Сегодня воскресший Господь является ученикам и тем, кто Его бросил, и дарует им Свое милосердие, показывая раны. Словам, с которыми Он обращается к ним, придает ритм приветствие, трижды встречающееся в сегодняшнем Евангелии: «Мир вам!» (Ин 20, 19. 21. 26). «Мир вам!» – это приветствие Воскресшего, идущего навстречу любой человеческой слабости и ошибке. Давайте же прислушаемся к этим трем «Мир вам!» Иисуса: в них мы ощутим три действия божественного милосердия в нас. Прежде всего, оно дает радость; затем пробуждает прощение и, наконец, утешает в усталости.
1. Во-первых, милосердие Божье дарует радость, особую радость – радость чувствовать себя бескорыстно прощенными. Когда вечером Пасхи ученики видят Иисуса и слышат, как Он впервые произносит: «Мир вам!», то радуются (ср. ст. 20). Они от страха заперлись в доме, но заперлись и в себе, подавленные собственным провалом. Ведь это те самые ученики, которые бросили своего Учителя: пустились в бега при Его аресте. Петр даже трижды отрекся от Него, а один из их группы стал предателем: это был как раз один из них! У них были причины терзаться не только страхом, но и собственным провалом, чувствовать себя никчемными людьми. Да, когда-то они принимали смелые решения, с энтузиазмом, упорством и самопожертвованием следовали за Учителем, но в итоге все рухнуло. Страх возобладал, и они совершили великий грех: бросили Иисуса одного в самый трагический момент. До Пасхи они думали, что созданы для великих дел, спорили, кто из них важнее, и т.д. А теперь они на дне.
В такой атмосфере звучит первое «мир вам!» Ученикам должно было стать стыдно, но они обрадовались. Как их понять… Почему? Потому что это лицо, это приветствие, эти слова переключают их внимание с них самих на Иисуса. Действительно, «ученики обрадовались, – как уточняет текст, – увидев Господа» (ст. 20). Они отвлекаются от себя и собственных провалов и тянутся к Его глазам, в которых видят не суровость, а милосердие. Христос не винит за прошлое, а всегда дарит им Свое благоволение. И это возвращает их к жизни, вливает в их сердца утраченный мир, делает их новыми людьми, которых очистило прощение, дарованное безо всяких расчетов, прощение, дарованное им без их заслуг.
Вот радость Иисуса – радость, которую мы тоже испытали, ощутив Его прощение. И нам случалось уподобиться ученикам в день Пасхи: после падения, греха, провала. В такие моменты кажется, что ничего уже не сделать. Но именно тогда Господь делает все, чтобы подарить нам Свой мир: посредством исповеди, слов человека, который отнесся к нам с участием, внутреннего утешения Духа, неожиданного и удивительного случая... Бог по-разному заботится о том, чтобы дать нам ощутить объятия Его милосердия, радость, которая рождается, когда мы обретаем «прощение и мир». Да, радость Божья рождается прощением и оставляет мир. Именно так: рождается прощением и оставляет мир. Это радость, которая поднимает, не унижая, как если бы Господь не понимал, что происходит. Братья и сестры, давайте вспоминать прощение и мир, которые мы получили от Иисуса. Каждый из нас их получил, у каждого из нас есть такой опыт. Давайте вспоминать хоть иногда, и это пойдет нам на пользу! Давайте вспоминать объятия и ласку Божью, вспоминая свои ошибки и падения. Так мы будем подпитывать радость. Потому что ничто не может остаться таким, как раньше, для тех, кто испытал радость Божью! Эта радость меняет нас.
