СВ. МЕССА НА ОТКРЫТИЕ СИНОДА: ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА






















ЕВХАРИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
НА ОТКРЫТИЕ СИНОДА О СИНОДАЛЬНОСТИ
ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСКА
Базилика св. Петра,
воскресенье, 10 октября 2021 г.





Один богатый человек бежит навстречу Иисусу, когда «выходил Он в путь» (Мк 10, 17). Евангелия многократно рисуют нам Иисуса «в пути», разделяющего странствие людей и открытого на то, чтобы слушать вопросы, роящиеся в их сердцах и беспокоящие их. Тем самым Он являет нам, что Бог живет не в тихих стерилизованных местах, далеких от реальности, а идет с нами и туда, где мы на ухабистых жизненных стезях. И сегодня, вступая на этот синодальный путь, все – Папа, епископы, священники, монахи и монахини, сестры и братья миряне – должны начать его с вопроса: а мы, христианская община, воплощаем ли в себе стиль Бога, идущего сквозь историю и разделяющего превратности судьбы человечества? Готовы ли мы к неожиданностям этого пути или, страшась неизвестности, предпочитаем прятаться за оправданиями вроде «не стоит» или «всегда так делали»?

Проводить синод – значит идти одной дорогой, вместе. Посмотрим на Иисуса, Который на дороге сначала встречает богатого человека, потому выслушивает его вопросы и, наконец, помогает ему распознать, что делать, чтобы обрести жизнь вечную. Встречать, слушать, распознавать: вот три синодальных глагола, на которых мне хотелось бы остановиться.

Встречать. Евангелие открывается рассказом о встрече. Некий человек идет навстречу Иисусу, падает перед Ним на колени и задает Ему решающий вопрос: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (ст. 17). Такой важный вопрос требует внимания, времени, готовности встретиться с другим и позволить себе проникнуться его беспокойством. И Господь, действительно, не чурается его, не говорит, что тот Ему докучает и мешает, а, напротив, останавливается перед ним. Он открыт для встречи. Ничто не оставляет Его равнодушным, все Его увлекает. Видеть лица, встречаться взглядами, разделить историю каждого – вот близость Иисуса. Он знает, что одна единственная встреча может изменить жизнь. И Евангелие усеяно живительными и исцеляющими встречами со Христом. Он не спешил, не поглядывал на часы, торопясь закончить встречу. Он всегда был готов служить каждому встречному и выслушать его.

И мы сегодня, в начале этого пути, призваны стать мастерами искусства встречи – не организации мероприятий или теоретических рассуждений о проблемах, а, прежде всего, умельцами уделять время тому, чтобы встретиться с Господом и устроить встречу между нами. Уделять время молитве и поклонению, т.е. такой молитве, которой мы так часто пренебрегаем: поклоняться, дать место поклонению. Уделять время тому, чтобы услышать, что Дух хочет сказать Церкви, чтобы обернуться на лицо и слово другого, встретиться с ним тет-а-тет, позволить себе проникнуться вопросами сестер и братьев, помочь друг другу, дабы разнообразие харизм, призваний и служений обогащало нас взаимно. Каждая встреча, как мы знаем, требует открытости, отваги, готовности всмотреться в лицо другого и прочувствовать его историю. Мы порой предпочитаем прятаться в формальных отношениях и надевать маски по обстоятельствам, поскольку так велит нам клерикальный аристократический дух, когда я больше «достопочтенный настоятель», чем отец. А встреча меняет нас и зачастую подсказывает новые пути, по которым мы и не думали идти. Сегодня после молитвы «Ангел Господень» я приму прекрасную группу людей с улицы, которые просто собрались, потому что есть другая группа, которая потрудилась выслушать их, просто выслушать. И, выслушав, они смогли начать свой путь. Слушать. Как часто именно так Бог указывает нам путь, по которому нам следует идти, отбросив свои надоевшие привычки. Все меняется, когда мы способны к подлинной встрече с Ним и друг с другом без формализма, без притворства и без грима.

