! Болтать – это ужасная привычка, уничтожающая человеческие личности.

Дух хочет, чтобы мы были вместе, созидает нас как Церковь, и сегодня (третий и последний аспект) учит Церковь, как идти. Ученики прятались в горнице, а потом нисходит Дух и выводит их. Без Духа они замкнулись в своем узком кругу, с Духом открылись всем. В любую эпоху Дух ломает наши схемы и открывает нас на Свою новизну. В Боге постоянно открывается что-то новое, что-то новое в Святом Духе. Дух всегда учит Церковь, что ей жизненно необходимо идти наружу, просто физиологически нужно возвещать, не замыкаться в себе: быть не стадом, которое укрепляет ограду, а открытым пастбищем, на котором все смогут питаться красой Божьей. Он учит нас быть уютным домом без перегородок. А мирской дух давит, чтобы мы зациклились только на своих проблемах, своих интересах, на необходимости казаться значительными, на героическом отстаивании собственных национальных или групповых идентичностей. Святой же Дух – нет. Он призывает забыть о себе и открыться всем. И тем самым омолаживает Церковь. Внимание: Он омолаживает ее, не мы. Мы только пытаемся немного ее подмалевать, но от этого нет толку. Он омолаживает ее. Потому что Церковь нельзя запрограммировать, и одних проектов модернизации недостаточно. Дух избавляет нас от одержимости безотлагательными планами и предлагает идти древними и вечно новыми путями – путями свидетельства, путями бедности и путями миссии, чтобы освободиться от себя и отправиться в мир.

И, наконец, что любопытно, Святой Дух – это также источник разделений и даже шума, беспорядка. Вспомним утро Пятидесятницы: Он творит разделение языков, подходов… И было шумно тогда! Но точно так же Он – источник гармонии. Он разделяет разнообразием харизм, но это мнимое разделение, потому что истинное разделение сливается в гармонии. Он творит разделение харизмами, и Он же творит гармонию из всего этого разделения, и вот богатство Церкви.

Братья и сестры, пойдем в школу Святого Духа, дабы Он научил нас всему. Будем ежедневно призывать Его, чтобы Он напоминал нам всегда начинать со взгляда Божьего на нас, выбирать, прислушиваясь к Его голосу, идти вместе как Церковь с послушанием Ему и открытостью миру. Да будет так!

Источник: vatican.va













.