Жизнь в вере








ПАПА ФРАНЦИСК
ОБЩАЯ АУДИЕНЦИЯ
Среда, 29 сентября 2021 г.
Катехизическое поучение на послание к Галатам 9: Жизнь в вере






Добрый день, дорогие братья и сестры!

 

На нашем пути к лучшему пониманию учения св. Павла мы приходим сегодня к сложной, но важной теме – оправданию. Что же такое оправдание? Мы, грешники, стали праведниками. И кто же оправдал нас? Этот процесс перемены и есть оправдание. Мы праведны пред Богом. Да, у нас есть наши личные грехи, но в сущности своей мы праведны. Вот оправдание. Было столько дискуссий на эту тему в поисках толкования, которое наиболее отвечало бы мысли Апостола, и при этом, как обычно, высказывались противоположные мнения. В Послании к Галатам, как и к Римлянам, Павел настаивает на том, что оправдание дается верой во Христа. «Но ведь я и так праведник, раз исполняю все заповеди!» Да, но не этим дается оправдание, оно опережает тебя: кто-то оправдал тебя, кто-то сделал тебя праведным пред Богом. «Ну, а я то – грешник!» Да, ты – праведный, но – грешный, хотя в сущности своей ты – праведный. Кто же сделал тебя праведным? Иисус Христос. Вот оправдание.

Что же скрывается за словом «оправдание», имеющим столь решающее значение для веры? Трудно найти ему исчерпывающее определение, однако, исходя из совокупности мысли св. Павла, можно просто сказать, что оправдание – это следствие «Божьего милосердия, дарующего прощение» («Катехизис Католической Церкви», п. 1990). Таков наш Бог: Он столь добр, милостив, терпелив, полон милосердия, что непрестанно дает прощение – непрестанно. Он прощает, и оправдание – это Бог, с самого начала прощающий каждого во Христе. Божье милосердие дает прощение. Ведь Бог смертью Иисуса…, и нужно подчеркнуть это: именно смертью Иисуса уничтожил грех и бесповоротно даровал нам прощение и спасение. Оправданные таким образом грешники обретают доступ к Богу и примиряются с Ним. Мы как бы возвращаемся к первоначальным отношениям между Творцом и творением, существовавшим до вмешательства греховного непослушания. Таким образом, оправдание, которое производит Бог, позволяет нам восстановить утраченную вследствие греха невинность. Как же происходит оправдание? Ответить на этот вопрос – значит раскрыть еще один аспект новизны учения св. Павла: оправдание совершается по благодати. И только по благодати: мы оправданы по чистой благодати. «Но ведь нельзя же, как делают некоторые, пойти к судье и заплатить за оправдательный приговор». Нет, в этом случае не заплатишь, но кое-кто уже заплатил за всех нас – это Христос. И от Христа, умершего ради нас, проистекает та благодать, которую Отец дает всем: оправдание совершается по благодати.

Апостол всегда помнит тот опыт, что изменил всю его жизнь: встречу с воскресшим Иисусом по пути в Дамаск. Павел был горделивым, религиозным, ревностным человеком, убежденным в том, что в скрупулезном соблюдении заповедей состоит праведность. Но теперь он покорен Христом, и вера в Него глубоко его преобразила, позволив ему узреть доселе скрытую для него истину: не мы своими силами достигаем праведности, нет: не мы, а Христос Своей благодатью делает нас праведными. Таким образом, Павел ради обретения полного познания тайны Иисуса готов отречься от всего, чем прежде был богат (ср. Флп 3, 7), потому что осознал, что лишь благодать Божья спасла его. Мы оправданы и спасены по чистой благодати, а не по заслугам. И это внушает нам великое упование. Мы – грешники, да. Но мы идем по жизненной стезе с той Божьей благодатью, что оправдывает нас всякий раз, когда мы просим о прощении. Но оправдывает не прямо в тот момент: мы уже оправданы. Однако, Он приходит, чтобы простить нас еще раз.

Вера для апостола имеет всеобъемлющую ценность. Она касается каждого мгновения и каждого аспекта жизни верующего: от самого крещения вплоть до последнего вздоха все пропитано верой в смерть и воскресение Иисуса, дающего спасение. Оправдание верой подчеркивает первенство благодати, которую Бог дарует всем без всякого различия верующим в Его Сына.