2. «Мир вам!» Господь говорит это повторно, добавляя: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (ст. 21). И дарует ученикам Святого Духа, чтобы сделать их творцами примирения: «Кому простите грехи, тому простятся» (ст. 23). Они не просто обретают милосердие, а становятся сеятелями того милосердия, которое обрели. Они получают эту силу, но не за свои заслуги, не своим трудом, нет: это чистый дар благодати, который, однако, опирается на их опыт людей прощенных. И я обращаюсь к вам, миссионеры Милосердия: если кто-то из вас не чувствует себя прощенным, то пусть остановится и не прикидывается миссионером милосердия, пока не почувствует себя прощенным. И от этого обретенного милосердия вы сможете дать столько милосердия, столько прощения! И сегодня, и всегда в Церкви прощение должно достигать нас так: благодаря смиренной доброте милосердного исповедника, который знает, что он не обладатель какой-то власти, а канал милосердия, изливающий на других прощение, которым он сначала был облагодетельствован сам. И отсюда рождается это всепрощение, потому что Бог прощает все – все и всегда. Это мы устаем просить прощения, а Он прощает всегда. И вы должны быть каналами прощения благодаря собственному опыту обретенного прощения. Не стоит мучить верующих, которые приходят к вам с грехами, а нужно понять, что произошло, выслушать, простить и дать добрый совет, помогая идти вперед. Бог прощает все: нельзя закрывать эту дверь…
«Кому простите грехи, тому простятся» – эти слова стояли у истоков таинства примирения, но не только. Иисус всю Церковь сделал общиной сеятелей милосердия, знамением и орудием примирения для человечества. Братья и сестры, каждый из нас получил в крещении Святого Духа, чтобы быть мужчиной или женщиной примирения. Когда мы ощущаем радость освобождения от бремени наших грехов, наших провалов, когда не понаслышке узнаем, что значит возродиться после того, как пережили опыт казалось бы безвыходной ситуации, тогда должны делиться с теми, кто рядом с нами, хлебом милосердия. Мы должны чувствовать, что призваны к этому. И давайте спросим себя: а я там, где живу, я в моей семье, я на работе, в моей общине насаждаю ли общение, являюсь ли ткачом примирения? Стараюсь ли разряжать конфликты, нести прощение туда, где царит ненависть, и мир туда, где живет обида? Или же я увязаю в мире болтовни, которая всегда убивает? Иисус ищет в нас людей, которые будут нести миру свидетельство этих Его слов: «Мир вам!» Я получил мир: и даю его другому.
3. «Мир вам!» – повторяет Господь в третий раз, когда восемь дней спустя вновь является ученикам, чтобы поддержать уставшую веру Фомы. Тот хочет увидеть и коснуться. И Господь не возмущается его неверию, а идет ему навстречу: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои» (ст. 27). Это не вызов, а слова милосердия. Иисус понимает трудности Фомы: не обращается с ним сурово, и апостол потрясен до глубин своей души таким благоволением. И из неверующего превращается в верующего и произносит самое простое и прекрасное исповедание веры: «Господь мой и Бог мой!» (ст. 28). Вот прекрасное воззвание, и мы можем перенять его и повторять весь день, особенно когда, как Фома, проходим сквозь сомнения и тьму.
Потому что в нем отражается история каждого верующего, каждого из нас, каждого верующего: бывают трудные мгновения, когда нам кажется, что жизнь опровергает веру, когда мы переживаем кризис и нуждаемся в том, чтобы коснуться и увидеть. Но, как и в случае Фомы, именно в такие мгновения мы снова ощущаем сердце Господа, Его милосердие. В таких ситуациях Иисус не приходит победителем с гнетущими испытаниями, не совершает потрясающих чудес, а ниспосылает обжигающие знамения милосердия. Он утешает нас точно так же, как в сегодняшнем Евангелии: показывая нам собственные раны. Не будем забывать об этом: там, где есть грех, пусть даже самый тяжкий – наш или чужой, всегда присутствует Господь, показывающий собственные раны. Не забывайте об этом. И в нашем служении исповедников мы должны показывать людям, что над их грехами возвышаются раны Господни, и они сильней греха.
И Он показывает нам также раны братьев и сестер. Да, когда мы переживаем свои кризисы и невзгоды, милосердие Божье часто заставляет нас коснуться страданий ближнего. Нам казалось, что это мы на пике страданий, на вершине трудностей, то обнаруживаем в молчании, что кто-то переживает еще худшие моменты и периоды. И, если мы перевязываем раны ближнего и проливаем милосердие на него, то в нас рождается новая надежда, которая утешит в трудностях. Итак, спросим себя: а мы касались в последнее время ран кого-нибудь страдающего телом или духом, несли мир израненному телу или обессилевшему духу, посвящали хоть немного времени тому, чтобы выслушать, быть рядом, утешать. Поступая так, мы встречаем Иисуса, Который с милосердием смотрит на нас глазами терзаемого жизнью и говорит: «Мир вам!» И мне радостно думать о том, что среди апостолов там была Богородица, которую после Пятидесятницы мы почитаем как Матерь Церкви: мне радостно думать о ней в понедельник после Воскресенья милосердия как о Матери милосердия, и да поможет она нам идти вперед в нашем столь прекрасном служении.
Источник: vatican.va
.