«Мы, – заявляет св. Павел, – проповедуем Христа распятого…, Божию силу и Божию премудрость». С другой стороны, апостол не скрывает, что с точки зрения человеческой мудрости крест – это нечто совсем иное: это «соблазн» и «безумие» (1 Кор 1, 23-24). Крест был орудием смерти, но все же именно он дал жизнь. Крест был чем-то, на что никто не хотел даже смотреть, но все же именно он раскрыл нам красоту любви Божьей. Поэтому святой Божий народ чтит его и прославляет на литургии сегодняшнего праздника. Евангелие от св. Иоанна берет нас за руку и помогает войти в эту тайну. Ведь Евангелист стоял прямо там – под крестом. Он созерцает Иисуса – уже мертвого, прибитого к дереву – и пишет: «Видевший засвидетельствовал» (Ин 19, 35). Св. Иоанн видит и свидетельствует.
Прежде всего, видеть. Но что же Иоанн видел под крестом? Наверняка, то же, что видели другие: Иисус, невинный и добрый, находит ужасную смерть между двумя злодеями. Еще одна из множества несправедливостей, еще одна из множества кровавых жертв, которые не влияют на историю, очередное доказательство того, что ход событий в мире не меняется: добрых устраняют, а злые побеждают и благоденствуют. В глазах всего мира крест – это провал. И мы тоже рискуем остановиться на этом первом поверхностном впечатлении, не принять логику креста, не согласиться с тем, что Бог спасает нас, позволяя злу мира сего обрушиться на Себя. Не принимать, если только не на словах, Бога слабого и распятого и мечтать о сильном и торжествующем божке. Это большой соблазн. Как часто мы хотим христианства победителей, триумфального христианства, весомого и значимого, окруженного славой и честью. Но христианство без креста становится мирским и стерильным.
Св. Иоанн, напротив, видел в кресте деяние Божье. Он распознал во Христе распятом славу Божью, увидел, что, несмотря на видимость, Он не проигравший, а Бог, добровольно жертвующий Собой за каждого человека. Но зачем? Ведь Он мог бы спасти Свою жизнь, мог бы держаться в стороне от нашей убогой и жестокой истории. А Он захотел в нее вмешаться, погрузиться. И поэтому выбрал самый трудный путь – крест. Потому что на Земле не должно быть ни единого настолько безнадежного человека, чтобы он не мог встретить Его, пусть даже там – в горе, во тьме, в одиночестве, в искушении собственного убожества и ошибок. Именно туда, где Бога, казалось бы, не может быть, пришел Бог. Чтобы спасти каждого отчаявшегося, Он пожелал коснуться отчаяния, чтобы разделить нашу самую жестокую боль, Он кричал на кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27, 46; Пс 22/21/, 1). Спасительный вопль. Спасительный, потому что Бог разделил даже наше одиночество. И теперь мы с Ним и уже не одни – никогда.
Как же нам научиться видеть славу на кресте? Некоторые святые учили, что крест подобен книге, которую нужно открыть и прочитать, чтобы узнать, что в ней. Недостаточно просто купить ее, посмотреть на нее и поставить в красивый шкафчик дома. Так же со крестом: он нарисован или высечен в каждом углу наших церквей. Распятий не сосчитать: на шеях, в домах, машинах и карманах. Но все это бесполезно, если мы не останавливаемся, чтобы взглянуть на Распятого и открыть Ему сердца, если не позволяем себе поражаться Его зияющим ради нас ранам, если наши души не разрываются от потрясения, и мы не плачем над Богом, раненным из-за любви к нам. Иначе крест так и останется для нас непрочитанной книгой: мы хорошо помним ее название и автора, но она не влияет на нашу жизнь. Не стоит сводить крест к простому предмету почитания, а тем более к политическому символу, к знаку религиозного и социального значения.
Созерцание распятия рождает следующий шаг – свидетельство. Когда мы вглядываемся в Иисуса, Его лицо начинает отражаться в нашем: Его черты становятся нашими, любовь Христова завоевывает и преображает нас. Сейчас я думаю о мучениках, свидетельствовавших в этой стране о любви Христовой в очень тяжелые времена, когда все подсказывало молчать, затаиться, не исповедовать веру. Но они не могли – не могли не свидетельствовать. Сколько самоотверженных людей пострадало и умерло здесь, в Словакии, ради имени Иисуса! Свидетельство, данное из любви к Тому, Кого они долго созерцали: так долго, что уподобились Ему, в том числе и в смерти.
Однако, я думаю и о наших временах: и сейчас достаточно поводов свидетельствовать. Здесь, слава Богу, нет гонителей христиан, как в немыслимом множестве других частей этого света. Но свидетельство может быть заражено обмирщением и посредственностью. Крест требует ясного свидетельства. Потому что крест – не поднятое знамя, а чистый источник нового образа жизни. Какого? Образа жизни по Евангелию, по заповедям блаженств. Свидетель с крестом в сердце, а не только на шее, ни в ком не видит врага, а во всех видит братьев и сестер, ради которых Иисус отдал Свою жизнь. Свидетель креста не помнит обиды прошлого и не жалуется на настоящее. Свидетель креста не использует пути обмана и мирской силы: он не навязывает себя и своих, а отдает собственную жизнь за других. Он не ищет пользы для себя, чтобы потом казаться набожным: то была бы религия двуличия, а не свидетельство о распятом Боге. Свидетель креста следует только одной стратегии: стратегии своего Учителя – смиренной любви. Он не ждет триумфа здесь и сейчас, потому что знает, что любовь Христова приносит плод день за днем и обновляет все изнутри, как семя, упавшее в землю, чтобы умереть и дать урожай.
Дорогие братья и сестры, вы видели свидетелей. Бережно храните память о тех, кто вскормил и взрастил вашу веру. Скромные и простые люди, отдавшие жизнь из любви до конца. Это наши герои – герои каждого дня, и их жизни меняют историю. Свидетели создают других свидетелей, потому что они дают жизнь. И именно так распространяется вера: не силой мира сего, а мудростью креста; не с помощью структур, а свидетельства. И сегодня Господь из звенящего молчания креста спрашивает всех нас, спрашивает и тебя, тебя, меня: «Ты хочешь быть Моим свидетелем?»
Рядом с Иоанном на Голгофе стояла Пресвятая Богоматерь. Никто, как она, не видел открытой книги креста и не свидетельствовал о нем смиренной любовью. По ее заступничеству попросим благодати обратить взор сердца на Распятого. Тогда наша вера сможет полностью расцвести, тогда будут зреть плоды нашего свидетельства.