Из этого, однако, не следует делать вывод, что для Павла Закон Моисеев не имеет более значения. Напротив, Закон остается несомненным даром Божьим; он, как пишет Апостол, «свят» (Рим 7, 12). И для нашей духовной жизни важно соблюдать заповеди, но даже в этом мы не можем рассчитывать на собственные силы: кардинально необходима благодать Божья, которую мы обретаем во Христе: благодать, достигающая нас посредством оправдания, данного нам Христом, уже заплатившим за нас. Он дарует нам ту бескорыстную любовь, что позволяет нам, в свою очередь, любить конкретно.

В этом контексте неплохо вспомнить также учение апостола Иакова: «Человек оправдывается делами, а не верою только? – пишет он, и этот как-будто противоречит вышесказанному, но так только кажется. – Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2, 24. 26). Оправдание, если не цветет нашими делами, остается там, под землей, как мертвое. Оно есть, но мы должны воплощать его в свои дела. Таким образом, слова Иакова восполняют учение Павла. Так что у обоих ответ веры требует деятельной любви к Богу и к ближнему. Зачем эта «деятельная любовь»? Затем, что она спасла нас всех, бескорыстно оправдала нас – бескорыстно!

Оправдание вписывается в долгую историю спасения, являющую справедливость Божью: глядя на наши непрестанные падения и недостатки, Он не сдался, а пожелал сделать нас праведными, причем по благодати посредством дара Иисуса Христа, Его смерти и воскресения. Не раз уже я говорил о том, как действует Бог, каков стиль Божий, используя при этом три слова: стиль Божий – это близость, сострадание и мягкость. Он всегда рядом – сострадательный и мягкий. И оправдание – это как раз-таки величайшая близость Божья к нам – и мужчинам, и женщинам, величайшее сострадание Божье к нам – и мужчинам, и женщинам, величайшая мягкость Отца. Оправдание – это дар Христа, смерти и воскресения Христа, освобождающего нас. «Отец, но ведь я – грешник, вор…». Да, но в сущности своей ты праведен. Позволь Христу свершить это оправдание. Мы не осуждены в нашей сущности, нет: мы праведны. Позвольте мне сказать одно слово: мы – святые в нашей сущности. Но наши поступки делают нас грешниками. Однако, в сущности мы – святые, так что позволим снизойти благодати Христовой и этому оправданию: это оправдание дает нам сил двигаться вперед. Итак, свет веры позволяет нам познать, сколь безгранично милосердие Божье, благодать, действующая нам во благо. Но тот же свет позволяет нам увидеть и лежащую на нас ответственность за сотрудничество с Богом в Его деле спасения. Силе благодати нужно сопрягаться с нашими делами милосердия, которое мы призваны воплощать в жизнь, чтобы свидетельствовать, сколь велика любовь Божья. Пойдем вперед с таким упованием: все мы оправданы, праведны во Христе. Мы должны претворять эту праведность в наши дела.

 

__________________________________

 

ОБРАЩЕНИЕ

С болью воспринял я известия о вооруженных нападениях, которым в прошлое воскресенье подверглись деревни Мадамай и Абун на севере Нигерии. Молюсь о погибших, раненных и обо всех нигерийцах. Надеюсь, что в этой стране будет всегда обеспечена безопасность всех граждан.

 

* * *

Всем сердцем приветствую паломников- итальянцев. В частности, Апостолов Святейшего Сердца и Архибратство Скорбящей из Казоллы. Призываю каждого учиться распознавать голос внутреннего Учителя, говорящего в тайне сознания, и следовать ему.

И, как обычно, мысленно обращаюсь к престарелым, больным, молодым и новобрачным, которых здесь так много. Сегодняшний праздник архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила и скорая память святых ангелов-хранителей пусть побуждают нас быть внимательными к божественным замыслам и их проявлениям. Отбросив все сомнения, уверенно идите по путям, которые ежедневно указывает вам божественное провидение. И давайте не будем забывать о предстоящем празднике св. Терезы Младенца Иисуса: пусть своей простотой, своим коротким земным странствием, этим маленьким странствием она поможет нам идти вперед по пути святости и благословляет нас.

Всем мое благословение.

Источник: vatican.va







.