Добрый день, дорогие братья и сестры!
В Евангелии сегодняшней литургии Иисус исцеляет глухонемого. В этом повествовании поражает то, как именно Господь совершает это чудесное знамение. А Он совершает его так: отводит глухонемого в сторону, вкладывает Свои пальцы ему в уши и, плюнув, касается его языка, а потом смотрит на небо и, вздохнув, говорит: «еффафа», т.е. «откройся» (ср. Мк 7, 33-34). При других исцелениях в случаях столь же тяжелых болезней, таких как паралич или проказа, Иисус не прибегает к подобным жестам. Так почему же сейчас Он делает все это, хотя его всего лишь попросили возложить руку на больного (ср. 32)? Почему Он прибегает к этим жестам? Возможно, потому, что состояние этого человека обладает особым символическим значением. Быть глухонемым – это болезнь, но также символ. И этот символ относится ко всем нам. О чем же идет речь? О глухоте. Этот человек не мог говорить, потому что не слышал. И Иисус, чтобы устранить причину немощи, сначала вкладывает пальцы ему в уши, а затем в рот, но сначала в уши.
Уши есть у всех, но часто мы не слышим. Почему? Братья и сестры, потому что существует некая внутренняя глухота, и сегодня мы можем попросить Иисуса коснуться и исцелить ее. И эта внутренняя глухота хуже физической, потому что она есть глухота сердца. Захваченные спешкой, тысячей вещей, которые нужно сказать и сделать, мы не находим времени остановиться и послушать тех, кто говорит с нами. Рискуем стать непроницаемыми для всего и не подпустить к себе нуждающихся в том, чтобы их выслушали: здесь я имею в виду детей, молодежь, стариков, множество тех, кому нужны не столько слова и проповеди, сколько кто-то, кто их выслушает. Спросим себя: а слушаю ли я? Проникаюсь ли жизнью людей, умею ли посвящать время тем, кто меня окружает, чтобы выслушать их? Это касается всех нас, но особенно священников. Священник должен слушать людей, а не бежать куда-то, слушать… и смотреть, как можно было бы помочь, но только после того, как уже выслушал. Это для всех нас: сначала слушать, потом отвечать. Подумаем о семейной жизни: как часто супруги говорят, не выслушав сначала, повторяя все время одно и то же! Не умея слушать, мы постоянно говорим все то же, не позволяя другому закончить свою мысль, высказаться, прерываем его. Зачастую диалог возобновляется не благодаря словам, а благодаря молчанию, благодаря тому, что мы перестаем рвать удила и начинаем терпеливо слушать другого – слушать о его проблемах, о том, что он носит в своей душе. Исцеление сердца начинается со слушания. Слушать. Это исцеляет сердце. «Отец, но ведь бывают такие скучные люди, которые все время нудят одно и то же…». Слушай их. А потом, когда они закончат говорить, скажи свое слово, но выслушай все.
То же касается и Господа. Хорошо, что мы засыпаем Его просьбами, но для нас же лучше сначала выслушать Его. Иисус просит об этом. Когда в Евангелии Его спрашивают, какая из заповедей главная, Он отвечает: «Слушай, Израиль», а затем добавляет главную заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Мк 12, 28-31). Но, прежде всего: «Слушай, Израиль». Ты слушай. Помним ли мы, что нам нужно слушать Господа? Мы – христиане. Но, возможно, за тысячью слов, которые ежедневно слышим, мы и на несколько секунд не хотим расслышать в своей душе пару слов Евангелия. Иисус есть Слово: если мы не остановимся, чтобы услышать Его, то Он пройдет мимо. Если не остановимся, чтобы услышать Иисуса, Он пройдет мимо. Св. Августин говорил: «Страшусь Господа, мимо проходящего». Страх прозевать Иисуса, не выслушав Его. Но, если мы отводим время для Евангелия, то найдем секрет духовного здоровья. Вот лекарство: каждый день немного молчания и слушания, на несколько ненужных слов поменьше и на несколько слов Божьих больше. Всегда с Евангелием в кармане, которое так помогает. Сегодня, как в день крещения, мы слышим обращенное к нам слово Иисуса: «Еффафа, отверзись»! Открой свои уши. Иисусе, хочу открыться Твоему слову; Иисус, открой меня, чтобы мне слышать Тебя; Иисусе, исцели мое сердце от закрытости, исцели мое сердце от спешки, исцели мое сердце от нетерпеливости.
Дева Мария, открытая для слушания Слова, в ней ставшего плотью, да поможет нам ежедневно слушать ее Сына в Евангелии и в наших братьях и сестрах с послушным сердцем, покорным сердцем и внимательным сердцем.