Добрый день, дорогие братья и сестры!
Сцена, описанная в Евангелии сегодняшней литургии, разворачивается внутри иерусалимского храма. Иисус наблюдает и смотрит на происходящее в этом самом священном среди всех прочих месте и видит, как книжники и фарисеи любят прохаживаться, чтобы их замечали, приветствовали, чтили и давали почетные места. И Иисус называет их «поядающими домы вдов и напоказ долго молящимися» (Мк 12, 40). Одновременно Его глаза замечают другую сцену: бедная вдова, одна из тех, кого используют сильные, бросает в сокровищницу храма «все, что имела» (ст. 44). Так говорит Евангелие: она бросает в сокровищницу все свое пропитание. И мы видим этот резкий контраст: богатые, которые отдают лишнее, чтобы порисоваться, и бедная женщина, которая, не привлекая внимания, жертвует все, что у нее есть. Два символа человеческого поведения.
Иисус смотрит на эти две сцены. И именно этот глагол «смотреть» резюмирует Его наставление: на тех, кто верит двулично, как эти книжники, нужно «смотреть», чтобы не уподобиться им, а на вдову нужно «смотреть», чтобы брать с нее за пример. Остановимся на этом: смотреть на лицемеров и смотреть на бедную вдову.
Сначала смотреть на лицемеров, т.е. остерегаться того, чтобы строить свою жизнь на культе видимого, внешнего, на преувеличенной заботе о собственном имидже. И самое главное остерегаться того, чтобы подстраивать веру под свои интересы. Эти книжники прикрывали именем Бога собственное тщеславие и, что еще хуже, использовали религию, чтобы решать свои дела, злоупотребляя властью и используя бедных. Здесь мы видим то же нездоровое поведение, которое и сегодня можно заметить то тут, то там, этот клерикализм, заставляющий превозноситься над смиренными, использовать их, «уничтожать», мня себя совершенными. Таково зло клерикализма. Это предостережение на все времена и для всех, для Церкви и общества: нельзя использовать свое положение, чтобы давить других, нельзя зарабатывать на самых слабых! И нужно быть осторожными, чтобы не впасть в тщеславие, дабы нам не случилось зациклиться на внешнем, потеряв суть и живя поверхностно. Давайте спросим себя, нам это будет полезно: говоря что-то и делая, мы тем самым хотим добиться признания и награды или же послужить Богу и ближнему, особенно самому слабому? Остерегаемся ли мы лжи в сердце, лицемерия, которое есть не что иное, как опасная болезнь души! Это двойственное мышление, двойственное суждение, как говорит само слово: «примерять лица», скрывать настоящие мысли. Двойственные, двоедушные люди, двоедушие.
И чтобы исцелиться от этой болезни, Иисус предлагает смотреть на бедную вдову. Господь осуждает эксплуатацию этой женщины, которой, чтобы принести жертву, придется вернуться домой без того малого, что у нее было для жизни. Как важно избавить священное от связи с деньгами! Иисус уже говорил об этом в другом месте: нельзя служить двум господам. Или ты служишь Богу… И тут само собой напрашивается: «или дьяволу». Но нет: или Богу, или деньгам. Деньги – господа, и Иисус говорит, что нам нельзя служить им. Но, с другой стороны, Иисус хвалит тот факт, что эта вдова бросает в сокровищницу все, что у нее было. У нее ничего не осталось, но она находит в Боге свое все. Она не боится потерять то немногое, что у него есть, потому что сильно уповает на Бога, и это умножает радость дающей. Это напоминает нам и о другой вдове из рассказа о пророке Илии, которая хотела испечь лепешку из последней муки, которая у нее была, и последнего масла. Илия говорит ей: «Дай мне поесть», и она дает; и мука никогда не кончается – чудо (ср. 3 Цар 17, 9-16). Господь перед лицом человеческого великодушия всегда идет дальше и поступает еще великодушнее. Но это Он, а не наша скупость. И вот здесь Иисус предлагает как учителя веры эту женщину: она ходит в храм не для того, чтобы успокоить свою совесть, молится не для того, чтобы показаться перед другими, не хвалится верой, а жертвует от сердца с великодушием и бескорыстием. Ее монетки звенят лучше, чем большие пожертвования богатых, потому что выражают жизнь, искренне посвященную Богу, веру, которая питается не внешним, а безусловным упованием. Давайте учиться у нее: вера без внешней мишуры, внутренне искренняя; вера, сложенная из смиренной любви к Богу и братьям.
А теперь обратимся к Приснодеве Марии, которая со смиренным и чистым сердцем превратила всю свою жизнь в дар Богу и Его народу.
______________________
Дорогие братья и сестры!
С большой тревогой слежу за новостями, которые приходят из региона Африканского рога, в частности, из Эфиопии, вот уже более года терзаемой конфликтом, приведшим к многочисленным жертвам и серьезному гуманитарному кризису. Прошу всех молиться о местных жителях, вынужденных сносить суровые испытания, и вновь призываю к тому, чтобы возобладало все же братское согласие и мирный диалог.
Заверяю также в моей молитве о жертвах пожара, последовавшего за взрывом горючего в пригороде Фритауна, столицы Сьерра-Леоне.
Вчера в испанской Манресе были провозглашены блаженными три мученика за веру из ордена братьев меньших капуцинов: Бенет де Санта Колома де Граменет, Хосеп Ориол де Барселона и Доменек де Сант Пере де Риудебитллес. Они были убиты во времена религиозных гонений прошлого века в Испании, показав себя кроткими и мужественными свидетелями Христа. Их пример да поможет сегодняшним христианам сохранить верность собственному призванию даже в момент испытаний. Аплодисменты этим новым блаженным!
Приветствую всех вас, дорогие верующие из Рима и паломники из разных стран, особенно тех, кто приехал из Соединенных Штатов Америки и Португалии. Приветствую группы верующих из Прато и Фолиньо и ребят из Исповедания веры из Брессо.
Всем желаю хорошего воскресенья. И пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде и до свидания!