Два образа из слова Божьего, которое мы слышали, помогают нам лучше присмотреться к Иисусу – Царю Вселенной. Первый образ из Откровения св. Иоанна, предвосхищенный пророком Даниилом в первом чтении, рисуют нам слова: «Се, грядет с облаками» (Откр 1, 7; ср Дан 7, 13). Здесь имеется в виду славное пришествие Иисуса как Господа и конечной цели истории. Второй образ из Евангелия представляет нам Христа, стоящего перед Пилатом и говорящего ему: «Я – Царь» (Ин 18, 37). Нам было бы полезно, дорогие ребята, остановиться и приглядеться к этим образам Иисуса в начале нашего пути ко Всемирному дню молодежи 2023 г. в Лиссабоне.
Давайте остановимся на первом: Иисус, «грядет с облаками». Этот образ рисует пришествие Христа во славе в конце времен: он дает нам понять, что последнее слово в нашей жизни скажет Иисус, не мы! Он, как еще сказано в Писании, есть «Шествующий на небесах» (Пс 68/67/, 5) и являющий там Свое могущество (ср. там же, 34-35): т.е. Он – Господь, нисходящий свыше и никогда не заходящий, противостоящий преходящему, и в этом наше вечное непоколебимое упование. Он – Господь. Это пророчество надежды озаряет наши ночи. Оно говорит нам, что Бог идет, что Бог здесь, что Бог действует и что Он обращает историю к Себе, к добру. Он «грядет с облаками», чтобы вселить уверенность в нас, как бы говоря: «Не оставлю вас одних, когда вашу жизнь окутают мрачные тучи. Я всегда с вами. Иду, чтобы принести свет и разогнать тучи».
Но пророк Даниил уточняет, что видел грядущего с облаками Господа «в ночных видениях» (Дан 7, 13). В ночных видениях: т.е. Бог приходит ночью, зачастую среди мрачных туч, сгустившихся над нашей жизнью. Каждый из нас переживал эти мгновения. Нужно узнать Его, смотреть сквозь ночь, поднять глаза, чтобы увидеть Его во тьме.
Дорогие ребята, видеть в ночных видениях! Что это значит? Это значит сохранять ясный взгляд даже во тьме, не переставая искать свет посреди мрака, который мы так часто носим в своем сердце и видим вокруг себя. Поднять взгляд от земли вверх не для того, чтобы бежать, а чтобы победить искушение прижаться к полу наших страхов. Вот опасность: нельзя, чтобы нас держали наши страхи. Не запирайся в своих мыслях и жалобах на жизнь. Подними глаза и встань! Слышишь зов: подними глаза и встань! С таким зовом обращается к нам Господь, и его решил я повторить в послании, адресованном Вам, молодым, чтобы оно сопровождало вас в пути этого года. Вот труднейшая, но увлекательная задача, стоящая перед вами: устоять на ногах, когда все как будто валится; быть часовыми, способными увидеть свет в ночных видениях; созидать среди руин, которых много в этом мире, и уметь мечтать. И в этом, по-моему, и есть ключ: парень или девушка, неспособные мечтать, достойны сожаления. Они состарились раньше времени! Способность мечтать нужна, потому что мечтатель не позволяет ночи поглотить себя, а зажигает пламя, свет надежды, предвозвещающий завтрашний день. Мечтайте, стремитесь и смело смотрите в будущее.
Мне хотелось бы сказать вам следующее: мы, все мы благодарны вам за то, что вы мечтаете. «Неужели? Молодежь, как размечтается, так иногда шумит…». Шумите, потому что ваш шум – это плод вашей мечты. Он означает, что вы не хотите жить в ночи, что Иисус стал мечтой вашей жизни, и вы с радостью, с заразительным и благотворным для вас энтузиазмом принимаете Его! Спасибо вам, спасибо за умение отважно исполнять мечты, не терять веры даже среди жизненных ночей, за ваше пылкое стремление сделать наш мир прекраснее и человечнее. Спасибо вам за то, что лелеете мечту о братстве, близко к сердцу принимаете раны творения, боретесь за достоинство слабейших и распространяете дух солидарности и общности. И, в первую очередь, спасибо вам за то, что в этом мире, сосредоточенном лишь на выгоде сегодняшнего дня и потому старающемся заглушить великие идеалы, вы не теряете способности мечтать! Нельзя жить будто во сне или под анестезией. Нельзя: нужно жить, мечтая. Так вы поможете и нам, взрослым, и Церкви. Да, нам как Церкви тоже нужно мечтать, нам нужен энтузиазм, нам нужен молодой запал, чтобы свидетельствовать о Боге вечно молодом!
И мне хотелось бы сказать вам еще кое-что: многие Ваши мечты совпадают с евангельскими. Братство, солидарность, справедливость, мир: о таком человечестве мечтал и Иисус. Не бойтесь открыться для встречи с Ним: Он любит ваши мечты и помогает вам исполнить их. Кардинал Мартини говорил, что Церкви и обществу нужны «мечтатели, которые не позволяют нам закрыться от сюрпризов Святого Духа» (“Conversazioni notturne a Gerusalemme. Sul rischio della fede”, стр. 61). «Мечтатели, которые не позволяют нам закрыться от сюрпризов Святого Духа». Это прекрасно! Желаю и вам быть этими мечтателями!
Так мы приходим ко второму образу. Это Иисус, Который говорит Пилату: «Я – Царь». Поражает Его решимость, Его мужество, Его высшая свобода. Его арестовали, привели в преторию, и Его допрашивает тот, кто может вынести Ему смертный приговор. И в такой чрезвычайно ситуации Он мог бы предпочесть Свое естественное право на самозащиту, быть может, попытаться «внести поправки в свою позицию», чтобы найти компромисс. Однако, Иисус не утаивает Своей личности, не скрывает намерений, не использует спасительных лазеек, которые Пилат оставил все-таки открытыми. Не использует. Со смелостью истины Он отвечает: «Я – Царь». Берет на Себя ответственность за Свою жизнь, как бы говоря: «Я пришел со Своей миссией и пойду до конца, чтобы свидетельствовать о Царствии Отца». «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине», – заявляет Иисус (Ин 18, 37). Он таков. Пришел, чтобы недвусмысленно возвещать собственной жизнью, что Его Царство отличается от царств мира сего, что Бог царствует не для того, чтобы увеличить Свою власть и подавить других, потому что царствует не с помощью армии и силы. Его Царство – это Царство Любви: «Я – Царь», но Царь этого Царства любви; «Я – Царь» Царства Того, кто жертвует Своей жизнью ради спасения других.
Дорогие ребята, ищите свободы Иисуса! Пусть она вибрирует в нас, сотрясает нас, пробуждает в нас смелость истины. И мы могли бы спросить себя: если бы я был там тогда, на месте Пилата перед Иисусом, глядя Ему в глаза, за что мне было бы стыдно? Перед истиной Иисуса, перед истиной, которая есть Иисус, в чем моя неправда, которая не устоит, мое двуличие, неугодное Ему? Оно есть в каждом из нас. Нужно искать его, искать. Во всех нас есть это двуличие, эти компромиссы, эти «поправки», чтобы только обойти крест. Нам нужно предстать перед Иисусом, дабы в нас воцарилась истина. Нам нужно поклоняться Ему, чтобы внутренне освободиться, озарить светом свою жизнь и не позволить обмануть себя сиюминутной моде, ослепляющим и парализующим фейерверкам потребительства. Друзья, мы здесь не для того, чтобы нас приворожили сирены мира сего, а для того, чтобы взять свою жизнь в руки, «насыщаться ею», жить ею до конца!