ПАПА ФРАНЦИСК
«АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ»
Площадь св. Петра,
воскресенье, 8 августа 2021 г.
Добрый день, дорогие братья и сестры!
В Евангелии сегодняшней литургии Иисус продолжает проповедовать народу, видевшему чудо преумножения хлебов. И Он призывает этих людей к качественному скачку: напомнив о манне, которой Бог кормил отцов в долгом странствии по пустыне, теперь Господь применяет символ хлеба к Себе Самому. Он четко говорит: «Я есмь хлеб жизни» (Ин 6, 48).
Что значит хлеб жизни? Для жизни нужен хлеб. Голодный не просит изысканной и дорогостоящей пищи: он просит хлеба. Безработный, просит не огромной зарплаты, а «хлеба» работы. Иисус являет Себя как хлеб, т.е. нечто насущное, необходимое для жизни каждый день, без чего никак нельзя. Он – не просто какой-то хлеб, такой же, как множество других, а тот самый хлеб жизни. Другими словами, мы без Него не живем, а существуем: потому что только Он питает нашу душу, только Он исправляет то зло, с которым нам самим не справиться, только Он позволяет нам почувствовать любовь, даже если все разочаровывают нас, только Он дает нам сил любить, только Он дает нам сил прощать, когда это нелегко, только Он вселяет в сердце мир, которого оно ищет, только Он вдыхает жизнь навеки, когда она заканчивается здесь. Таков хлеб жизни.
«Я есмь хлеб жизни», – говорит Он. Остановимся на этом прекрасной метафоре Иисуса. Он мог бы пуститься в рассуждения, приводить доводы, но, как мы знаем, Иисус говорит притчами, и в этом выражении, «Я есмь хлеб жизни», Он поистине выражает все Свое бытие и всю Свою миссию. Это станет совершенно очевидно в конце, на Тайной вечери. Иисус знает, что Отец хочет, дабы Он не просто накормил людей, а отдал Самого Себя, преломил Себя, Свою жизнь, Свою плоть, Свое сердце, чтобы мы могли иметь жизнь. Эти слова Господни пробуждают в нас изумление перед даром Евхаристии. Никто в этом мире, как бы ни любил он другого человека, не может стать пищей для него. Бог же сделал это, и сделал ради нас. Давайте обновим в себе то изумление. Сделаем это, поклоняясь Хлебу жизни, потому что поклонение наполняет жизнь изумлением.
В Евангелии, однако, люди не изумляются, а рвут одежду на себе и ропщут. Они думают так: «Мы знаем этого Иисуса, знаем Его родных, как же Он может говорить: “Я есмь Хлеб, сшедший с небес?”» (ср. 41-42). И мы, возможно, ропщем: нам был бы удобней Бог, живущий на небесах и не вмешивающийся в нашу жизнь, чтобы мы сами могли управлять всем на этой земле. Но Бог стал человеком, чтобы погрузиться в конкретику мира сего, погрузиться в нашу конкретику. Бог стал человеком ради меня, ради тебя, ради всех нас, чтобы войти в нашу жизнь. И все в нашей жизни Ему интересно. Мы можем рассказывать Ему о своих чувствах, о работе, о том, как прошел день, о наших горестях и бедах, обо всем. Мы можем сказать Ему все, потому что Иисус хочет такой близости с нами. Чего же Он не хочет? Чтобы Его отпихнули на каемку, чтобы Его, Который есть хлеб, игнорировали и отодвигали в сторону либо звали лишь тогда, когда нам это нужно.
«Я есмь хлеб жизни». По крайней мере, один раз в день мы собираемся вместе за столом: возможно, вечером, в кругу семьи, после рабочего дня или учебы. Было бы неплохо, прежде чем преломить хлеб, призвать Иисуса, хлеб жизни, просто попросить Его благословить то, что мы сделали и что у нас не получилось сделать. Позовем Его домой, помолимся «по-домашнему». Иисус будет сидеть с нами за столом, и мы насытимся величайшей любовью.
Приснодева Мария, в которой Слово стало плотью, да поможет нам день ото дня углублять дружбу с Иисусом, хлебом жизни.
______________________________
Дорогие братья и сестры!
Приветствую всех вас, римлян и паломников из разных стран: семьи, приходские группы, объединения и отдельных верующих. В частности, приветствую группу молодежного душепопечения из Вероны, парней и девушек из Кревалькоре и Скандиано, а также из салезианских домов Тривенето, приехавших в Рим на велосипедах. Молодцы, вы молодцы!
Всем вам желаю хорошего воскресенья. Пожалуйста, не забывайте молиться обо мне. Приятного аппетита на обеде, и до свидания!