Ватикан. Открытьcя Божьим сюрпризам и не закрываться в знамения времени – посоветовал Папа Франциск в проповеди 13 октября на утренней Евхаристии в часовне Дома св. Марфы. Комментируя слова Иисуса обращенные к экспертам закона (Лк 11, 29-32). Папа призвал верующих не останавливаться на своих собственных идеях, но идти вместе с Господом и всегда находить что-то новое.
Иисус говорит с экспертами закона, которые требуют чудес, и называет их «злым родом». Папа Франциск начал с отрывка Евангелия, чтобы остановиться на сюрпризах Бога. Те, которые знали закон, часто требовали от Иисуса знака – сказал он, – и Иисус отвечал им, что они не признают знамения времени».
«Почему эти, знающие закон, не понимали знамений времени и требовали очередного знака (который позже дал им Иисус), почему они не понимали? Тем более что они были закрыты. Во-первых, именно потому, что они были закрыты. Они закрылись в своем укладе, они имели хороший упорядоченный Закон, – шедевр. Все евреи знали, что было можно делать и что делать не дозволялось, и как далеко можно было зайти. Все было устроено. И они чувствовали себя в безопасности».
«То, что делал Иисус, им казалось странным. Он ходил с грешниками, кушал с мытарями. Это им не нравилось, это было опасно. В опасности была вся наука, учение закона, которое они, теологи, составляли столетиями. Они делали так из любви и верности Богу – сказал Папа, – но зациклились на этом. Просто забыли историю. Они забыли, что Бог, Который является Богом Закона, является Богом сюрпризов. Бог, действительно, часто готовит сюрпризы своему народу, например, когда Он избавил их от рабства в Египте. Они не понимали, что Бог есть Бог сюрпризов, и что Он всегда Новый. Никогда не опровергает Себя, никогда не говорит, что сказанное Им было ошибочно. Но Он всегда нас удивляет. Они не понимали, и замкнулись в системе, которую создали с хорошим намерением и требовали от Иисуса сделать знамение. Но они не понимали многих знамений, сотворенных Иисусом, и тех, которые показывали, что время настало. Они закрывались. Во-вторых, они забыли, что они были народом странствующим, народом в пути. И, когда мы странствуем, мы находимся в пути, и всегда находим что-то новое и неизвестное».
Затем Папа дополнил: «Путешествие само по себе не является абсолютным, но это дорога к последнему откровению Господа. Жизнь это путешествие к полноте Иисуса Христа, к Его второму пришествию. «Этому поколению – Папа вернулся к цитате из Евангелия, – другого знамения не будет дано, кроме знамения Ионы», это значит Воскресение, слава эсхатологии, к которой мы идем навстречу. Знающие Закон замкнулись в себе, они не были открыты Богу, Который удивляет, не знали ни дороги, ни эсхатологии. Поэтому в синедрионе, когда Иисус сказал, что Он есть Сын Божий, они разорвали на себе одежду, они были шокированы и сказали, что это кощунство. Знамение, которое дал им Иисус, для них было кощунством. Поэтому Иисус и говорит о «злом племени». Они не понимали, что Закон, который хранили и любили, был учением, ведущим к Иисусу Христу. Если Закон не ведет к Иисусу Христу, не приближает к Иисусу Христу, – он мертв. Поэтому Иисус укоряет их, в том, что они были закрыты, и не в состоянии разглядеть знамения времени, они не были открыты для Бога, Который удивляет.
«И это должно заставить нас задуматься: Цепляюсь ли я за свои идеи? Я закрыт или открыт для сюрпризов от Бога? Я статический человек или в пути? Я верю в Иисуса Христа? Я верю в то, чему учил Иисус, Который умер, воскрес из мертвых и на этом все заканчивается, или я верую, что путь продолжается дальше, до зрелости, к проявлению славы Господней? Я в состоянии понять знамения времени и быть верным голосу Господа, Который проявляется в них? Мы можем сегодня задать себе эти вопросы и просить у Господа сердце, которое любит Закон, потому что это Закон Божий и, которое также любит Божьи сюрпризы, и знает, что этот священный Закон не является самоцелью».
«Это путь – констатировал Папа, – учение, которое ведет нас к Иисусу Христу, к окончательной встрече, когда появится большое знамение Сына Человеческого».