Добрый день, дорогие братья и сестры!
На этом катехизическом пути на тему старости сегодня мы встречаем один библейский персонаж – старика по имени Елеазар, жившего во времена гонений Антиоха Епифана. Это прекрасный персонаж. Его образ показывает нам пример особой связи между старческой верностью и достоинством веры. Он – сама отвага! Мне хотелось бы поговорить именно о чести веры, а не только о последовательности, проповеди и стойкости. Достоинство веры периодически подвергается давлению, в том числе насильственному культуры властителей, которая пытается принизить веру, рассматривая ее как некий археологический артефакт или старое суеверие, упрямый анахронизм и т.д.
Мы слышали маленький отрывок из библейского рассказа, но было бы прекрасно прочесть его весь. Он описывает эпизод, в котором указ царя вынуждает евреев кушать мясо, принесенное в жертву идолам. Когда приходит очередь Елеазара – весьма чтимого и авторитетного среди людей 90-летнего старца, царские чиновники советуют ему притвориться, т.е. просто сделать вид, будто он ест мясо, не делая этого в действительности. Религиозное лицемерие – мы видим так много религиозного лицемерия, клерикального лицемерия. Они как бы говорят ему: «Побудь немного лицемером, никто и не заметит». Это спасло бы Елеазара, так что ему следовало бы, как говорили те чиновники, во имя дружбы принять их жест сострадания и симпатии. В конце концов, настаивали они, дело было всего лишь в мелочи: просто притвориться, будто ест, но не есть – совсем незначительный поступок.
Мелочь, но в своем тихом и твердом ответе Елеазар приводит просто поразительный довод. Его главная суть в следующем: немного лишних дней, заработанных попранием веры в старости, несравнимы с тем наследием, которое она должна оставить молодым и всем грядущим поколениям. Молодец Елеазар! Старик, который всю жизнь последовательно держался своей веры, и теперь отказывается притворно отречься от нее, обрекая новое поколение на то, чтобы оно думало, будто вся вера – это только фикция, верхняя одежда, которую можно снять, сохранив ее в душе. Елеазар говорит нам, что это неправда. В подобном поведении нет уважения к вере – в том числе пред Богом. Результат такой внешней банализации будет губителен для душ молодежи. Вот последовательность человека, который беспокоится за молодых, за будущее наследие, за свой народ!
Именно старость (и это прекрасно для стариков) становится здесь решающим этапом, незаменимым этапом для такого свидетельства. Старик, который, ссылаясь на свою слабость, решит, что практика веры не так уж и важна, даст молодежи повод думать, будто вера никак не связана с реальной жизнью. И тогда с самого они будут считать ее некоей совокупностью форм поведения, которые при необходимости можно симулировать или скрывать, потому что все они не особенно важны для жизни.
Древний инославный гностицизм, ставший очень мощным и заманчивым соблазном для христиан первых веков, строил именно подобные теории, так что это уже старые идеи: дескать, вера – духовность, а не практика; сила ума, а не образ жизни. Верность и достоинство веры, согласно этой ереси, никак не связанные с поведением в жизни, общественными институтами, телесными знаками. Соблазн таких воззрений весьма силен, потому что они по-своему интерпретируют одну бесспорную истину: веру никогда нельзя сводить к набору правил питания или общественных практик. Но вера – это нечто иное. Беда в том, что гностическая радикализация этой истины обнуляет реализм христианской веры: ведь христианская вера реалистична, христианская вера значит не только повторять Символ веры, но и думать верой, чувствовать так, как велит вера, поступать по вере, трудиться руками. А гностики предлагают «делать вид», потому что важно, чтобы у тебя внутри была духовность, и веди себя, как хочешь. Но это не по-христиански. Эта первая ересь гностиков стала очень модной и сейчас, в наши времена, во множестве центров духовности и т.п. И она отрицает свидетельство тех людей, которые являют конкретные знамения Бога в жизни общества и противостоят извращениям ума делами тела.
Это гностическое искушение является, скажем прямо, одной из ересей, религиозных отклонений нашего времени. Это гностическое искушение по сей день актуально. В нашем обществе и в нашей культуре стало подлинным трендом представлять практику веры в негативном свете: то в виде культурной иронии, то с затаенным желанием выгнать прочь. Практика веры для этих гностиков, существовавших уже во времена Иисуса – это всего лишь бесполезная и даже вредная мишура, пережиток прошлого, замаскированное суеверие. Т.е., короче говоря, что-то такое для стариков. И такое нескрываемое осуждение оказывает очень сильно давление на молодое поколение. Конечно, мы знаем, что практика веры может превратиться в бездушную показуху – это еще одна опасность, противоположная, но сама по себе практика веры вовсе не такая. И, возможно, именно на нас, престарелых, лежит очень важная миссия: вернуть вере ее достоинство, сделать ее последовательной, как показал Елеазар, последовательной до конца. Практика веры – это не проявление нашей слабости, а скорее признак ее силы. Мы уже не дети. Мы не шутили, когда встали на путь Господень!
Вера заслуживает почтения и достоинства до конца: она изменила нашу жизнь, очистила наш разум, научила нас поклоняться Богу и любить ближнего. Это благословение для всех! Но вера целиком, а не только отчасти. Не станем менять веру на несколько спокойных дней, а будем поступать, как Елеазар, последовательно вплоть до мученичества. Покажем со всем смирением и твердостью именно в нашей старости, что вера не «для стариков», а для всей жизни. Нужно верить в Святого Духа все обновляющего и всегда готового нам поможет.