Второй глагол: слушать. Подлинная встреча рождается только от слушания. Действительно, Иисус слушает вопрос этого человека, его религиозной и экзистенциальной тревоги. Не дает дежурного ответа, не предлагает шаблонное решение, не отвечает с деланной учтивостью, чтобы только избавиться от него и пойти дальше. Он просто слушает его. Слушает столько, сколько нужно, не спеша. И самое главное, Иисус не боится слушать сердцем, а не одними лишь ушами. Ведь Он не просто отвечает на вопрос, а позволяет богачу рассказать свою историю, свободно поговорить о себе. Христос припоминает ему заповеди, а он начинает говорить о своем детстве, делиться своим религиозным опытом, своей историей поиска Бога. Такое бывает, когда мы слушаем сердцем: другой чувствует, что его принимают и не осуждают, что он может свободно рассказать о своей жизни и духовной стезе.

Честно спросим себя на этом синодальном пути: как мы слушаем? Как обстоят дела со «слухом» нашего сердца? Даем ли мы людям высказаться, идти в вере даже по трудным жизненным стезям, вносить свой вклад в жизнь общины, не сталкиваясь с препонами, неприятием и осуждением? Проводить синод – значит встать на путь Самого Слова, ставшего человеком: пойти по Его стопам, слушая Его слово и слова других. Это значит с изумлением открыть, что Дух Святой всегда веет так, что застает врасплох, подсказывая новые пути и языки. Это медленное, возможно, утомительное упражнение учит нас – епископов, священников, монашествующих и мирян, всех, всех крещеных – слушать друг друга, избегая искусственных и поверхностных ответов. Шаблонные ответы не пойдут. Дух велит нам прислушаться к вопросам, тревогам и надеждам каждой Церкви, каждого народа и страны. А еще прислушаться к миру, к задачам и переменам, перед которым он ставит нас. Не стоит изолировать сердце, не стоит прятаться за блиндажами привычных нам гарантий. Эти гарантии так часто закрывают нас. Давайте слушать.

Наконец, распознавать. Встречать и слушать друг друга – это не самоцель, которая оставляет все, как есть. Напротив, вступив в диалог, в дискуссию, на путь, мы, в конце концов, уже не те, что раньше – мы меняемся. Евангелие сегодня показывает нам это. Иисус понимает, что перед ним стоит хороший и набожный человек, исполняющий заповеди, но хочет вывести Его за рамки простого соблюдения предписаний. В диалоге Он помогает ему распознать, предлагает заглянуть в собственное сердце в свете той любви, которой Он любит его, глядя на него (ср. ст. 21), и распознать в этом свете, к чему оно по-настоящему привязано. Тогда он осознает, что благо для него не том, чтобы преумножать религиозные практики, а, наоборот, в том, чтобы опустошиться: продать то, к чему привязано его сердце, чтобы освободить место для Бога.

Это ценное указание и для нас. Синод – это путь духовного распознания, церковного распознания, который совершается в поклонении, молитве, в контакте со словом Божьим. И второе чтение именно сегодня говорит нам, что слово Божье «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа… и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4, 12). Слово дает нам способность распознавать и просвещает нас для этого. Оно направляет синод, чтобы он не превратился в церковный «съезд», ученое собрание или политический конгресс, чтобы он был не парламентом, а событием благодати, процессом исцеления, которое ведет Дух. В эти дни Иисус призывает нас, как и того евангельского богача, опустошиться, избавиться от мирского, от наших запоров и монотонных пастырских моделей. Призывает нас спросить себя, что Бог хочет сказать нам в это время, и в каком направлении Он хочет вести нас.

Дорогие братья и сестры, счастливого пути всем нам! Да будем мы влюбленными в Евангелие паломниками, открытыми на сюрпризы Святого Духа. Да не упустим мы благодатную возможность встретиться, выслушать друг друга, распознать, радуясь сознанию того, что, пока мы ищем Господа, Он первый со Своей любовью идет навстречу нам.




Источник: vatican.va