Добрый день, дорогие братья и сестры!
Сегодня в Италии и во многих странах отмечается Вознесение нашего Господа, т.е. Его возвращение к Отцу. На литургии Евангелие от Луки рассказывает о последнем явлении Воскресшего ученикам (ср. 24, 46-53). Земная жизнь Иисуса увенчалась именно вознесением, которое мы упоминаем также в Символе веры: «Вознесся на небеса и сидит одесную Отца». Что означает это событие? Как нам его понимать? Чтобы ответить на этот вопрос, остановимся на двух актах, которые Иисус совершает перед восхождением на небеса: сначала Он предвозвещает дар Духа, а потом благословляет учеников. Предвозвещает дар Духа и благословляет.
Во-первых, Иисус говорит Своим друзьям: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас» (ст. 49). Он говорит о Святом Духе, об Утешителе, о Том, Кто будет с ними, направит их, поддержит в миссии и защитит в духовных битвах. Итак, мы понимаем одну важную вещь: Иисус не покидает учеников, возносится на небеса, но не оставляет нас одних. Более того, именно восхождение к отцу обеспечит излияние Святого Духа, Его Духа. В другом месте Он сказал: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин 16, 7), т.е. Дух. Так что и в этом видна любовь Иисуса к нам: Он не хочет Своим присутствием ограничивать нашу свободу. Напротив, дает нам пространство, потому что истинная любовь всегда порождает близость, которая не подавляет и не хочет обладать: она близка, но не властолюбива. Истинная любовь ставит нас на первый план. И потому Христос заверяет: «Иду к Отцу, и вы облечетесь в силу свыше: пошлю Моего Духа, а вы благодаря Его могуществу продолжите Мое дело на земле!» (ср. Лк 24, 49). Так что, взойдя на небеса, Иисус вместо того, чтобы остаться с немногими телесно, идет ко всем Своим Духом. Он и есть присутствие Иисуса в нас вне барьеров времени и пространства, дабы мы стали Его свидетелями в мире.
Вскоре наступает второй акт: Христос воздевает руки и благословляет апостолов (ср. ст. 50). Это священнический жест. Бог еще во времена Аарона поручил священникам благословлять народ (ср. Числ 6, 27). Евангелие хочет сказать нам, что Иисус – великий Священник нашей жизни. Он возносится к Отцу, чтобы ходатайствовать за нас, представлять перед Ним наше человечество. Таким образом, перед глазами Отца стоят и всегда будут стоять в человеческом естестве Иисуса наши жизни, наши надежды и наши раны. Так что, совершая Свой «исход» на небеса, Христос «прокладывает путь нам», идет подготовить место и прямо сейчас ходатайствует за нас, чтобы Отец всегда был с нами и благословлял нас.
Братья и сестры, подумаем сегодня о даре Духа, который дал нам Иисус, чтобы мы были свидетелями Евангелия. Давайте спросим себя: действительно ли мы являемся таковыми и способны ли любить других, предоставляя им свободу и давая им пространство? И еще: умеем ли мы ходатайствовать за других, т.е. умеем ли молиться о них и благословлять их жизни? Или же мы используем других в наших личных интересах? Давайте учиться этому: заступнической молитве, ходатайству за надежды и страдания мира, ходатайству за мир. И будем благословлять взглядом и словом тех, с кем встречаемся каждый день!
Теперь помолимся Богоматери, благословенной среди женщин, которая, исполнившись Святого Духа, всегда молится и ходатайствует за нас.