Добрый день, дорогие братья и сестры!
В Евангелии сегодняшней литургии Иисус призывает нас задуматься над тем, как мы смотрим на вещи и говорим. Смотрим и говорим.
Сначала как мы смотрим? Господь говорит, что мы рискуем зациклиться на соломинке в глазу брата, не замечая бревна в своем (ср. Лк 6, 41). Другими словами, бывает, что мы слишком внимательны к чужим недостаткам, пусть даже самым маленьким, таким, как соломинка, но при этом спокойно пренебрегаем собственными, не придавая им особого значения. Иисус прав: мы всегда находим причины обвинять других и оправдывать себя. И так часто жалуемся, что в обществе, в Церкви и в мире что-то не так, даже не пытаясь сперва присмотреться к своим порокам и изменить сначала себя. Любые плодотворные перемены должны начинаться с нас самих. Иначе ничего не переменится. И, как разъясняет Иисус, при таком подходе мы слепы. А, если мы слепы, то не можем претендовать на то, чтобы вести и учить других: ведь слепец не может вести другого слепца (ср. ст. 39).
Дорогие братья и сестры, Господь призывает нас прочистить свои глаза. Во-первых, Он велит нам заглянуть в себя, чтобы признать собственную убогость. Потому что, если мы не в состоянии увидеть свои недостатки, то всегда будем склонны преувеличивать чужие. Если же мы признаем свои ошибки и пороки, то для нас открываются двери милосердия. А, когда мы уже заглянем внутрь себя, Иисус призывает взглянуть на других так, как Он: вот в чем секрет – смотреть, как Он, Кто видит, прежде всего, не зло, а добро. Бог смотрит на нас именно так: видит в нас не непоправимые ошибки, а детей, которые ошибаются. Он меняет оптику: фокусируется не на ошибках, а на ошибающихся детях. Бог всегда отличает человека от его ошибок. И всегда спасает человека. Он всегда верит в человека и всегда готов простить ошибки. Мы знаем, что Бог всегда прощает. И Он призывает нас к тому же: искать в других не зло, а добро.
После того, как мы подумали, как смотрим, Иисус призывает нас сегодня поразмышлять над тем, как говорим. Господь поясняет, что «от избытка сердца говорят уста» (ст. 45). Действительно, по тому, как кто-то говорит, можно сразу же понять, что у него на сердце. Наши слова показывают, что мы за люди. Однако, мы порой не очень-то заботимся о своих словах и произносим их слишком легкомысленно. Но у слов есть вес: они позволяют нам выражать мысли и чувства, озвучивать наши страхи и замыслы, благословлять Бога и других. Впрочем, к сожалению, языком мы можем также подпитывать предрассудки, воздвигать барьеры, нападать и даже уничтожать. Языком мы можем уничтожать братьев: сплетни ранят, а наговоры бывают поострее ножа! Сегодня, особенно в цифровой сфере, слова быстро текут, но слишком часто несут в себе гнев и агрессию, подпитывают фейки и эксплуатируют коллективные страхи для пропаганды ложных идей. Один дипломат, бывший генеральный секретарь Организации объединенных наций и лауреат Нобелевской премии мира, сказал как-то, что «злоупотребление словом равносильно презрению к человеку» (Д. Хаммаршельд, „Vägmärken“).
Так что спросим себя, какие рода слова мы используем: те, что выражают внимание, уважение, понимание, близость, сострадание, или же те, что нацелены, в первую очередь, на то, чтобы покрасоваться перед другими? И еще: говорим ли мы с кротостью или пачкаем это мир, отравляя его ядом: критикуя, жалуясь, подпитывая широко повсеместную агрессию?
Наша Владычица Мария, на смирение которой призрел Бог, Дева молчания, которой мы теперь будем молиться, да нам прочистить свои глаза и речь.
_________________
Дорогие братья и сестры!
В последние дни мы живем в состоянии шока от одной трагедии: войны. Сколько мы молились, чтобы события не пошли по этому пути! Не будем переставать молиться и даже более того: пусть наши мольбы к Богу станут еще пламеннее. Поэтому вновь призываю всех посвятить 2 марта, день Пепельной среды, молитве и посту за мир на Украине. В этот день разделим страдания украинского народа, чтобы почувствовать себя братьями и молить Бога об окончании войны.
Тот, кто развязывает войну, забывает о человечности. Не думает о людях, не смотрит на их конкретную жизнь, а ставит превыше всего частные интересы и власть. Он доверяется дьявольской и извращенной логике оружия, самой далекой от воли Божьей, и отдаляется от народа, который хочет мира и при любом конфликте становится настоящей жертвой, которая собственной кровью платит за безумие войны. Сейчас я думаю о стариках, которые в эти часы ищут убежища, мам, бегущих со своими детьми… Это наши братья и сестры, для которых нужно срочно открыть гуманитарные коридоры и принять их.
Со страшной болью в сердце слежу за событиями на Украине, но не будем забывать и о войнах в других частях света, таких как Йемен, Сирия, Эфиопия… И вновь повторяю: пусть умолкнет оружие! Бог с миротворцами, а не с теми, кто прибегает к насилию. Так как любящий мир, как гласит итальянская конституция, «отвергает войну как инструмент посягательства на свободу других народов и как неверное средство разрешения разногласий между народами» (ст. 11).
Вчера в испанской Гранаде к сонму блаженных были причислены священник Гаэтано Хименес Мартин и пятнадцать его товарищей-мучеников, из odium fidei (лат.: «ненависти к вере») во время религиозных гонений тридцатых годов прошлого века в Испании. Свидетельство этих героических учеников Христовых да разбудит во всех нас желание верно и отважно служить Евангелию. Аплодисменты новым блаженным.
Приветствую всех вас, римлян и паломников!
В частности, приветствую девочек-кинсеаньерок из Панамы, студентов из епархии Порту, верующих Мериды-Бадахоса и Мадрида в Испании, а также из Парижа и Польши, группы из Реджо-ди-Калабрия, Сицилии и Пастырского союза Альты-Ланги, ребят из Урньяно, которые готовятся к миропомазанию, и мальчиков из Петозино в епархии Бергамо.
С особым приветствием обращаюсь к тем, кто пришел сюда по случаю Дня редких заболеваний, который будет отмечаться завтра: хотел бы выразить свою поддержку всем объединениям больных и их родных, а также ученым, ведущим исследования в этой области. Я с вами!
Приветствую народы, представленные здесь… Вижу также много флагов Украины! Слава Ісусу Христу!
Всем желаю хорошего воскресенья. Пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде, и до свидания.
Источник: vatican.va
.