Добрый день, дорогие братья и сестры!
Эта прекрасная молитва старика из Псалма 71(70), который мы слышали, побуждает нас задуматься о сильном напряжении, сопровождающем состояние старости, когда воспоминания о преодоленных трудностях и обретенных благословениях проверяют веру и надежду.
Проверкой становится уже сама слабость, сопровождающая переживание немощности и уязвимости преклонного возраста. И псалмопевец, этот старец, обращаясь к Господу, прямо упоминает тот факт, что этот процесс порой становится причиной одиночества, обмана, издевательств и произвола, которые постигают старика. Такова одна из форм подлости, на которой мы специализируемся в нашем обществе. И это правда! В нашем обществе отмены, в нашей культуре отмены пожилых людей отталкивают в сторону и заставляют терпеть все это. Ведь действительно достаточно тех, кто пользуется возрастом стариков, чтобы обмануть и запугать их на тысячи ладов. Мы часто читаем в газетах или слышим известия о людях преклонного возраста, которых надувают без зазрения совести, чтобы завладеть их сбережениями, бросают одних без защиты, лишают заботы или оскорбляют презрением и запугивают, чтобы они отказались от своих прав. Даже в кругу семьи (это страшно, но такое бывает и в семьях) случаются подобные жестокости. Сколько есть выброшенных стариков, оставленных в домах престарелых, и дети не приходят их навестить, а если и приходят, то пару раз в год. Старика просто кидают в угол жизни. И такое происходит: происходит сегодня, такое происходит в семьях, такое происходит постоянно. И нам следует задуматься над этим.
Все общество должно спешно позаботиться о своих стариках. они – сокровище! Их все больше и больше, и все чаще они одиноки. Когда мы слышим о пожилых людях, которых лишают их автономии, их средств к существованию и даже жилья, то понимаем, что сегодня двуличность общества в отношении преклонного возраста – это проблема не каких-то исключительных случаев, а черта этой культуры отмены, отравляющей тот мир, в котором мы живем. Старец из псалма предает Богу свое отчаяние: «Враги мои, – жалуется он, – говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря: “Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего”» (ст. 10-11). Результаты фатальны. Старость не только теряет свое достоинство, но даже появляются сомнения, стоит ли она того, чтобы жить дальше. Так что у всех нас возникает соблазн прятать свою уязвимость, прятать болезнь, свой возраст и свою старость, потому что мы боимся, что они станут преддверием утраты нами своего достоинства. Давайте спросим себя: разве человечно внушать подобные чувства? Как так случилось, что такое современное, такое прогрессивное и продуктивное общество с таким трудом терпит болезнь и старость, прячет болезнь, прячет старость? И как так случилось, что политика, которая так старается установить границы достойной жизни, в то же время настолько бесчувственна к достоинству любящего сосуществования со старыми и больными?
Старец из псалма, который мы слышали, этот старик, который воспринимает свою старость как поражение, вновь обретает упование на Господа. Он ощущает потребность в помощи. И обращается к Богу. Св. Августин, комментируя этот псалом, подбадривает старца: «Не бойся остаться один в твоей старости… Почему ты боишься, что [Господь] оставит тебя, что Он отвергнет тебя во время старости, когда оскудеет сила твоя? Ведь именно тогда в тебе будет Его сила, когда оскудеет твоя» (PL 36, 881-882). И престарелый псалмопевец вопиет: «Избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня. Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя – Ты» (ст. 2-3). Этот вопль подтверждает верность Бога и взывает к Его способности потрясти извращенные сознания, невосприимчивые к притче земной жизни, которую необходимо чтить на всем ее протяжении. Псалмопевец молится далее: «Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне. Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!» (ст. 12-13).
Да, позор должен обрушиться на тех, кто пользуется слабостью болезни и старости. Благодаря молитве в сердце старца опять звучит обетование Божьей верности и благословения. Он вновь открывает для себя молитву и свидетельствует о ее силе. Иисус в Евангелиях никогда не отвергает молитву нуждающихся в помощи. Старики своей собственной слабостью могут показать людям других возрастов, что нам всем нужно полагаться на Господа, взывать о Его помощи. В этом смысле мы все должны учиться у старости: да, в ней есть некий дар, и он состоит в том, чтобы положиться на заботу других, начиная с Самого Бога.
Так что есть «учительство немощности», и не стоит ее прятать, нет. Она настоящая, она – реальность, и в ней состоит учительство немощности, о котором старость способна достоверно напоминать на протяжении всей человеческой жизни. Не прячьте старости, не прячьте ее немощности. Она – наука для всех нас. Эта наука раскрывает решающие горизонты для реформы самой нашей цивилизации. Такая реформа необходима сейчас ради благополучия всех нас. Концептуальная или практическая маргинализация престарелых разлагает все этапы жизни, а не только старость. Каждый из нас пусть подумает сегодня о престарелых членах своей семьи: как я отношусь к ним, помню ли о них, навещаю ли их? Стараюсь ли, чтобы они не нуждались ни в чем? Уважаю ли их? Мои престарелые родные, мама, папа, дедушка, бабушка, дяди, друзья… Я выбросил их из своей жизни или иду к ним за мудростью, жизненной мудростью? Помни, что ты тоже состаришься. Старость приходит ко всем. И как бы тебе хотелось, чтобы к тебе относились в старости, так относись к старикам сегодня. Они – память семьи, память человечества, память страны. Берегите стариков: они – мудрость. Господь да дарует престарелым членам Церкви это величие мольбы и провокации. Да заразимся мы этим упованием на Господа. И это послужит во благо всем: и им, и нам, и нашим детям.
________________________________
ОБРАЩЕНИЕ
Большое беспокойство вызывает блокировка экспорта зерна из Украины, от которого зависит жизнь миллионов людей, особенно в наибеднейших странах. Настоятельно призываю приложить все усилия к тому, чтобы решить эту проблему и гарантировать всеобщее право человека на пищу. Прошу не использовать зерно, основные продукты питания как орудие войны!