Иов – испытание веры, благословенное ожидание








ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Площадь св. Петра,
среда, 18 мая 2022 г.
Катехизическое поучение о старости 10: Иов – испытание веры, благословенное ожидание









Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

Библейский отрывок, который мы слышали, завершает собой книгу Иова – вершину мировой литературы. Мы встречаем Иова на нашем пути катехизации на тему старости: встречаем его как свидетеля веры, который не приемлет «карикатуры» на Бога, но вопиет, протестуя против зла, пока Бог не ответит и не явит ему Свой лик. И Бог, в конце концов, ответил, как обычно, неожиданно: явил Иову Свою славу, но не так, чтобы раздавить его, а даже с высшей нежностью, как Бог все делает с нежностью. Нужно внимательно читать эту книгу без предубеждений без клише, чтобы уловить силу вопля Иова. Нам было бы полезно поучиться у него, чтобы справиться с соблазном морализма, когда нас охватывает негодование и чувство унижения, когда теряем все.

В этом заключительном отрывке книги мы вспоминаем историю Иова, который потерял все, что него было в жизни: потерял богатство, потерял родных, потерял сына и здоровье и сидел там в ранах, говоря с тремя друзьями, а потом еще четвертым, которые приходят навестить его. Вот история, и в сегодняшнем отрывке, которым завершается книга, Бог, наконец, берет слово, а весь его диалог с друзьями был как бы путем к тому моменту, когда Бог взял слово. Он хвалит Иова за то, что он понял тайну любви Бога, скрытой за Его молчанием. Бог упрекает друзей Иова, которые полагали, что знают все, знают о Боге и боли, и, придя подержать Иова, в итоге стали судить его по своим заранее составленным схемам. Бог да сохранит нас от этого лицемерного и самонадеянного пиетизма! Бог да избавит нас от той морализирующей религиозности, религиозности заповедей, которая внушает в нас самоуверенность и ведет к фарисейству и лицемерию.

Вот что Господь говорит по этому поводу. Так говорит Господь: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов». Вот что Господь говорит друзьям Иова. «Раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (42, 7-8). Это заявление Бога нас удивляет, потому что мы читали страницы, раскаленные протестом Иова и смутившие нас. И все же Господь говорит, что Иов говорил хорошо, даже когда негодовал, причем негодовал на Бога. Но и тогда он говорил хорошо, потому что отказался признавать Бога «Гонителем», ведь Бог – другой. И в награду Бог воздает Иову вдвойне за все потерянное имущество, повелев ему сначала помолиться за этих его плохих друзей.

Переломный момент обращения к вере происходит в самый разгар протеста Иова, когда он говорит: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (19, 25-27). Этот отрывок прекрасен. Мне вспоминается гениальная оратория Генделя «Мессия», где после того торжества «Аллилуйя» сопрано медленно и спокойно поет эти слова: «А я знаю, Искупитель мой жив». После всех бед и радости Иова голос Господа звучит иначе. «Знаю, Искупитель мой жив», – это прекрасно. Мы можем толковать это так: «Боже мой, знаю, что Ты – не Гонитель. Мой Бог придет и воздаст мне по справедливости». Это простая вера в воскресение Бога, простая вера в Иисуса Христа, простая вера в то, что Господь всегда ждет нас и придет.

Притча из книги Иова драматически и архетипически показывает то, что реально происходит в жизни, когда на человека, семью или целый народ обрушиваются слишком тяжкие испытания, несоразмерные человеческой ничтожности и слабости. В жизни часто, как говорится, «беда не приходит одна». И некоторых людей раздавливает эта сумма зла, кажущаяся по настоящему чрезмерной и несправедливой. И такое переживает множество людей.

Мы все знали таких людей, шокировались их воплем, но часто также восхищались крепостью их веры и тихой любви. Имею в виду родителей детей с тяжелой инвалидностью или тех, кто страдает из-за хронического заболевания – своего или родного, живущего рядом… Ситуацию часто усугубляет нехватка финансов. В некоторых исторических обстоятельствах эта сумма тягот сваливается на целые группы, как в последние годы с пандемией Covid-19 и сейчас с войной на Украине.

Можно ли объяснить эти «эксцессы» превосходящей логикой природы и истории? Можно ли благословить их с точки зрения религии как оправданный ответ на вину жертв, которые заслужили этого? Нет, нельзя. Существует своего рода право жертвы на протест против тайны зла – право, которое Бог даровал каждому и пользоваться которым даже по сути вдохновляет. Порой люди подходят ко мне и говорят: «Отец, я протестовал против Бога, потому что у меня есть такая-то проблема или другая…». Но знаешь, дорогой мой, что и протест – это форма молитвы. Когда дети, ребята протестуют против родителей – это способ привлечь внимание и попросить у них заботы. Если у тебя на сердце рана, какая-то боль, и тебе хочется протестовать, протестуй даже против Бога, а Бог услышит тебя, Бог – Отец, и Его не пугает наша протестная молитва, нет! Бог понимает. Но будь свободен, будь свободен в твоей молитве, не запирай ее в предвзятые схемы! Молитва должна быть такой – спонтанной, как молитва сына к отцу, в которой он говорит ему все, что приходит ему на ум, потому что он знает, что отец понимает его. «Молчание» Бога в первый момент драмы значит именно это. Бог не бежит от конфронтации, но сначала позволяет Иову излить своей протест и слушает. Возможно, нам порой стоило бы поучиться у Бога этому уважению и любви. И Богу не нравится эта энциклопедия (назовем ее так) объяснений и измышлений друзей Иова. Этот неправильный язык: эта религиозность, которая все объясняет, но с холодным сердцем. Бог не нравится это. Ему больше нравится протест Иова или его молчание.

Исповедание веры Иова, выраженное в его бесконечных воззваниях к Богу, к высшей справедливости, завершается в конце почти мистическим опытом, под влиянием которого он говорит: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (42, 5). Сколько людей, сколькие из нас после немного плохого, немного мрачного опыта делает шаг вперед и узнает Бога лучше, чем прежде! И мы можем сказать вслед за Иовом: «Знал я тебя понаслышке, но теперь я увидел Тебя, потому что встретил Тебя». Такое свидетельство внушает особую веру, если его несет старость в своей прогрессирующей слабости и потерях. Старики столько в жизни видели в своей жизни! И они видели также несостоятельность человеческих обещаний. Законники, ученые и даже люди религии путают гонителя с жертвой, вменяя последней всю ответственность за свою боль. Они ошибаются!

Старики, идущие путем такого свидетельства, которое обращает негодование из-за утрат в упорное ожидание исполнения обетования Божьего… Это такая перемена, которая превращает негодование из-за утрат в упорное следование обетованию Божьему… Такие старики – это незаменимые защитники общества в борьбе с преизбытком зла. Взгляд верующих на Распятого учит именно этому. И тому же можем научиться и мы у многих дедушек и бабушек, у многих стариков, которые подобно Марии присоединяют свою молитву, порою вымученную, к молитве Сына Божьего, Который на кресте предает Себя Отцу. Давайте смотреть на старых, на стариков, старушек, бабушек, давайте смотреть на них с любовью, давайте смотреть на их личный опыт. Они так много выстрадали в жизни, так многому научились в жизни, столько прошли, но у в итоге обрели этот мир, почти мистический мир, т.е. мир встречи с Богом, настолько, что могут сказать: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя». Эти старики напоминают нам о мире Сына Божьего на кресте, который предает Себя Отцу.


Источник: vatican.va













.